Социальный прогесс и регресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

Суть общественного прогресса, его цель. Диалектическое соотношение прогресса и регресса. Прогресс и регресс — диалектические противоположности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Теории общественного прогресса и регресса……………………………………………………………………….4
2. Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций…………………………………………………………..6
2.1. Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта………………6
2.2. Прогресс и регресс на примере исторического развития Римской Империи.............7
3. Критерии социального прогресса………………………………………………………………………………………..10
3.1 Характерные черты, отличающие первоначальные прогрессистские концепции….11
4. Типы социального прогресса………………………………………………………………………………………………..14
5. Прогресс и регресс в политическом и экономическом общественном развитии............18
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………21
Список используемых источников……………………………………………………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.92 Кб (Скачать)

1. Разложение родового строя  (военная демократия) - от легендарной  даты основания Рима (753 г. до  н.э.) - до изгнания последнего  предводителя Тарквиния Гордого  ( 509 г. до н.э.) Для этого периода характерны ожесточенная сословная борьба  между патрициями и плебеями, появление классов, возникновение органов государственной власти, которые всё время сосуществовали со старыми власти родовой организации патрициев. Именно к этому периоду относится возникновение права, основным источником  которого  были " Законы XII таблиц ".

2. Римская республика (III - I века  до н.э.)

 В этот период ранней Республики  шел процесс укрепления римского  рабовладельческого государства  и распространения ее господства  вначале на весь Апенинский полуостров, а затем и на многие территории Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными территориями.          Период от земледельческой общины с натуральным хозяйством к жизни морской торговой державы со сложными экономическими отношениями и резкими противопоставлениями богатства и нищеты сопровождался небывалыми обострением социальных противоречий и усилением классовой борьбы. Всё это вело к кризису и крушению Римской империи.

    3. Римская империя (I век  до н.э. - V век н.э.) - это период  глубоких социальных потрясений  и разложения римского общества. На первом этапе, после гражданских  войн, государственный строй принял  форму принципата (27 г. до н.э. - 284 г.). Происходит некоторая стабилизация  рабовладельческого хозяйства. Войны  ведутся лишь на окраинах Империи.  Бурно развивается торговая и  экономическая жизнь провинций.  Наивысшего расцвета достигает  римское частное право. 

    Обострение классовой  борьбы, дальнейшее углубление кризиса  рабовладельческой системы привело  к установлению военной диктатуры,  и на втором этапе развития  Римской Империи государственный  строй форму доминанта (284 - 476 годы).

    Развитие торговли, новые  явления в экономических отношениях  определенным образом отразились  в римском частном праве. В  свою очередь восстания рабов  и гражданские войны потребовали  установления жестких репрессивных  мер для охраны классового  господства рабовладельцев. Рабовладельческое  государство берет в свои руки  преследования за любые посягательства  на основы экономического и  политического строя, на правопорядок, установленный в интересах господствующего  класса.

    4. Священная Римская  Империя (962-1806 гг.) основана германским  королем Оттоном I, подчинившим Севеверную и Среднюю Италию, включала также Чехию, Бургундию, Нидерланды, и швейцарские земли. Императоры вели агрессивную политику, главным образом на юге (Италия) и востоке (земли полабских славян), в конце 11-13 вв. боролись с римскими папами за инвеституру, за Италию. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италия утеряна уже в середине 13 в.; Германия, занимавшая господствующее положение в Империи, распадалась на территориальные княжества. Вестфальский мир 1648 года закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. Римская Империя окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн.

 Таким образом, основными  причинами регресса в развитии  Римского государства стали социально-экономические  противоречия, связанные с переходом  от рабовладения к феодализму, а также проблемы социального  неравенства и глубокий политический  кризис Империи.

 

 

 

 

 

 

3. Критерии социального прогресса.

Для определения уровня развития общества, степени его прогрессивности, используют различные критерии:

- развитие человека во всех  его проявлениях, как субъекта общественных отношений,

- усложнение социальной организации,

- рационализация общественных  отношений,

- достигнутый уровень производства  товаров и услуг.

Но наиболее общими и важными  критериями в социологии является: 1) уровень производительности труда и благосостояние населения; 2) степень свободы личности; 3)гуманизм; 4) уровень нравственности в обществе. Однако в современных условиях, по мнению ряда социологов, эти критерии социального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.

 Первый критерий социального  прогресса в целом продолжает  сохранять свое значение в  качестве показателя, отражающего  состояние экономических и социальных  сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать  принципиальные изменения, которые  происходят в данных сферах. Так  по мере формирования и развития  постиндустриального общества значительно  возрастает роль интеллектуального  труда также различных видов  деятельности в сфере социального  обеспечения и обслуживания. Если  в индустриальном обществе главным  показателем благосостояния населения  является уровень потребления,  то в постиндустриальном - качество  жизни, измеряемое услугами в  области здравоохранения, просвещения,  образования, культуры, спорта и  т.д. С изменением соотношения  физического и умственного труда,  пропорций сфер занятой показателей  благосостояния населения усложняется  процесс выведения усредненного  социально-экономического критерия  для определения прогрессивности  общества. Это требует разработки  специальных систем социальных  показателей, которые могут служить  основой для оценки состояния  того или общества. Такая работа  ведется в настоящее время  российскими социологами, в частности,  в Институте социально-политических  исследований РАН. 

