Социологическая теория П.Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

Предметом особого интереса уже на раннем этапе творчества Сорокина стали проблемы эволюции и социального прогресса, теории и методологии социологических исследований. Его работы всегда отличались широтой и разнообразием тематики. Он занимался исследованиями предмета социологии, механизмами развития и функционирования общества. Со студенческих лет его привлекала природа счастья, которую он тесно связывал с проблемой социального прогресса. Кроме этого, Сорокин разрабатывал темы человеческих бедствий, исследовал влияния космических, природных и социальных сил на сознание и поведение человека, изучал национальные аспекты человеческих отношений. В них он видел одну из наиболее существенных сторон жизни общества.

Файлы: 1 файл

Тема 12.docx

— 30.70 Кб (Скачать)

Тема 12. Социологическая  теория П.Сорокина

  1. 1)Предметом особого интереса уже на раннем этапе  творчества Сорокина стали проблемы эволюции и социального прогресса, теории и методологии социологических исследований. Его работы всегда отличались широтой и разнообразием тематики. Он занимался исследованиями предмета социологии, механизмами развития и функционирования общества. Со студенческих лет его привлекала природа счастья, которую он тесно связывал с проблемой социального прогресса. Кроме этого, Сорокин разрабатывал темы человеческих бедствий, исследовал влияния космических, природных и социальных сил на сознание и поведение человека, изучал национальные аспекты человеческих отношений. В них он видел одну из наиболее существенных сторон жизни общества.

       2) Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали.

    Первоначально теоретико-методологические построения Сорокина и их методологическое обоснование  осуществлялись им в духе неопозитивистско-бихевиористического синтеза.

    С первых же страниц своей книги  «Преступление и кара, подвиг и  награда» (1914), автор заявляет о своем  намерении критически рассмотреть  сложившиеся и общеупотребительные  понятия преступления и наказания. О них уже написаны «сотни тысяч  томов», но, несмотря на богатство определений, приходится констатировать, провозглашал не без юношеского задора наш автор, что «общепризнанного понятия преступления, а соответственно и наказания, до сих пор нет». Происходит это, главным  образом, вследствие того, что вместо анализа действительных причинных  отношений, существующих в живой  действительности, догматика уголовного права весьма усиленно занималась и  занимается анализом перечисляемых  в кодексе «преступных деяний»  и тем самым игнорирует аналогичные  явления, существующие вне кодекса  и в кодексе не упоминаемые. Например, один кодекс считает определенный акт  преступлением, а другой — нет (скажем, переход из одной веры в другую). В итоге с одной точки зрения данный акт есть преступление, а  с другой — нет. А так как  обычно исходят из требований кодекса  и к ним же стараются приспособить свои определения, то и возникает  «неразрешимая задача отождествления»  в вопросе о том, что считать  преступным актом.

    По  его мнению, чтобы определить класс преступных актов, надо охарактеризовать те признаки специальных психических переживаний, наличность которых в «душе» индивида обусловливают собой квалификацию им тех или иных актов как актов преступных. В каждом преступном акте даны по крайней мере два элемента психической жизни — представление «запрещенного» и «отталкивательная эмоция». Эти специфические переживания, считает Сорокин, даны почти у всех людей всех времен и народов, правда, за исключением людей, страдающих моральной тупостью и моральным идиотизмом. Так было выстроено понятие класса преступных актов или преступлений, сильно расходящееся с понятием догматики уголовного права и множеством других авторитетных в начале века правоведческих школ и методологических подходов.

    Что касается общетеоретической позиции  автора, связанной с его трактовкой природы права, то здесь несомненна его ориентация на совокупное рассмотрение индивидуального и группового поведения  человека с точки зрения не только требований права (закона), но и с  учетом требований морали. Таким образом, весьма древний и в то же самое  время фундаментальный для любого варианта правопонимания вопрос о соотношении права и морали здесь истолкован в духе той философской традиции, которая их не разъединяла как явно специфические или определенно неоднородные, а, напротив, сближала, хотя и не отождествляла их.

    Сорокин выводит «историческую тенденцию  прогрессирующей быстроты эволюции и постепенного падения санкций, кривой кар и наград (преступлений и подвигов)». Говоря о новизне  своего предмета изучения, автор отмечает, что наказания за преступления, изучаемые  догматикой уголовного права «не  охватывают всего класса однородных явлений и имеют дело лишь с  маленькой частью целого класса».

