Социльнопедагогическое урегулирование конфликтов в подросовом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Какое-либо эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как конфликт.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда, и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.

Жизнь доказывает, что  конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Какое-либо эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как конфликт.

Интерес к проблеме конфликтов формировался в отечественной науке  давно, но наибольшее развитие он получил  в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. И. Шипилов и др.

В настоящее время  основное внимание в психологии и  педагогике уделяется изучению следующих  направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).

Природа конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.

Для развития потенциальных  возможностей личности, ее внутренних ресурсов, интенсификации творческого  начала подростков и их полноценной  самореализации в учебно-воспитательном процессе необходимо изучение всех функциональных компонентов конфликта и средств, способствующих его конструктивному разрешению. Процесс преобразования и усовершенствования современной социально-педагогической системы предполагает поиск новых идей, технологий, механизмов, форм и методов подготовки, учащихся к урегулированию и разрешению конфликтов.

 Решение данной  проблемы и составляет цель нашего исследования. 

Объект исследования: процесс урегулирования конфликтов.

Предмет исследования: изучение методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах.

Задачи исследования:

1.  Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.

2. Раскрыть понятие конфликта  как социального феномена.

3.Исследовать особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте.

4.  Сформулировать рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций у подростков.

Методологическими основами исследования служат теории конфликта Г.Зиммеля, Л. Гумпловича, Д. Т. Парсонда, Л. Козера, К. Боулдинга, которые исследовали структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта, а также исследования конфликтов в условиях школы А.Я. Анцупова, Д.И. Фельдштейна; психологическая концепция деятельного подхода (А.Н. Леонтьев, В.В. Столин).

 

 

Методы исследования:

I.    Теоретический анализ литературных источников.

II.   Тестирование.

1.         Опросник А. Баса – А. Дарки

2.         Опросник К. Томаса

Эмпирическая  база исследования: В исследовании приняли участие учащиеся седьмого класса МОУ СОШ №1 г. Мосальск Калужской области в количестве 18 человек.

Значимость  исследования: Проведенное исследование может быть использовано социальными педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психо-коррекционной работы с подростками.

Структура курсовой работы. Исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

1.1 Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях

 

Изучению проблемы конфликтов посвящены исследования ряд выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, Д. П. Зеркин, Е. М. Дубовская,  А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов и другие.

Первые попытки рационального  осмысления конфликтов были предприняты  древнегреческими философами. Так,  античный философ – диалектик Гераклит стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания.

В средние века Фома Аквинский  развивал мысль о том, что войны  допустимы в жизни общества, и  определил еще одно условие справедливой войны – санкция, данная государством.

В период эпохи Возрождения  известные гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон выступили с  резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов.

Э. Роттердамский указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который, разрастаясь подобно цепной реакции, вовлекает в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Он обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях.

Разработка проблем  конфликтов в западной социологии осуществлялась в различных направлениях. На первом этапе – в русле социал-дарвинизма и марксисткой теории, далее –  функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и структурный функционализм Т. Парсонда. В последнее десятилетие – теория позитивно – функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа и общая теория конфликта К. Боулдинга. Не все ученые признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все были едины в том, что конфликты занимают значительное место в жизни общества и проведение теоретических исследований в этой области необходимо для разрешения конфликтных ситуаций.

Первым ввел в научную терминологию понятие "социология конфликта" немецкий социолог Георг Зиммель. Ученый считал, что среди  устойчивых форм социального взаимодействия особое место занимает конфликт. Конфликт способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации.

Основные положения, предложенные Г. Зиммелем, являют собой достаточно стройную теорию, которая способна объяснить явления социальной жизни, показать то положительное, что может  дать конфликт в социальной сфере, включая и конфликты, возникающие в подростковой среде. Для нас в теории Г. Зиммеля важным является мнение о том, что острота конфликтного взаимодействия между группами ведет к сплочению внутри группы. Частые, но небольшие конфликты ведут к усилению внутригруппового единства, к созданию норм, регулирующих взаимоотношения внутри группы.

