Социологические воззрения Питирима Сорокина.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:49, контрольная работа

Краткое описание

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Оглавление

1. Сорокин П. А.: краткая биография.
2. Социологические идеи в труде «Система социологии».
3. Теория культурных суперсистем.

Файлы: 1 файл

КР социология.docx

— 34.44 Кб (Скачать)

 

2) В зависимости от  типизации («полиформизма») взаимодействующих  индивидов различают взаимодействия  между индивидами, принадлежащими  к одной группе (семье, государству,  расе, возрасту), либо разным группам,  т.е. взаимодействие сходных и  несходных лиц.

 

3) В зависимости от  природы проводников различаются  механические, тепловые, звуковые, свето-цветовые  и т.д. взаимодействия.

4) Также он выделяет  взаимодействие одностороннее и  двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое,  сознательное и бессознательное

П. Сорокин считал, что  всё человеческое население распадается  на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с  другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или  класс, или государство, или религиозная  секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого  общения составляется из процессов  взаимодействия, односторонних и  двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных  и волевых”.

 “Весь сложнейший  мир общественной жизни людей  распадается на очерченные процессы  взаимодействия”. “Группа взаимодействующих  людей представляет своего рода  коллективное целое или коллективное  единство... Тесная причинная взаимозависимость  их поведения и дает основание  рассматривать взаимодействующих  лиц как коллективное целое,  как одно существо, составленное  из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя  друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой  суммы изолированных кислорода  и водорода, так и совокупность  взаимодействующих людей резко  отлична от простой их суммы.”  “Всякую группу людей, взаимодействующих  друг с другом, мы будем называть  коллективным единством или короче  коллективом”.

Социальное  пространство

Проблемы «социального пространства»  П.А. Сорокин исследует во втором томе «Системы социологии», изучая «сложные социальные агрегаты», разного рода социальные группы, их строение и взаимодействия между собой.

Сорокин подробно рассматривает  условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их  возникновения,  существования  и распада он делит на три группы:

   1. космические или  физико-химические

   2. биологические

   3. социально-психические

      Далее   Сорокин  указывает  два   основных   способа   (сознательный   и бессознательный)  установления  организации   группы   и   обычные    приемы поддержания   и   сохранения    этой    организации.    “Общественная   жизнь представляет не что  иное,  как непрерывный  поток   возникающих,  длящихся  и исчезающих   коллективных    единств.   “Коллективное   единство   перестает существовать  только  тогда,   когда   прекращается   взаимодействие   между частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства  ведет  к исчезновению его организации.  Но падение одной  организации   и  замена  её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного  единства,   а  означают  только,   что  форма,  порядок   и   организация   последнего изменилась!”

Социальным пространством Сорокин называет систему общественных отношений, в котором человек занимает своё особое место в соответствии с системой координат социального пространства, по аналогии с системой координат в математике. В качестве таких социальных координат П.А. Сорокин рассматривал пол, возраст, расу, гражданство, религиозную принадлежность, имущественное положение и т.д., то есть социальное пространство многомерно. Человек может быть одновременно русским, православным, членом партии кадетов, журналистом по профессии, членом клуба любителей охоты и т.д. То есть индивид оказывается членом (абонентом) множества социальных групп. Таким образом, социальное пространство, согласно П.А. Сорокину — это система внутригрупповых и межгрупповых отношений индивидов. Для социолога, как считает П.А. Сорокин, одинаковое значение имеют и общественный класс, и кружок фотолюбителей.

П.А. Сорокин отвергает  как упрощённые попытки деления  общества по какому-либо одному признаку (классовому, национальному, расовому, профессиональному и т.д.). Он даёт классификацию социальных групп по многим признакам.

Прежде всего, группы бывают:

  • элементарные (выделенные по одному признаку — полу, возрасту, языку, профессии, доходам, вероисповеданию и т.д.);
  • кумулятивные (выделенные по нескольким признакам — классы, нации, народности, элиты).

 

Первый уровень отношений  в обществе — отношения между  людьми в элементарных группах, второй — отношения и напластования  элементарных групп, образующие кумулятивную группу, третий уровень — отношения  между кумулятивными группами. Общество — сложное образование из элементарных и кумулятивных групп.

Государство П.А. Сорокин  описывает как одну из элементарных групп, понимая под ней фактически группу подданных (граждан) определённого  государства. Класс он считает кумулятивной группой, сочетающей в себе признаки профессиональной, имущественной и  статусно-правовой элементарных групп  и характеризующейся наличием общих  интересов. Сам по себе класс не является монолитным образованием. В его составе  можно выделить несколько группировок.

