Социальный прогесс и регресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

Суть общественного прогресса, его цель. Диалектическое соотношение прогресса и регресса. Прогресс и регресс — диалектические противоположности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Теории общественного прогресса и регресса……………………………………………………………………….4
2. Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций…………………………………………………………..6
2.1. Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта………………6
2.2. Прогресс и регресс на примере исторического развития Римской Империи.............7
3. Критерии социального прогресса………………………………………………………………………………………..10
3.1 Характерные черты, отличающие первоначальные прогрессистские концепции….11
4. Типы социального прогресса………………………………………………………………………………………………..14
5. Прогресс и регресс в политическом и экономическом общественном развитии............18
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………21
Список используемых источников……………………………………………………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.92 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

       Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3

1.     Теории общественного прогресса и регресса……………………………………………………………………….4

2.     Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций…………………………………………………………..6

          2.1. Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта………………6

           2.2. Прогресс и регресс на примере исторического развития Римской Империи.............7

3.      Критерии социального прогресса………………………………………………………………………………………..10

           3.1 Характерные черты, отличающие  первоначальные прогрессистские  концепции….11

4.      Типы социального прогресса………………………………………………………………………………………………..14

5.     Прогресс и регресс в политическом и экономическом общественном развитии............18

       Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………21

       Список используемых источников……………………………………………………………………………………….. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Общество никогда не находится  в состоянии покоя, все его  элементы постоянно преобразуются  и перемещаются, поэтому, и изучать  общество надо в постоянном изменении, т.е. как процесс - последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Процессы, имеющие направленный и необратимый характер, представляют собой процессы развития. Все изменения  в обществе имеют глубинную направленность, все общественные события подчиняются  внутренней закономерности, выстраивающей  их в необратимый ряд причин и  следствий, т.е. общество развивается.

 Общественное развитие многомерно. На каждом этапе возможна реализация  множества путей развития, иногда  возвращающих общество вспять  или уводящих в сторону от  основного русла. 

Прогресс и регресс - (лат. progressus — движение вперед и regressus — возвращение) — наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс — тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства). Начиная с середины 19 века понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теории общественного прогресса  и регресса.

 Направление развития, для которого  характерен переход от низшего  к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Древнегреческий поэт Гесиод (VIII – VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был "золотой век", когда люди жили легко и беспечно, второй – "серебряный век", когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке", когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

 Древние философы Платон  и Аристотель рассматривали историю  как циклический круговорот, повторяющий  одни и те же стадии.

 С достижениями науки, ремесел,  искусств, оживлением общественной  жизни в эпоху Возрождения  связано развитие идеи исторического  прогресса. 

 Одним из первых теорию  общественного прогресса выдвинул  французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.

 Гегель считал прогресс не  только принципом разума, но и  принципом мировых событий. 

 Эту веру в прогресс воспринял  и К. Маркс, считавший, что  человечество идет к  большему  овладению природой, развитию производства  и самого человека.  XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями,  которые дали новую "информацию  к размышлению" о прогрессе  и регрессе в жизни общества.

 В XX в. появились социологические  теории, которые отказались от  оптимистического взгляда на  развитие общества, характерного  для идей прогресса. Вместо  них предлагаются теории циклического  круговорота, пессимистические идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер, который писал: "Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей".

Критерии прогресса Кондорсе (как  и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали  нравственный критерий прогресса. Сен-Симон  считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению  нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как  братья. Современник социалистов-утопистов  немецкий философ Фридрих Вильгельм  Шеллинг (1775-1854) писал, что решение  вопроса об историческом прогрессе  осложнено тем, что сторонники и  противники веры в совершенствование  человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие – о  прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического  прогресса человеческого рода может  служить только постепенное приближение  к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса  он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций.

 История относится к числу  древнейших наук. Развитие исторической  науки на протяжении двух с  половиной тысячелетий, естественно,  не было ни гладким, ни равномерным.  Гибель древних цивилизаций, господство христианского мировидения в средние века в Европе, религиозные войны и буржуазные революции нашли свое отражение в истории не только как грандиозные события прошлых эпох, но и оказали огромное влияние на мировоззрение не только историков, но и всех ученых, сформировали общие принципы развития человеческого общества, проведения научных исследований и формирования научных концепций. Что же касается проблемы существования законов в истории и связанной с ней проблемы объяснения, то среди историков долго господствовало убеждение в непрерывном поступательном эволюционном прогрессе. Этот прогресс распространял свое действие не только на человеческое общество, но и на само историческое познание. Накопление знаний о прошлом, все более точное, полное и подробное выявление и изучение цепочек причинно-следственных связей должны были привести в конце концов к формулированию строгих законов исторического развития. Эти законы уже имели ту или иную абстрактную формулировку. Необходимо было лишь конкретизировать их в применении к эмпирическим историческим данным. Но реальный исторический опыт показывает, что в любом обществе наряду с прогрессом непременно имеет место и регресс, что еще раз подтверждает законы цикличности и непрерывности исторического развития.

 Действительно, история может  продемонстрировать изменение исследовательских  установок историков и выявить  общие законы и принципы формирования  тех или иных организационных  отношений в человеческом обществе, которые окажутся связанными  с общей идейной эволюцией  общества. Образование древних цивилизаций  привело к созданию историй  этих государств. На смену истории  Древней Индии, Древнего Египта  пришла история Древнего Китая,  Священной Римской Империи и  Византийской Империи. Осознание  роли общественных связей и  структур в историческом развитии  древних цивилизаций сказалось  в проведении специальных исторических  исследований, посвященных изучению  возникновения, развития и гибели  этих обществ. Самыми показательными  примерами, наверное, будут примеры  прогрессивного, а впоследствии  и регрессивного развития трёх  великих Древних цивилизаций  – Древнего Египта, Древнего Китая  и Священной Римской Империи.

2.1. Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта.

 Древний Египет – одно  из первых государств в истории  человечества, возникшее на Африканском  континенте в долине реки Нила  примерно в начале 4-го тысячелетия  до н.э. Он относится к так  называемым первым «речным цивилизациям»,  которые характеризуются сильной  деспотической властью, долгим  периодом существования. 

 Древний Египет развивался  в нижнем и среднем течении  Нила. В эпоху Нового царства  власть фараонов простиралась  до четвертых нильских порогов  на юге и распространялась  на значительные территории в  Восточном Средиземноморье и  на побережье Красного моря.

 Весь Египет с раннединастического  периода делился на две больших  области: Верхний и Нижний Египет, имевшие по нескольку десятков  областей, которые греки назвали  номами.

 Историю развития Египта  можно разбить на 4 основных периода.

1.      Древнее царство  (2800-2050 до н.э.) характеризуется укреплением  государства и становлением могущества  Египта за счет внешних походов.  Как воплощение могущества фараонов  строятся  пирамиды, их насчитывается  около 80. 18 век до н.э. ознаменован  окончанием строительства пирамид.  Постепенно Древняя Цивилизация   приходит в упадок. 2250-2050 гг. до  н.э. являются временем первого  распада Египта.

2.      Среднее Царство  (2050-1580 г до н.э.)  характеризуется  вторым распадом Египта (1750-1580 до  н. э). В этот период на территории  Египта появляются лошади, овцы, свиньи, волы. Ведутся хозяйственные  работы, обширные строительства.  С 16 в до н.э. начинается объединение  Египта.

3.      Новое царство  (16-11 в до н.э.)  знаменуется новым рассветом Египта, благодаря правлению таких фараонов как Тутмос, Аминхотеп и Рамзес.

4.      Позднее Царство  (11-4 в до н.э.)  - власть фараонов  становится всё слабее, Египет  теряет своё могущество. 341 год  является годом полного завоевания  Египта Персами. 

 Наиболее известными памятниками  архитектуры Древнего Египта  являются пирамиды Гизы, пирамиды  фараонов Хеопса, Хефрена и Микерпна, а также фигура сфинкса. Они отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества.

 В связи с дифференциацией  населения на богатых и бедных, потребности этих слоев населения  не совпадают. Первые возводят  пирамиды, владеют золотом и драгоценностями,  завоёвывают новые земли, что,  с одной стороны, развивает  культуру, а также расширяет территории  государства. Но с другой стороны  бедняки, во много раз более  многочисленный слой населения,  отчаянно пытаются выжить за  счет сельскохозяйственной деятельности  и торговли. Это различие в  стремлениях различных групп,  внутренние противоречия социального  характера привели к снижению  обороноспособности страны, к ее  внутреннему и внешнему ослаблению. Таким образом, эти проблемы  являются ключевыми причинами  регресса в историческом развитии  Древнего Египта.

 2.2. Прогресс и регресс на примере исторического развития Римской Империи.

 Наверное, ни одна другая  цивилизация не вызывала такого  огромного интереса, как великая  Древнеримская империя. Даже в  условиях современного мира, где  господствуют самые совершенные  технологии, ее дошедшее до нас  через века наследие: архитектура,  политика, культура и искусство  - по-прежнему продолжает привлекать  к себе внимание.

 Древний Рим первоначально  представлял собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий  город-государство (полис), подчинивший  весь Апенинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой, которая включала в себя значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Римское государство - это последний образец государства рабовладельческого типа. В римском рабовладельческом обществе с особой силой проявились противоречия рабовладельческого способа производства, которые привели к зарождению феодальных отношений и к гибели некогда непобедимой Римской империи.

    Государственно-правовая  надстройка, отражая и закрепяя в интересах экономически господствующего класса основные процессы, происходившие в римском рабовладельческом обществе, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при оценке прогресса и регресса в развитии римского государства необходимо выделять следующие периоды:

Информация о работе Социальный прогесс и регресс