Рассмотрим проблему изучения конфликта в отечественной  науке. Ею занимались социологи П. О. Гриффин, И. М. Могилевский, Ю. Г. Запрудский, А. Г. Здравомыслов и др. На протяжении ряда лет тема социальных конфликтов в Советском Союзе являлась закрытой в силу расхождения выводов, которые были сделаны из теории марксизма специалистами на Западе и у нас.

В начале 20-х годов  конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практические правила поведения в реальных конфликтах.

Хотя к проблеме конфликта отечественные  социологи вернулись во второй половине 60-х годов, исследований советских  ученых по этой теме крайне мало, так  как разработки в данной области не приветствовались властями, а работы зарубежных ученых практически не публиковались.

Постепенно изучение конфликтов стало  принимать практическую направленность. На первый план стал выдвигаться вопрос о средствах и способах урегулирования конфликтов.

Поскольку конфликты всегда связаны  со столкновением интересов и  взглядов людей, постольку в их зарождении, развитии и урегулировании огромную роль играет психологический фактор, естественно, что в разработку проблем  урегулирования конфликтов активно  включились психологи. С 60-х г. XX столетия резко возрастает число работ психологов по этой тематике. Наряду с социологией конфликта появляется новое научное направление – психология конфликта.

Если социология конфликта ориентирована  на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений, то психология конфликта концентрируется на анализе межличностных и внутриличностных противоречий и на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов [5, с.58].

Психология конфликта развивается  на базе психологии личности, социальной психологии, психологии общения. Значительный вклад в разработку психологии конфликта  внесли работы К. Томаса, выделившего  пять основных типов поведения людей в конфликтной ситуации (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество) и разработавшего тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов. М. Дойч, Д. Скотт, Д. Пруитт, Дж. Симпсон и др. выявили ряд особенностей коммуникации между участниками конфликта.

Среди направлений зарубежных психологических  исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются следующие [2, с.62-63]:

- психоаналитическое (З. Фрейд,  А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

- социотропное (У. Мак-Дугалл, С.  Сигеле и др.);

- этнологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

- теория групповой динамики (К.  Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

- фрустрационно-агрессивное (Д.  Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

- поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);

- социометрическое (Д. Морено, Э.  Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

- интеракционистское (Д. Мид, Т.  Шибутани, Д. Шпигель).

В педагогике конфликты исследуются  на разных возрастных этапах социализации личности [2; 6; 13]:

- в дошкольном возрасте (А. А. Рояк, Т. И. Юферова и др.);

- в школьном возрасте (В. М.  Афонькова, Л. С. Славина и  др.);

- в подростковый период (Т. В.  Драгунова, Е. В. Первышева и  др.);

- в молодежных, студенческих группах  (В. М. Басова, А. И. Шкиль).

В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер, однако не прекращались. К середине 80-х годов сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный.

В настоящее время  большое внимание в психологии и  педагогике направлено на изучение вопроса:

- конфликты в коллективах школьников, пути их предупреждения и разрешения. Ряд авторов рассматривает конфликт как средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец) [13, с. 93].

К сожалению, в нашей  стране степень понимания конфликта  учеными, занимающимися его исследованием, еще не позволила получить знания, которые можно было бы достаточно эффективно использовать для объяснения и управления сложными педагогическими конфликтами с учетом их современной специфики. Нельзя не отметить и тот факт, что органы управления школой, педагоги оказались не в состоянии использовать те знания, которыми уже обладают представители науки.

Следовательно, нам необходимо не только научиться распознавать сущность каждого конкретного конфликта, выявлять и нейтрализовать деструктивную  сторону конфликтного взаимодействия и разрешать противоречия, но и  научить этому подростков, т. е. сформировать у них опыт урегулирования конфликтов.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликта показал, что наибольшее количество исследований принадлежит представителям зарубежной социологии и психологии. Интерес отечественных ученых к проблеме конфликта возрос лишь в последнее десятилетие. Лидирующее положение в изучении конфликта занимают психология, социология. Однако относительно небольшое количество работ в данном направлении свидетельствует, что в отечественной науке эта проблема исследована недостаточно.

 

1.2. Понятие конфликт, конфликтная личность, теория  конфликтного поведения

 

Существуют различные  определения конфликта, но все они  подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

Информация о работе Социльнопедагогическое урегулирование конфликтов в подросовом возрасте