Далее, как элементарные, так и кумулятивные группы делятся на:

  • закрытые, принадлежность к которым не зависит от воли индивида, — первичная семья, пол, раса, каста, нация;
  • открытые, принадлежность к которым зависит от сознательного выбора индивида и имеет место свободная циркуляция индивидов, — профессиональные группы, политические партии, научные группировки и т.д.;
  • промежуточные, частично сочетающие в себе свойства двух предыдущих — вторичная семья, сословие, класс.

Кроме того, П.А. Сорокин классифицирует социальные группы также по размерам, по типам социального контроля, по продолжительности существования  групп, по способам, которыми индивиды входят в группу и выходят из неё (для открытых элементарных групп).

Социальная  стратификация и социальная мобильность

Проблемы неоднородности общества, его деления на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П.Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Особую роль П.А. Сорокин отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической системе групп. Согласно его теории, все общество делится на различные слои — страты — это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе, по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. Социальная стратификация — разделение общества на страты. П.А. Сорокин считал социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения — мифом. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин относил экономическую, политическую и профессиональную стратификацию. Каждая из этих форм образует сложную иерархическую структуру.

Меняя профессию или вид  деятельности, свое экономическое положение  или политическую роль, человек переходит  из одного социального слоя в другой. Этот процесс перемещения людей  из одной страты в другую получил  название социальной мобильности. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на одном уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остались прежними. Вертикальная мобильность — это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего по доходам слоя общества в более высокий или же обратно — из высшего слоя в низший. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки.

Социальная мобильность  характеризует степень открытости или закрытости или общества в  целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа характеризуется высокой социальной мобильностью, закрытое — низкой. Для  количественной оценки этого явления  был предложен показатель индекса  мобильности / стабильности, который  характеризует соотношение числа  индивидов, занимающих мобильное и  стабильное положение в конкретном обществе или группе.

Большое значение П. Сорокин  придавал проблеме социального равенства, указывал на ее сложный и многогранный характер. Экономическое содержание данной проблемы заключается в предоставлении каждому человеку материальных благ «по степени его личного социально-полезного  труда» [1]. В то же время важно, чтобы  стало реальностью равенство  всех перед законом, в занятии  публичных должностей, равенство  в области избирательного права, свободы слова, печати, союзов, совести  и т.д. Исключительное значение имеет  «более или менее равномерное  распределение знаний и образования», без чего невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система  общества П.Сорокин был глубоко  убежден в том, что все возникающие  в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного  разрешения социальных противоречий и  предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития.

Теория суперсистем П.А.Сорокина

 

Значительное место в  социологии культуры занимает теория суперсистем американского социолога  П.А. Сорокина (1889–1969), рассматривающая  проблемы социальной целостности.Исторический процесс П. Сорокин представлял  как процесс развития культуры. Общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этнические, эстетические, правовые и т. д., которые объединяются в системы высших рангов. В результате образуются культурные сверхсистемы (суперсистемы) – органично сменяющие друг друга основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и различающиеся в зависимости от верховных ценностей. Ценность, по мнению Сорокина, – основа и фундамент всякой науки.

В зависимости от характера  доминирующей ценности он разделил все  культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический, чувственный.

В основе идеациональной системы  культуры лежит принцип сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. Этот тип  представлен средневековой европейской  культурой, культурой брахманской  Индии, буддийской и греческой культурой  с VIII в. по конец VI в. до н. э.

Между идеациональной и чувственной  находится идеалистическая система  культуры. Доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю (западноевропейская культура XIII–XIV вв., древнегреческая культура V–IV вв. до н. э.).

К чувственной системе  культуры П. Сорокин относит современный  тип культуры. Ее объективная деятельность и смысл чувственны. Реально только то, что человек воспринимает через  органы чувств.

Начав развиваться в XVI в., эта культура стремится к освобождению от религии, морали и других ценностей идеациональ-ной культуры.

Ценности чувственной  культуры сосредоточены в повседневной жизни в реальном земном мире.

Согласно Сорокину современная  «чувственная» культура обречена на закат, т. к. она придает относительность ценностям. Это не означает ее обязательной гибели. Культура может измениться в новую форму.

Пока жив человек, культура не погибнет. Суперсистемы – фазы исторического  кругооборота. По Сорокину, на смену  господствующей чувственной сверхсистеме должен прийти идеа-циональный тип  культуры.

Использованная  литература:

1.  П.А.  Сорокин,  «Общедоступный  учебник   социологии»,   Москва, Наука, 1994г.

2.  И.  Громов,  А.  Мацкевич,  С.  Семенов,  «Западная   социология», 

Санкт- Петербург, 1997г.

3. С. Новикова, «История  развития  социологии  в  России»,  Москва-Воронеж, 1996г.

4. К. Халин Е., Бабаян Г.В., Исламгалиева С.К. Культурология (конспект лекций)

 

 

 

 

 

 

Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

Плюрали́зм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.


Информация о работе Социологические воззрения Питирима Сорокина.