СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1.
Теории общественного прогресса и регресса……………………………………………………………………….4
2.
Прогресс и регресс в истории древних
цивилизаций…………………………………………………………..6
2.1. Прогресс и регресс на примере исторического
развитии Древнего Египта………………6
2.2. Прогресс и регресс на примере исторического
развития Римской Империи.............7
3.
Критерии социального прогресса………………………………………………………………………………………..10
3.1 Характерные черты, отличающие
первоначальные прогрессистские
концепции….11
4.
Типы социального прогресса………………………………………………………………………………………………..14
5.
Прогресс и регресс в политическом и экономическом
общественном развитии............18
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………21
Список используемых источников………………………………………………………………………………………..
22
ВВЕДЕНИЕ
Общество никогда не находится
в состоянии покоя, все его
элементы постоянно преобразуются
и перемещаются, поэтому, и изучать
общество надо в постоянном изменении,
т.е. как процесс - последовательное
изменение состояний какого-либо
объекта. Процессы, имеющие направленный
и необратимый характер, представляют
собой процессы развития. Все изменения
в обществе имеют глубинную направленность,
все общественные события подчиняются
внутренней закономерности, выстраивающей
их в необратимый ряд причин и
следствий, т.е. общество развивается.
Общественное развитие многомерно.
На каждом этапе возможна реализация
множества путей развития, иногда
возвращающих общество вспять
или уводящих в сторону от
основного русла.
Прогресс и регресс - (лат. progressus
— движение вперед и regressus — возвращение)
— наиболее общие, противоположные по
своим характеристикам, разнонаправленные
и вместе с тем неотделимые друг от друга,
диалектически взаимосвязанные тенденции
развития. Прогресс — тип (направление)
развития сложных систем, для которого
характерен переход от низшего к высшему,
от простого к сложному, от менее совершенного
к более совершенному в отличие от регресса
- движения вспять, назад, от более высоких
и совершенных форм к низшим и менее совершенным.
Первоначально понятия прогресса и регресса
применялись почти исключительно в рамках
философского осмысления проблемы направленности
общественного развития и носили сильно
выраженный отпечаток человеческих ориентации
и предпочтений (мера реализации в общественной
жизни различных исторических эпох идеалов
равенства, социальной справедливости,
свободы, человеческого достоинства).
Начиная с середины 19 века понятия прогресса
и регресса постепенно наполняются объективным
научно-теоретическим содержанием и одновременно
универсализируются, распространяясь
на сферу живой и неживой материи (под
воздействием развития комплекса биологических
наук, кибернетики, теории систем).
1.
Теории общественного прогресса
и регресса.
Направление развития, для которого
характерен переход от низшего
к высшему, от менее совершенного к
более совершенному, называется в науке
прогрессом (слово латинского происхождения,
означающее буквально движение вперед).
Понятию прогресса противоположно понятие
регресса. Для регресса характерны движение
от высшего к низшему, процессы деградации,
возврат к изжившим себя формам и структурам.
По какому пути идет общество: по пути
прогресса или регресса? От того, каким
будет ответ на этот вопрос, зависит представление
людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь
или не сулит ничего хорошего? Древнегреческий
поэт Гесиод (VIII – VII вв. до и. э.) писал о
пяти стадиях в жизни человечества. Первой
стадией был "золотой век", когда
люди жили легко и беспечно, второй – "серебряный
век", когда началось падение морали
и благочестия. Так, опускаясь все ниже,
люди оказались в "железном веке",
когда повсюду царят зло, насилие, попирается
справедливость.
Древние философы Платон
и Аристотель рассматривали историю
как циклический круговорот, повторяющий
одни и те же стадии.
С достижениями науки, ремесел,
искусств, оживлением общественной
жизни в эпоху Возрождения
связано развитие идеи исторического
прогресса.
Одним из первых теорию
общественного прогресса выдвинул
французский философ Анн Робер
Тюрго (1727-1781). Его современник французский
философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе
(1743-1794) писал, что история представляет
картину беспрерывных изменений, картину
прогресса человеческого разума. Наблюдение
этой исторической картины показывает
в видоизменениях человеческого рода,
в беспрерывном его обновлении, в бесконечности
веков путь, по которому он следовал, шаги,
которые он сделал, стремясь к истине или
счастью. Наблюдения над тем, чем человек
был, и над тем, чем он стал в настоящее
время, помогут нам, писал Кондорсе, найти
средства обеспечить и ускорить новые
успехи, на которые его природа позволяет
ему надеяться. Кондорсе видит исторический
процесс как путь социального прогресса,
в центре которого – восходящее развитие
человеческого разума.
