Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:16, реферат
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 1910-х по 1922 г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира.
Родился П. А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми, крестьянка.
I.Жизнь Питирима Сорокина:
1.Ранние годы;
2. Революционная деятельность, студенческие годы;
3. Последние годы жизни в России;
4."Американский" период жизни П. Сорокина.
II.Социологические мысли П.А.Сорокина:
1.Принципы "Системы социологии" как исходные позиции социологического позитивизма;
2.Теоритическая и практическая социология;
3. Неопозитивистская социология Сорокина.
Тема:"Питирим Сорокин-основатель русского неопозитивизма."
Содержание:
I.Жизнь Питирима Сорокина:
1.Ранние годы;
2. Революционная деятельность, студенческие годы;
3. Последние годы жизни в России;
4."Американский" период жизни П. Сорокина.
II.Социологические мысли П.А.Сорокина:
1.Принципы "Системы социологии" как исходные позиции социологического позитивизма;
2.Теоритическая и практическая социология;
3. Неопозитивистская социология Сорокина.
I.Жизнь Питирима Сорокина:
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 1910-х по 1922 г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира.
1.Ранние годы.
Родился П. А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905 г. В последствии он вспоминал: "познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели представители разных политических течений -эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор". В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье.
2. Революционная деятельность, студенческие годы.
В 1907г. "зайцем"
проехал Петроград. В 1909г. сдал экстерном
экзамен на аттестат зрелости и поступил
в Психоневрологический институт, где
была единственная в стране кафедра
социологии. 1910г. он начал печататься
в научных журналах, таких, как "Вестник
Знания" , "Вестник психологии,
криминальной антропологии и гипнотизма".
В 1910г. Сорокину было сделано предложение
стать по совместительству лектором
по социологии в Психоневрологическом
институте и Институте
За всё
это время Сорокин не покидал
революционной работы. В 1911г. он вынужден
был, в избежание ареста, бежать из
Петрограда сначала; в Подолию, потом
за границу. В 1913г. был арестован
снова. За всё это время Сорокин
был издан ряд научных работ,
из которых многие, в частности
книга "Преступление и кара, подвиг
и награда" , обратили на себя внимание,
как русской, так и европейской
науки. В 1917г. им была написана целая
серия политических очерков.
В 1914г. Сорокин окончил университет и был
оставлен для подготовки к профессорского
званию. После сдачи экзаменов в конце
1915г., с начала 1917г. он становится "приват-доцентом"
. Защита магистерской диссертации была
назначена на март 1917г., но ее пришлось
отложить в связи с Февральской революцией
1917г. Сорокин оказался в водовороте политических
событий в стране. 1918г. - самый бурный год
в жизни П.Сорокина. После ареста в январе
1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской
крепости вместе с бывшими министрами
Временного правительства. После освобождения
он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного
собрания и Союза возрождения. В конце
мая отправился с антибольшевистской
миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск.
Его миссия не увенчалась успехом, и он
вынужден был 2 месяца скрываться
в Северо-Двинских лесах. Здесь, вдали
от цивилизации он много размышлял политике,
революции и самом себе и избавился от
многих "соблазнительных иллюзий".
Именно тогда, вероятно, им было написано
его "отречение" - открытое письмо,
в которое он признает поражение эсеровской
программы и заявляет о своем выходе из
партии эсеров.
После этого Сорокин сдался властям. В
тюрьме, приговоренный к расстрелу, он
пробыл до середины декабря 1918г. 12 декабря
его вызвали на допрос и ознакомили со
статьей Ленина "Ценные признания Питирима
Сорокина" . По личному распоряжению
Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму
Московской ЧК и здесь освобожден: на этом
политическая деятельность Сорокина закончилась.
Через несколько дней после освобождения
он вернулся в Петроград и приступил к
чтению лекций в университете. Только
в конце 1920г., на специальном заседании
факультета общественных наук, Сорокина
возвели в звание профессора без магистерской
защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина
"Система социологии" , которая была
представлена на публичный диспут в качестве
докторской диссертации.
3. Последние годы жизни в России.
22 апреля 1922г.
на диспуте тайным
В феврале 1922г. П. Сорокин
выступил на торжественном собрании в
честь 103 годовщины Петербургского университета.
Обращаясь к молодежи, он заявил, что "вера
отцов" оказалась "банкротством".
Советуя молодежи обрести "новую веру"
, Сорокин прежде всего рекомендует ей
"взять собой в дорогу" знания, чистую
науку, любовь и волю к производительному
труду.
В связи с тем, что после
революции неомарксистские социологи
продолжали работать так же активно, как
и прежде, а многие даже открыто выступали
против советской власти, в 1922 г. Ленин
поставил вопрос о коммунистическом контроле
программ и содержании курсов по общественным
наукам. В результате чего многим профессорам,
в том числе П. А. Сорокину, была запрещена
преподавательская деятельность. Под
натиском властей в сентябре 1922г. Сорокин
и его жена Е. П. Баратынская,
навеки были вынуждены оставить Россию.
"Что бы не случилось со мной в будущем,
- написано в его дневнике, уверен, что
три вещи навсегда останутся убеждениями
моего сердца и ума. Жизнь, как не тяжела
она была, - это самая высшая, самая прекрасная,
самая чудесная ценность в этом мире.
"Русский
период" творчества является своего
рода инкубационным, "годами учения"
, очень интересными и по - своему
продуктивными. Однако именно
за эти десять лет у Сорокина
созрели замыслы всех
4. "Американский" период жизни П. Сорокина.
Если он начинал
довольно традиционно для социальной
мысли рубежа веков, то в гарвардский
период превратился в макросоциолога,
рассматривающего цивилизацию в
качестве атомарной единицы своего
анализа. П. Сорокину понадобилось менее
года для культурной и языковой акклиматизации
и уже летним семестром 1924г. он приступил
к чтению лекций в Миннисотском университете.
В 1924г. выходит его первая печатная
книга "Листки из русского дневника",
описывающая и анализирующая
российские события 1917-1922гг. В 1925г. выходит
в свет его "Социология революции"
, в 1927г. "Социальная мобильность".
Сорокин является одним из родоначальников
теории социальной стратификации и социальной
мобильности.
В 1928г. Вышла
в свет книга "Современные социологические
теории", в 1929г. - «Основания городской
и сельской социологии". В 1930г. Всемирно
известный Гарвардский университет предлагает
Сорокину возглавить учрежденный социологический
факультет. П. Сорокин принял это предложение
и проработал в университете до 1959г. В
1956г. увидел свет его новую работу "Причуды
и недостатки современной социологии
и смежных наук", в 1956г. вышла работа
"Современные социологические теории".
В 1964г. в знак признания заслуг ученого,
75-летнего Сорокина избирают председателем
Американской социологической ассоциации.
11 февраля 1968г.
в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни
П. А. Сорокин скончался. П. Сорокин относится
к тому редкому типу ученых, чье имя становится
символом избранной им науки. На Западе
он давно уже признан как один из классиков
социологии XX столетия, стоящий в одном
ряду с О. Кантом, Г. Спенсером, М. Вебером.
II.Социологические мысли П.А.Сорокина:
Достойным продолжением
развития социологической мысли
в России являются работы выдающегося
русского социолога Питирима Александровича
Сорокина. Его социологические воззрения
формировались преимущественно
под влиянием работ Э. Дюркгейма,
М.М. Ковалевского и Е.В. Де-Роберти -
виднейшего российского представителя
психологического направления в
социологии. Не случайно первый том
задуманного Питиримом
«Американский» период научной деятельности П. Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многие другие. Надо, однако, сказать, что социологическое учение П. Сорокина исходило в целом из одних и тех же принципов, поэтому выделение в нем «русского» и «американского» периодов весьма условно.
1.Принципы "Системы социологии" как исходные позиции социологического позитивизма.
В «Системе социологии» Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что, во-первых, социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же. Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т. е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле истина должна быть отъединена от добра, справедливости и подобных принципов и норм. В-третьих, социология должна быть «объективной дисциплиной», т. е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению.В-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата. В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М. Ковалевский, монизм в социологии - это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.
Таковы «основные
и руководящие принципы»
2.Теоритическая и практическая социология.
Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) -процессы взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Понятно, что развитие социального явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.
Практическая
социология характеризуется Сорокиным
как прикладная дисциплина. Опираясь
на законы, которые формулирует
3.
Неопозитивистская социология
Объектами изучения
неопозитивистской социологии Сорокина
являются прежде всего социальное поведение
и деятельность людей, социальные группы
и структура общества в целом,
а также происходящие в нем
социальные процессы. В то же время
вся общественная жизнь и все
социальные процессы могут быть разложены,
по словам Сорокина, на явления и
процессы взаимодействия двух или большего
числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия
людей и объявляются им непосредственным
предметом изучения социологии. Речь
идет о«психико-рефлекторном»
В этом заключается существенное отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. Если позитивистская социология Конта направлена прежде всего на изучение общества как целостного социального организма, то предметом непосредственного изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы.
Взаимодействие
двух индивидов характеризуется
Сорокиным как простейшее социальное
явление. Оно имеет место тогда,
«когда изменение психических
Анализу простейших социальных взаимодействий и посвящен по сути весь первый том «Системы социологии» П. Сорокина. Во втором томе исследуются «сложные социальные агрегаты», разного рода социальные группы, их строение и взаимодействия.
П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп - односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по Уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной гратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация - это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т. п.
Информация о работе Питирим Сорокин-основатель русского неопозитивизма