Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 16:11, контрольная работа
Предметом особого интереса уже на раннем этапе творчества Сорокина стали проблемы эволюции и социального прогресса, теории и методологии социологических исследований. Его работы всегда отличались широтой и разнообразием тематики. Он занимался исследованиями предмета социологии, механизмами развития и функционирования общества. Со студенческих лет его привлекала природа счастья, которую он тесно связывал с проблемой социального прогресса. Кроме этого, Сорокин разрабатывал темы человеческих бедствий, исследовал влияния космических, природных и социальных сил на сознание и поведение человека, изучал национальные аспекты человеческих отношений. В них он видел одну из наиболее существенных сторон жизни общества.
Тема 12. Социологическая теория П.Сорокина
Первоначально
теоретико-методологические построения
Сорокина и их методологическое обоснование
осуществлялись им в духе неопозитивистско-
С
первых же страниц своей книги
«Преступление и кара, подвиг и
награда» (1914), автор заявляет о своем
намерении критически рассмотреть
сложившиеся и
По его мнению, чтобы определить класс преступных актов, надо охарактеризовать те признаки специальных психических переживаний, наличность которых в «душе» индивида обусловливают собой квалификацию им тех или иных актов как актов преступных. В каждом преступном акте даны по крайней мере два элемента психической жизни — представление «запрещенного» и «отталкивательная эмоция». Эти специфические переживания, считает Сорокин, даны почти у всех людей всех времен и народов, правда, за исключением людей, страдающих моральной тупостью и моральным идиотизмом. Так было выстроено понятие класса преступных актов или преступлений, сильно расходящееся с понятием догматики уголовного права и множеством других авторитетных в начале века правоведческих школ и методологических подходов.
Что
касается общетеоретической позиции
автора, связанной с его трактовкой
природы права, то здесь несомненна
его ориентация на совокупное рассмотрение
индивидуального и группового поведения
человека с точки зрения не только
требований права (закона), но и с
учетом требований морали. Таким образом,
весьма древний и в то же самое
время фундаментальный для
Сорокин
выводит «историческую
Эта
характеристика может и сегодня
считаться вполне работающей и результативной
в обсуждении тех или иных бесспорных
достоинств социологического изучения
права по сравнению с более
привычным и более
Так начинающий социологический исследователь и комментатор права подводит читателя к выводу о том, что социологический анализ не должен довольствоваться обсуждением только области официально регламентируемых преступлений и кар (подвигов и наград), изучаемых обычно дисциплиной уголовного права и может ловить свою «рыбу» вне этой области, т. е. в «более обширных морях социальной реальности».
Совокупное рассмотрение проблематики кар и наград явилось существенным обновлением сложившейся исследовательской традиции и, как это станет очевидным позднее, превратится усилиями самого Сорокина в более широкое и комплексное направление социологических (социокультурных) и социально-исторических интерпретаций социальных отношений, основанных на групповых или личных конфликтах в рамках семьи, общества и государства.
2. Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»). Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».
В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П.А. Сорокин выделяет три аспекта изучения общества, а именно, с точки зрения:
Социологию П.А. Сорокин разделяет на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику (изучение строения социальных явлений и комбинаций социальных явлений), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которые вызывают эти взаимодействия), и социальную генетику или генетическую социологию (исторические тенденции развития общества). Практическая социология — это, фактически, социальная политика. Её задача — опираясь на законы теоретической социологии управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.
Говоря
о методе социологии, П.А. Сорокин
отмечает, что он должен быть приближен
к методу естественных наук, то есть
иметь в своей основе наблюдение
и измерение, а не метафизические
рассуждения о «психической реальности»,
которую нельзя непосредственно
наблюдать и измерить. Для этого
социология должна изучать только акты
поведения, доступные наблюдению и
измерению.
3. В качестве исходной единицы социологического анализа П.А. Сорокин рассматривает «социальное взаимодействие», которые он подробно анализирует в первом томе «Системы социологии», 1920. Социальным взаимодействием он называет взаимодействие двух или большего числа индивидов и их комбинации. Вся общественная жизнь, все социальные процессы, от революции и мировой войны до футуризма в искусстве, согласно П.А. Сорокину, являются комбинациями различных социальных взаимодействий.
Структуру социального взаимодействия он определяет как связь трёх элементов:
Сами
социальные взаимодействия П.А. Сорокин
классифицирует по ряду критериев. В
зависимости от количества взаимодействующих
индивидов различаются
Таким
образом, в своей теории социальных
взаимодействий П.А. Сорокин опирался
на бихевиористскую схему «стимул-реакция».
Логичным поэтому было его сотрудничество
в 1918-1922 гг. с физиологами, в том числе И.П.
Павловым и В.М.Бехтеревым.
4. 1) Особую роль П.А. Сорокин отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической системе групп.Страты — это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе (работа П.А. Сорокина «Социальная мобильность», 1927).Социальная стратификация — разделение общества на страты. П.А. Сорокин считает социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения — мифом. Существует несколько форм социальной стратификации. Важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная. Каждая из этих форм образует сложную иерархическую структуру.
Социальная мобильность - различные перемещения людей из одной страты в другую. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный — перемещения индивидов в пределах одной страты (смена места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный — переход из одной страты в другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки.
Социальная
мобильность характеризует
2)
П.А. Сорокин отвергает как
упрощённые попытки деления
Прежде всего, группы бывают элементарные (выделенные по одному признаку — полу, возрасту, языку, профессии, доходам, вероисповеданию и т.д.) и кумулятивные (выделенные по нескольким признакам — классы, нации, народности, элиты). Первый уровень отношений в обществе — отношения между людьми в элементарных группах, второй — отношения и напластования элементарных групп, образующие кумулятивную группу, третий уровень — отношения между кумулятивными группами. Общество — сложное образование из элементарных и кумулятивных групп.
Далее, как элементарные, так и кумулятивные группы делятся на:
Кроме
того, П.А. Сорокин классифицирует социальные
группы также по размерам, по типам
социального контроля, по продолжительности
существования групп, по способам, которыми
индивиды входят в группу и выходят
из неё (для открытых элементарных групп).
Государство П.А. Сорокин описывает
как одну из элементарных групп, понимая
под ней фактически группу подданных
(граждан) определённого государства.
Класс он считает кумулятивной группой,
сочетающей в себе признаки профессиональной,
имущественной и статусно-
5.
В фундаментальном