Гегель считал прогресс не
только принципом разума, но и
принципом мировых событий.
Эту веру в прогресс воспринял
и К. Маркс, считавший, что
человечество идет к большему
овладению природой, развитию производства
и самого человека. XIX и XX вв.
ознаменовались бурными событиями,
которые дали новую "информацию
к размышлению" о прогрессе
и регрессе в жизни общества.
В XX в. появились социологические
теории, которые отказались от
оптимистического взгляда на
развитие общества, характерного
для идей прогресса. Вместо
них предлагаются теории циклического
круговорота, пессимистические идеи
"конца истории", глобальных экологических,
энергетических и ядерных катастроф. Одну
из точек зрения по вопросу о прогрессе
выдвинул философ и социолог Карл Поппер,
который писал: "Если мы думаем, что
история прогрессирует или что мы вынуждены
прогрессировать, то мы совершаем такую
же ошибку, как и те, кто верит, что история
имеет смысл, который может быть в ней
открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать
– значит двигаться к некой цели, которая
существует для нас как для человеческих
существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать
можем только мы, человеческие индивидуумы,
и мы можем делать это, защищая и усиливая
те демократические институты, от которых
зависит свобода, а вместе с тем и прогресс.
Мы достигнем в этом больших успехов, если
глубже осознаем тот факт, что прогресс
зависит от нас, от нашей бдительности,
от наших усилий, от ясности нашей концепции
относительно наших целей и реалистического
выбора таких целей".
Критерии прогресса Кондорсе (как
и другие французские просветители)
считал критерием прогресса развитие
разума. Социалисты-утописты выдвигали
нравственный критерий прогресса. Сен-Симон
считал, например, что общество должно
принять такую форму организации,
которая бы привела к осуществлению
нравственного принципа: все люди
должны относиться друг к другу, как
братья. Современник социалистов-утопистов
немецкий философ Фридрих Вильгельм
Шеллинг (1775-1854) писал, что решение
вопроса об историческом прогрессе
осложнено тем, что сторонники и
противники веры в совершенствование
человечества полностью запутались
в спорах о критериях прогресса.
Одни рассуждают о прогрессе человечества
в области морали, другие – о
прогрессе науки и техники, который,
как писал Шеллинг, с исторической
точки зрения является скорее регрессом,
и предлагал свое решение проблемы:
критерием в установлении исторического
прогресса человеческого рода может
служить только постепенное приближение
к правовому устройству. Еще одна
точка зрения на общественный прогресс
принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса
он усматривал в сознании свободы. По
мере роста сознания свободы происходит
поступательное развитие общества.
2.
Прогресс и регресс в истории древних
цивилизаций.
История относится к числу
древнейших наук. Развитие исторической
науки на протяжении двух с
половиной тысячелетий, естественно,
не было ни гладким, ни равномерным.
Гибель древних цивилизаций, господство
христианского мировидения в средние
века в Европе, религиозные войны и буржуазные
революции нашли свое отражение в истории
не только как грандиозные события прошлых
эпох, но и оказали огромное влияние на
мировоззрение не только историков, но
и всех ученых, сформировали общие принципы
развития человеческого общества, проведения
научных исследований и формирования
научных концепций. Что же касается проблемы
существования законов в истории и связанной
с ней проблемы объяснения, то среди историков
долго господствовало убеждение в непрерывном
поступательном эволюционном прогрессе.
Этот прогресс распространял свое действие
не только на человеческое общество, но
и на само историческое познание. Накопление
знаний о прошлом, все более точное, полное
и подробное выявление и изучение цепочек
причинно-следственных связей должны
были привести в конце концов к формулированию
строгих законов исторического развития.
Эти законы уже имели ту или иную абстрактную
формулировку. Необходимо было лишь конкретизировать
их в применении к эмпирическим историческим
данным. Но реальный исторический опыт
показывает, что в любом обществе наряду
с прогрессом непременно имеет место и
регресс, что еще раз подтверждает законы
цикличности и непрерывности исторического
развития.
Действительно, история может
продемонстрировать изменение исследовательских
установок историков и выявить
общие законы и принципы формирования
тех или иных организационных
отношений в человеческом обществе,
которые окажутся связанными
с общей идейной эволюцией
общества. Образование древних цивилизаций
привело к созданию историй
этих государств. На смену истории
Древней Индии, Древнего Египта
пришла история Древнего Китая,
Священной Римской Империи и
Византийской Империи. Осознание
роли общественных связей и
структур в историческом развитии
древних цивилизаций сказалось
в проведении специальных исторических
исследований, посвященных изучению
возникновения, развития и гибели
этих обществ. Самыми показательными
примерами, наверное, будут примеры
прогрессивного, а впоследствии
и регрессивного развития трёх
великих Древних цивилизаций
– Древнего Египта, Древнего Китая
и Священной Римской Империи.