 Второй критерий - степень свободы  личности - в течение продолжительного  времени считался комплексно  отражающим прогрессивность социально-политических  изменений в обществе. Однако  современные социологические исследования  показывают, что человек сегодня  нуждается не только в свободе,  но и в ответственности. В  связи с этим второй критерий  прогресса, по мнению некоторых  отечественных социологов, может  определяться как уровень развития  социально-политических средств,  обеспечивающих удовлетворение  потребностей членов общества  в свободе и ответственности. 

Третий критерий - гуманизм - (лат  человечный) философский, нравственно-социологический, принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Представление  о гуманизме менялось в различные  эпохи. Изначально представления о  гуманизме выражались в понимании  ценности человеческой жизни как  таковой, в её историческом смысле. Уже в первобытном обществе существовали запреты, касающиеся различных посягательств  на жизнь и достоинство человека. В средние века, помимо законов, отношения  людей регулировала религия. Новый  Завет как памятник христианства отражает главную идею - любовь к  ближнему, причем круг ближних очень широк, вплоть до раскаявшихся врагов.

 Наконец, социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется четвертый общий критерий социального прогресса - уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

 Конечно, выделение этих критериев  далеко не исчерпывает многообразия  подходов к проблеме оценки  социального прогресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие, как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития: производства, распределения и услуг; науки и информатизации; жизненного стандарта; средней продолжительности жизни; социальных и политических прав и свобод личности и т.д.

 В целом ведущей тенденцией  является стремление придать  критериям социального прогресса  гуманистический смысл. Отмечая  противоречивый характер становления  современной цивилизации, социологи  считают, что перспективы ее  развития будут позитивны лишь  в том случае, если в центре  ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Прогрессивными могут  быть признаны такие изменения,  которые способствуют подлинной  гармонии между личностью, обществом  и природой.

 

3.1 Характерные черты, отличающие первоначальные прогрессистские концепции.

Во-первых, это идеализм, т. е. попытка  отыскать причины поступательного  развития истории в духовном начале — в бесконечной способности  совершенствования человеческого  интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного  духа (Гегель). Соответственно этому  критерий прогресса тоже усматривали  в явлениях духовного порядка, в  уровне развития той или иной формы  общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

Во-вторых, существенным недостатком  многих ранних концепций социального  прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В  таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное  восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).

В-третьих, восходящее развитие по форме  ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного  строя. Весьма отчетливо этот отказ  от идеи неограниченного прогресса  сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса  им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство  в их традиционном истолковании.

Эти недостатки в значительной степени  были преодолены в марксистском понимании  сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его  противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление  и даже ступень исторического  развития в целом могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении  и регрессивными, реакционными в  другом. Именно таков, как мы видели, один из возможных вариантов воздействия  государства на развитие экономики.

Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в  виду главное, магистральное направление  исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе выступают основными «блоками» исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV— XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.

Если попытаться в общем виде определить причины общественного  прогресса, то ими будут потребности  человека, являющиеся порождением и  выражением его природы как живого и не в меньшей степени как  социального существа. Как уже  отмечалось в главе второй, эти  потребности многообразны по своей  природе, характеру, продолжительности  действия, но в любом случае они  определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили  своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории  идеей («программой»), осуществление  которой составляет ее сокровенный  смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Типы социального прогресса.

Прогресс в условиях первобытного общества.

Первой, древнейшей формацией в  истории человечества было первобытное  общество. Это общество существенно  отличалось от классовых антагонистических  обществ. Своеобразные черты присущи  и прогрессу в условиях первобытной  общественно-экономической формации.

Первая формация в истории человечества существовала десятки тысяч лет. На протяжении всего этого времени  она была единственной формацией  человеческого общества. «Архаическая или первичная формация земного  шара» — так назвал ее Маркс.

Сама длительность существования  первобытного общества говорит о  медленном развитии в ту пору истории. Объяснение этого заключается прежде всего и главным образом в способе производства, свойственном первобытному обществу: в характере и уровне производительных сил и в характере производственных отношений. Сказывалось влияние и других черт первобытного общества.Первобытное общество начинало с очень низкого уровня производительных сил, полученных в «наследство» от первобытного стада. Это должно было отрицательно сказаться на темпах развития. Чем ниже исходный уровень техники и производственного опыта, тем медленнее идет развитие.

Как известно, в первобытном обществе не было эксплуатации человека человеком, не было, следовательно, и классов. Производственные отношения в первобытном обществе следует поэтому определить как отношения коллективности. При таком характере производственных отношений можно сказать, что в первобытном обществе плоды прогресса были достоянием первичного коллектива в целом — рода и племени.

Информация о работе Социальный прогесс и регресс