    Эта характеристика может и сегодня  считаться вполне работающей и результативной в обсуждении тех или иных бесспорных достоинств социологического изучения права по сравнению с более  привычным и более распространенным в среде юристов приемом изучения и анализа, известным под общим  названием догматики права.

    Так начинающий социологический исследователь  и комментатор права подводит читателя к выводу о том, что социологический  анализ не должен довольствоваться обсуждением  только области официально регламентируемых преступлений и кар (подвигов и наград), изучаемых обычно дисциплиной уголовного права и может ловить свою «рыбу» вне этой области, т. е. в «более обширных морях социальной реальности».

    Совокупное  рассмотрение проблематики кар и наград явилось существенным обновлением сложившейся исследовательской традиции и, как это станет очевидным позднее, превратится усилиями самого Сорокина в более широкое и комплексное направление социологических (социокультурных) и социально-исторических интерпретаций социальных отношений, основанных на групповых или личных конфликтах в рамках семьи, общества и государства.

   2. Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»). Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».

   В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее  определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь  и деятельность людей, живущих в  обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П.А. Сорокин выделяет три аспекта  изучения общества, а именно, с точки  зрения:

  • его строения и состава
  • данных в нем процессов или его жизнедеятельности
  • происхождения и развития общества и общественной жизни.

   Социологию  П.А. Сорокин разделяет на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику (изучение строения социальных явлений и комбинаций социальных явлений), социальную механику (изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которые вызывают эти взаимодействия), и социальную генетику или генетическую социологию (исторические тенденции развития общества). Практическая социология — это, фактически, социальная политика. Её задача — опираясь на законы теоретической социологии управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

   Говоря  о методе социологии, П.А. Сорокин  отмечает, что он должен быть приближен  к методу естественных наук, то есть иметь в своей основе наблюдение и измерение, а не метафизические рассуждения о «психической реальности», которую нельзя непосредственно  наблюдать и измерить. Для этого  социология должна изучать только акты поведения, доступные наблюдению и  измерению. 

   3. В качестве исходной единицы социологического анализа П.А. Сорокин рассматривает «социальное взаимодействие», которые он подробно анализирует в первом томе «Системы социологии», 1920. Социальным взаимодействием он называет взаимодействие двух или большего числа индивидов и их комбинации. Вся общественная жизнь, все социальные процессы, от революции и мировой войны до футуризма в искусстве, согласно П.А. Сорокину, являются комбинациями различных социальных взаимодействий.

   Структуру социального взаимодействия он определяет как связь трёх элементов:

  • Минимум двух индивидов, которые вступают в акт взаимодействия и этим обуславливают поведение друг друга;
  • Так называемых актов, то есть действий индивидов. Каждый акт является, с одной стороны, результатом внутренней психической деятельности индивида, а с другой — стимулом, вызывающим ту или иную реакцию у других лиц. Акты П.А. Сорокин делит на интенсивные и слабые, мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные.
  • Проводников (материальных или символических) действий индивидов. К проводникам П.А. Сорокин относит язык, письменность, живопись, музыку, орудия труда и войны, деньги, одежду, церемонии, образы, памятники, предметы быта, железные дороги, телеграфную и телефонную связь и т.д. Наличие тех или иных проводников изменяет характер социального взаимодействия, например, железные дороги и телеграфная связь сокращают социальное пространство и время взаимодействия. Наличие проводников даёт возможность оценить интенсивность социального взаимодействия, например, через количество писем, телеграмм в единицу времени на одного индивида на данной территории, количество библиотек, число участвующих в митингах и т.д. Роль материальных проводников основывается на их физических качествах, а роль символических проводников — на символическом значении, которое им приписывается. (Аналогично Н.Д. Кондратьев выделял реальное или символическое выполнение «вещами» своих функций). Как отмечает П.А. Сорокин, если акты социального взаимодействия осуществляются и исчезают, то проводники могут накапливаться, образую вокруг взаимодействующих людей новую неприродную среду.

   Сами  социальные взаимодействия П.А. Сорокин  классифицирует по ряду критериев. В  зависимости от количества взаимодействующих  индивидов различаются взаимодействия между двумя, тремя и.т.д. индивидами, одним индивидом и многими. В  зависимости от типизации («полиформизма») взаимодействующих индивидов различают взаимодействия между индивидами, принадлежащими к одной группе (семье, государству, расе, возрасту), либо разным группам. В зависимости от природы проводников различаются механические, тепловые, звуковые, свето-цветовые и т.д. взаимодействия.

   Таким образом, в своей теории социальных взаимодействий П.А. Сорокин опирался на бихевиористскую схему «стимул-реакция». Логичным поэтому было его сотрудничество в 1918-1922 гг. с физиологами, в том числе И.П. Павловым и В.М.Бехтеревым. 

   4. 1) Особую роль П.А. Сорокин отводил группам, занимающим определённые позиции в некоторой иерархической системе групп.Страты — это большие группы людей, различающиеся по своему положению в общественной иерархии, обусловленному неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе (работа П.А. Сорокина «Социальная мобильность», 1927).Социальная стратификация — разделение общества на страты. П.А. Сорокин считает социальную стратификацию естественным свойством общества, а общество без расслоения — мифом. Существует несколько форм социальной стратификации. Важнейшими из них являются экономическая, политическая и профессиональная. Каждая из этих форм образует сложную иерархическую структуру.

   Социальная  мобильность - различные перемещения людей из одной страты в другую. П.А. Сорокин рассматривает два вектора мобильности — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный — перемещения индивидов в пределах одной страты (смена места работы, места жительства, семейного положения), вертикальный — переход из одной страты в другую, который может быть восходящим или нисходящим. Существует ряд механизмов, благодаря которым становится возможным переход из одной страты в другую по вертикали, например, армия, церковь, политические партии, выгодные браки.

   Социальная  мобильность характеризует степень  открытости или закрытости или общества в целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа характеризуется высокой социальной мобильностью, закрытое — низкой. Для количественной оценки этого явления был предложен показатель индекса мобильности / стабильности, который характеризует соотношение числа индивидов, занимающих мобильное и стабильное положение в конкретном обществе или группе.

   2) П.А. Сорокин отвергает как  упрощённые попытки деления общества  по какому-либо одному признаку (классовому, национальному, расовому, профессиональному и т.д.). Он даёт  классификацию социальных групп  по многим признакам.

   Прежде  всего, группы бывают элементарные (выделенные по одному признаку — полу, возрасту, языку, профессии, доходам, вероисповеданию и т.д.) и кумулятивные (выделенные по нескольким признакам — классы, нации, народности, элиты). Первый уровень отношений в обществе — отношения между людьми в элементарных группах, второй — отношения и напластования элементарных групп, образующие кумулятивную группу, третий уровень — отношения между кумулятивными группами. Общество — сложное образование из элементарных и кумулятивных групп.

   Далее, как элементарные, так и кумулятивные группы делятся на:

  • закрытые, принадлежность к которым не зависит от воли индивида — первичная семья, пол, раса, каста, нация;
  • открытые, принадлежность к которым зависит от сознательного выбора индивида и имеет место свободная циркуляция индивидов — профессиональные группы, политические партии, научные группировки и т.д.;
  • промежуточные, частично сочетающие в себе свойства двух предыдущих — вторичная семья, сословие, класс.

   Кроме того, П.А. Сорокин классифицирует социальные группы также по размерам, по типам  социального контроля, по продолжительности  существования групп, по способам, которыми индивиды входят в группу и выходят  из неё (для открытых элементарных групп). Государство П.А. Сорокин описывает  как одну из элементарных групп, понимая  под ней фактически группу подданных (граждан) определённого государства. Класс он считает кумулятивной группой, сочетающей в себе признаки профессиональной, имущественной и статусно-правовой элементарных групп и характеризующейся наличием общих интересов. Сам по себе класс не является монолитным образованием. В его составе можно выделить несколько группировок.

   5. В фундаментальном четырёхтомном  труде «Социальная и культурная  динамика» (1937-1941) П.А. Сорокин  создаёт свою циклическую концепцию  истории человеческого общества  и культуры. Под культурой П.А.  Сорокин понимает совокупность  материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми  в процессе их совместной деятельности. К ним относятся наука, техника,  изменённая природная среда, философия,  религия, искусство и т.д. В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы — познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупные образования. П.А. Сорокин выделяет следующие формы интеграции:

Информация о работе Социологическая теория П.Сорокина