2.1. Прогресс и регресс на примере
исторического развитии Древнего Египта.
Древний Египет – одно
из первых государств в истории
человечества, возникшее на Африканском
континенте в долине реки Нила
примерно в начале 4-го тысячелетия
до н.э. Он относится к так
называемым первым «речным цивилизациям»,
которые характеризуются сильной
деспотической властью, долгим
периодом существования.
Древний Египет развивался
в нижнем и среднем течении
Нила. В эпоху Нового царства
власть фараонов простиралась
до четвертых нильских порогов
на юге и распространялась
на значительные территории в
Восточном Средиземноморье и
на побережье Красного моря.
Весь Египет с раннединастического
периода делился на две больших
области: Верхний и Нижний Египет,
имевшие по нескольку десятков
областей, которые греки назвали
номами.
Историю развития Египта
можно разбить на 4 основных периода.
1. Древнее царство
(2800-2050 до н.э.) характеризуется укреплением
государства и становлением могущества
Египта за счет внешних походов.
Как воплощение могущества фараонов
строятся пирамиды, их насчитывается
около 80. 18 век до н.э. ознаменован
окончанием строительства пирамид.
Постепенно Древняя Цивилизация
приходит в упадок. 2250-2050 гг. до
н.э. являются временем первого
распада Египта.
2. Среднее Царство
(2050-1580 г до н.э.) характеризуется
вторым распадом Египта (1750-1580 до
н. э). В этот период на территории
Египта появляются лошади, овцы,
свиньи, волы. Ведутся хозяйственные
работы, обширные строительства.
С 16 в до н.э. начинается объединение
Египта.
3. Новое царство
(16-11 в до н.э.) знаменуется новым рассветом
Египта, благодаря правлению таких фараонов
как Тутмос, Аминхотеп и Рамзес.
4. Позднее Царство
(11-4 в до н.э.) - власть фараонов
становится всё слабее, Египет
теряет своё могущество. 341 год
является годом полного завоевания
Египта Персами.
Наиболее известными памятниками
архитектуры Древнего Египта
являются пирамиды Гизы, пирамиды
фараонов Хеопса, Хефрена и Микерпна,
а также фигура сфинкса. Они отражают церемониальную
упорядоченность и иерархию египетского
общества.
В связи с дифференциацией
населения на богатых и бедных,
потребности этих слоев населения
не совпадают. Первые возводят
пирамиды, владеют золотом и драгоценностями,
завоёвывают новые земли, что,
с одной стороны, развивает
культуру, а также расширяет территории
государства. Но с другой стороны
бедняки, во много раз более
многочисленный слой населения,
отчаянно пытаются выжить за
счет сельскохозяйственной деятельности
и торговли. Это различие в
стремлениях различных групп,
внутренние противоречия социального
характера привели к снижению
обороноспособности страны, к ее
внутреннему и внешнему ослаблению.
Таким образом, эти проблемы
являются ключевыми причинами
регресса в историческом развитии
Древнего Египта.
2.2. Прогресс и регресс на примере исторического
развития Римской Империи.
Наверное, ни одна другая
цивилизация не вызывала такого
огромного интереса, как великая
Древнеримская империя. Даже в
условиях современного мира, где
господствуют самые совершенные
технологии, ее дошедшее до нас
через века наследие: архитектура,
политика, культура и искусство
- по-прежнему продолжает привлекать
к себе внимание.
Древний Рим первоначально
представлял собой родовую общину,
превратившуюся затем в рабовладельческий
город-государство (полис), подчинивший
весь Апенинский полуостров. Со временем
Рим стал могущественной державой, которая
включала в себя значительную часть Европы,
побережье Северной Африки, Египет, Малую
Азию и Сирию. Римское государство - это
последний образец государства рабовладельческого
типа. В римском рабовладельческом обществе
с особой силой проявились противоречия
рабовладельческого способа производства,
которые привели к зарождению феодальных
отношений и к гибели некогда непобедимой
Римской империи.
Государственно-правовая
надстройка, отражая и закрепяя в
интересах экономически господствующего
класса основные процессы, происходившие
в римском рабовладельческом обществе,
претерпела в своем развитии существенные
изменения. Поэтому при оценке прогресса
и регресса в развитии римского государства
необходимо выделять следующие периоды: