Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:59, доклад
Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, имел свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин (1889 - 1968) - российско-американский социолог и культуролог.
Биография
Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, имел свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.
Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери.
Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей, что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.
Питирим, работая в селе Палевицы, окончил школу грамоты. 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу. Затем Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии Костромской губернии.
В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей. В декабре этого же года он был арестован полицией, осуждён и заключён в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным. Политические заключённые могли свободно общаться, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Кропоткина, Толстого, Плеханова, Чернова, Ленина, Дарвина, Спенсера. Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции.
Осенью 1907 года отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учёбу в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге старый приятель Фёдор Коковкин помогает Питириму найти место репетитора с проживанием в семье. Решив неотложные проблемы, буквально в тот же день, Питирим приступает к достижению своей основной цели — поступлению в университет. Для поступления в университет он заканчивает Черняевские курсы. Пройдя обучение и сдав экзамены, Питирим получает «свидетельство о благонадёжности». Поступать Питирим решил в Психоневрологический институт. Обучение в институте было платным, и было необходимо внести 150 рублей за год учёбы. Питирим сумел найти только 30 рублей, а остальные 45 рублей за первое полугодие учёбы обещал внести в сентябре под поручительство профессора Жакова. Однако деньги были так и не уплачены не только за первое, но и за второе полугодие, в результате чего в начале 1910 года он был отстранён от занятий. В июне 1910 года Питирим подаёт прошение о зачислении в число студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета, которое было удовлетворено в середине июля того же года. Питирим окончил университет в 1914 году, оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1916 года — приват-доцент.
26 мая 1917 года П. А. Сорокин женился на Елене Петровне Баратынской. У них родилось два сына Петр и Сергей.
Против П.Сорокина по вопросу статистики разводов населения Петрограда выступил В. И. Ленин. По постановлению Коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 г. выслан за границу из Петрограда. Первоначально выехал в Берлин. Затем проживал в Чехословакии. В октябре 1923 г. выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931-1959 гг. — профессор Гарвардского университета. В 1965 г. — президент Американской социологической ассоциации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 12.11.2010 в Сыктывкаре создано Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр „Наследие“ имени Питирима Сорокина». Основная задача Центра — изучение и популяризация в республике наследия П. А. Сорокина и других выдающихся деятелей Коми науки и культуры.
В
апреле 2011 года в Винчестере (США) образован
Фонд Питирима Сорокина. Фонд создан сыном
Питирима Сорокина Сергеем и является
некоммерческой организацией.
Проблематика исследований
Питирим Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе, на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциология выступает как вершина обществоведения.
В работе «Система социологии» П.А. Сорокин даёт следующее определение: «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». П.А. Сорокин выделяет три аспекта изучения общества, а именно, с точки зрения:
- его строения и состава;
- данных в нем процессов или его жизнедеятельности;
- происхождения и развития общества и общественной жизни.
1. Социальная стратификация и социальная мобильность
Особую
роль П.А. Сорокин отводил группам,
занимающим определённые позиции в
некоторой иерархической
Социальная
мобильность - различные перемещения
людей из одной страты в другую.
П.А. Сорокин рассматривает два
вектора мобильности —
2. Доктрина конвергенции
В работах «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» и «Главные тенденции нашего времени», П.А. Сорокин проводит мысль о том, что наблюдается постепенная конвергенция (схождение) черт, характеризующих советское и западное общества, СССР и США. Он считал, что если удастся избежать новой мировой войны, то доминирующей формой общества будет не капитализм, и не социализм, а некая интегральная форма, сочетающая в себе лучшее из обеих систем. Но в тоже время она будет характеризоваться новым типом личности, новыми социальными институтами, новыми культурными ценностями, не сводимыми ни к «капиталистическим», ни к «социалистическим». Для Запада конвергенция будет означать отказ от иллюзорных материальных ценностей чувственной фазы, ограничение власти денег. Для СССР конвергенция будет означать уважение прав человека и повышение материального уровня жизни масс. И хотя реальные пути развития США и особенно СССР оказались несколько иными, чем предсказывал П.А.Сорокин, доктрина конвергенции оказала большое влияние на различные теории нарождающегося и будущего типа человеческого общества (модели постиндустриального общества).
3. Социология революции
П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии», «Листы из русского дневника», «Социология революции» и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам. Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения — потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения, полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка. Сорокин высказывает мысль, что всякая революция проходит три стадии. Первая обычно очень кратковременна. Она отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданиями обещаемых реформ. Вторая - деструктивная фаза. Великая революция превращается в ужасающий шквал, неразборчиво сметающий всё на своем пути. Она безжалостно искореняет не только обветшалые, но и все ещё жизнеспособные институты и ценности общества. Постепенно революция вступает в свою третью, конструктивную фазу, начинает создавать новый социальный и культурный порядок. Первую фазу П.А. Сорокин называет фазой революционного подъёма, вторую — революционной диктатурой, третью — реакцией. Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.
Таковы
основные направления творческой научной
деятельности Сорокина, но безусловно
его творчество более широко.