Питирим Сорокин-основатель русского неопозитивизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:16, реферат

Краткое описание

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 1910-х по 1922 г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира.
Родился П. А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми, крестьянка.

Оглавление

I.Жизнь Питирима Сорокина:
1.Ранние годы;
2. Революционная деятельность, студенческие годы;
3. Последние годы жизни в России;
4."Американский" период жизни П. Сорокина.

II.Социологические мысли П.А.Сорокина:
1.Принципы "Системы социологии" как исходные позиции социологического позитивизма;
2.Теоритическая и практическая социология;
3. Неопозитивистская социология Сорокина.

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 30.73 Кб (Скачать)

Меняя профессию  или вид деятельности, свое экономическое  положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального  слоя в другой. Этот процесс получил  название социальной мобильности. Сорокин  подразделяет социальную мобильность  на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная  мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том  же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов  у него остаются прежними. Вертикальная мобильность- это переход людей  из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например из низшего слоя общества в более  высокий или же обратно - из высшего  слоя в низший.

Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает, в частности, экономическое неравенство людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни в существовании  богатых и бедных слоев населения». При этом «люди, принадлежащие к  высшему слою в каком-то одном  отношении, обычно принадлежат к  тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских  прав и находятся в низших слоях  профессиональной иерархии. Таково общее  правило, хотя существует и немало исключений».

Как считал Сорокин, социальная мобильность - такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она  существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как  «социальное пространство»,суть которого раскрывается через понятие «высшие  и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др.

Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального  равенства. В 1917г. в Петрограде вышла  его книга «Проблема социального  равенства». К этой проблеме он постоянно  обращался в своих последующих  работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней - это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по  его заслугам», т. е. «по степени  его личного социально-полезного  труда». Однако этим экономическим  содержанием проблема социального  равенства не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага -избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т. д.Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т. е.основанная на социальном равенстве, система общества.

П. Сорокин  был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного  разрешения социальных противоречии и  предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В  своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее  благополучное развитие общества после  разрушающей его революции наступает  благодаря его «возврату к  своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп».

В фундаментальном  четырехтомном труде «Социальная  и культурная динамика» П. Сорокин  анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие  «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С  помощью этого понятия объясняется  поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействия по самым разным направлениям. Большое значение придается общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. Именно к этому всегда призывал П. Сорокин как ученый и общественный деятель. На склоне своих лет он выкупил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое "объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».

 

Многие положения, выдвинутые Сорокиным, мне ясны. Как я поняла, главное отличие неопозитивизма от позитивизма состоит в том, что неопозитивизм обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию индивидов, социальному общению, социальному поведению малых групп, а не к изучению общества как целостного социального организма. Таким образом, новая методология вывела социологию на совершенно иной уровень знания. Выводы социолога базировались на опыте, а весь анализ предпринимался с конкретной целью, имеющей не только теоретическое, но и прикладное значение.

 

 

 

 

За основу взяты сайты:

1. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=108571

2.http://www.coolreferat.com

 


Информация о работе Питирим Сорокин-основатель русского неопозитивизма