Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 16:11, контрольная работа
Предметом особого интереса уже на раннем этапе творчества Сорокина стали проблемы эволюции и социального прогресса, теории и методологии социологических исследований. Его работы всегда отличались широтой и разнообразием тематики. Он занимался исследованиями предмета социологии, механизмами развития и функционирования общества. Со студенческих лет его привлекала природа счастья, которую он тесно связывал с проблемой социального прогресса. Кроме этого, Сорокин разрабатывал темы человеческих бедствий, исследовал влияния космических, природных и социальных сил на сознание и поведение человека, изучал национальные аспекты человеческих отношений. В них он видел одну из наиболее существенных сторон жизни общества.
На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней — это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики.
В
своём историческом изменении социокультурная
система циклически проходит идеациональную,
идеалистическую (интеграционную) и чувственную
фазы. Главный критерий выделения той
или иной фазы — определённый способ осмысления
реальности.
6. СОРОКИН Питирим Александрович один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США. Американский социолог русского происхождения.
Питирим Сорокин
развивал социологию не как одну из
частных общественных наук, а как
всеобъемлющую науку об обществе,
о закономерностях и тенденциях
его строения, функционирования, цикличной
неравномерной динамики, о факторах
и движущих силах перемен в
обществе, на всех его уровнях - от отдельного
индивида до человечества как единого,
многослойного и разнообразного
целого. В его понимании
Его теория существования суперсистем культуры -- одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры»
Основные труды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм -- моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).
Питирим Сорокин
внес поистине огромный вклад в развитие
науки. Все работы Сорокина П.А. охватывали
огромный пласт проблем изучения
социологии.