Социологическая теория П.Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

Предметом особого интереса уже на раннем этапе творчества Сорокина стали проблемы эволюции и социального прогресса, теории и методологии социологических исследований. Его работы всегда отличались широтой и разнообразием тематики. Он занимался исследованиями предмета социологии, механизмами развития и функционирования общества. Со студенческих лет его привлекала природа счастья, которую он тесно связывал с проблемой социального прогресса. Кроме этого, Сорокин разрабатывал темы человеческих бедствий, исследовал влияния космических, природных и социальных сил на сознание и поведение человека, изучал национальные аспекты человеческих отношений. В них он видел одну из наиболее существенных сторон жизни общества.

Файлы: 1 файл

Тема 12.docx

— 30.70 Кб (Скачать)
  • Пространственное или механическое соседство — конгломерат элементов культуры на определённом участке физического пространства;
  • Косвенная ассоциация на основе внешнего фактора, например, валенки, лыжи, печки как следствие фактора климата;
  • Каузальная, или функциональная интеграция — когда каждый элемент культуры функционально влияет на остальные элементы, и в то же время сам подвержен их влиянию и не может существовать без них;
  • Логико-смысловая интеграция (высшая форма интеграции) — когда различные элементы культуры образуют гармоничное целое. Существует общий принцип или основание, связывающий воедино все компоненты культуры, придавая смысл и значение каждому элементу

   На  основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает  социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней — это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики.

   В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы — определённый способ осмысления реальности. 

6. СОРОКИН Питирим Александрович один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США. Американский социолог русского происхождения.

Питирим Сорокин  развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как  всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной  неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в  обществе, на всех его уровнях - от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциология выступает как вершина обществоведения, обогащает все частные общественные науки и обогащает ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсации общества.

Его теория существования  суперсистем культуры -- одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры»

Основные труды  П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм -- моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).

Питирим Сорокин  внес поистине огромный вклад в развитие науки. Все работы Сорокина П.А. охватывали огромный пласт проблем изучения социологии.  
 
 

Информация о работе Социологическая теория П.Сорокина