Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:49, контрольная работа
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.
1. Сорокин П. А.: краткая биография.
2. Социологические идеи в труде «Система социологии».
3. Теория культурных суперсистем.
2) В зависимости от
типизации («полиформизма») взаимодействующих
индивидов различают
3) В зависимости от
природы проводников
4) Также он выделяет
взаимодействие одностороннее
П. Сорокин считал, что всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых”.
“Весь сложнейший
мир общественной жизни людей
распадается на очерченные
Социальное пространство
Проблемы «социального пространства» П.А. Сорокин исследует во втором томе «Системы социологии», изучая «сложные социальные агрегаты», разного рода социальные группы, их строение и взаимодействия между собой.
Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:
1. космические или физико-химические
2. биологические
3. социально-психические
Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. “Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок и организация последнего изменилась!”
Социальным пространством Сорокин называет систему общественных отношений, в котором человек занимает своё особое место в соответствии с системой координат социального пространства, по аналогии с системой координат в математике. В качестве таких социальных координат П.А. Сорокин рассматривал пол, возраст, расу, гражданство, религиозную принадлежность, имущественное положение и т.д., то есть социальное пространство многомерно. Человек может быть одновременно русским, православным, членом партии кадетов, журналистом по профессии, членом клуба любителей охоты и т.д. То есть индивид оказывается членом (абонентом) множества социальных групп. Таким образом, социальное пространство, согласно П.А. Сорокину — это система внутригрупповых и межгрупповых отношений индивидов. Для социолога, как считает П.А. Сорокин, одинаковое значение имеют и общественный класс, и кружок фотолюбителей.
П.А. Сорокин отвергает как упрощённые попытки деления общества по какому-либо одному признаку (классовому, национальному, расовому, профессиональному и т.д.). Он даёт классификацию социальных групп по многим признакам.
Прежде всего, группы бывают:
Первый уровень отношений в обществе — отношения между людьми в элементарных группах, второй — отношения и напластования элементарных групп, образующие кумулятивную группу, третий уровень — отношения между кумулятивными группами. Общество — сложное образование из элементарных и кумулятивных групп.
Государство П.А. Сорокин описывает как одну из элементарных групп, понимая под ней фактически группу подданных (граждан) определённого государства. Класс он считает кумулятивной группой, сочетающей в себе признаки профессиональной, имущественной и статусно-правовой элементарных групп и характеризующейся наличием общих интересов. Сам по себе класс не является монолитным образованием. В его составе можно выделить несколько группировок.
Далее, как элементарные, так и кумулятивные группы делятся на:
Кроме того, П.А. Сорокин классифицирует
социальные группы также по размерам,
по типам социального контроля, по
продолжительности
Социальная стратификация и социальная мобильность
Проблемы неоднородности общества, его деления на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П.Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Особую роль П.А. Сорокин отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической системе групп. Согласно его теории, все общество делится на различные слои — страты — это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе, по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. Социальная стратификация — разделение общества на страты. П.А. Сорокин считал социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения — мифом. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин относил экономическую, политическую и профессиональную стратификацию. Каждая из этих форм образует сложную иерархическую структуру.
Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политическую роль, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс перемещения людей из одной страты в другую получил название социальной мобильности. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на одном уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остались прежними. Вертикальная мобильность — это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего по доходам слоя общества в более высокий или же обратно — из высшего слоя в низший. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки.
Социальная мобильность
характеризует степень
Большое значение П. Сорокин
придавал проблеме социального равенства,
указывал на ее сложный и многогранный
характер. Экономическое содержание
данной проблемы заключается в предоставлении
каждому человеку материальных благ
«по степени его личного
Значительное место в
социологии культуры занимает теория
суперсистем американского
В зависимости от характера доминирующей ценности он разделил все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический, чувственный.
В основе идеациональной системы
культуры лежит принцип
Между идеациональной и чувственной
находится идеалистическая
К чувственной системе культуры П. Сорокин относит современный тип культуры. Ее объективная деятельность и смысл чувственны. Реально только то, что человек воспринимает через органы чувств.
Начав развиваться в XVI в., эта культура стремится к освобождению от религии, морали и других ценностей идеациональ-ной культуры.
Ценности чувственной культуры сосредоточены в повседневной жизни в реальном земном мире.
Согласно Сорокину современная «чувственная» культура обречена на закат, т. к. она придает относительность ценностям. Это не означает ее обязательной гибели. Культура может измениться в новую форму.
Пока жив человек, культура не погибнет. Суперсистемы – фазы исторического кругооборота. По Сорокину, на смену господствующей чувственной сверхсистеме должен прийти идеа-циональный тип культуры.
Использованная литература:
1. П.А. Сорокин, «Общедоступный учебник социологии», Москва, Наука, 1994г.
2. И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, «Западная социология»,
Санкт- Петербург, 1997г.
3. С. Новикова, «История развития социологии в России», Москва-Воронеж, 1996г.
4. К. Халин Е., Бабаян Г.В., Исламгалиева С.К. Культурология (конспект лекций)
Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.
Плюрали́зм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
Информация о работе Социологические воззрения Питирима Сорокина.