Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:54, реферат
Суть общественного прогресса, его цель. Диалектическое соотношение прогресса и регресса. Прогресс и регресс — диалектические противоположности.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Теории общественного прогресса и регресса……………………………………………………………………….4
2. Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций…………………………………………………………..6
2.1. Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта………………6
2.2. Прогресс и регресс на примере исторического развития Римской Империи.............7
3. Критерии социального прогресса………………………………………………………………………………………..10
3.1 Характерные черты, отличающие первоначальные прогрессистские концепции….11
4. Типы социального прогресса………………………………………………………………………………………………..14
5. Прогресс и регресс в политическом и экономическом общественном развитии............18
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………21
Список используемых источников……………………………………………………………………………………….. 22
1. Разложение родового строя
(военная демократия) - от легендарной
даты основания Рима (753 г. до
н.э.) - до изгнания последнего
предводителя Тарквиния
2. Римская республика (III - I века до н.э.)
В этот период ранней
3. Римская империя (I век
до н.э. - V век н.э.) - это период
глубоких социальных
Обострение классовой
борьбы, дальнейшее углубление кризиса
рабовладельческой системы
Развитие торговли, новые
явления в экономических
4. Священная Римская Империя (962-1806 гг.) основана германским королем Оттоном I, подчинившим Севеверную и Среднюю Италию, включала также Чехию, Бургундию, Нидерланды, и швейцарские земли. Императоры вели агрессивную политику, главным образом на юге (Италия) и востоке (земли полабских славян), в конце 11-13 вв. боролись с римскими папами за инвеституру, за Италию. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италия утеряна уже в середине 13 в.; Германия, занимавшая господствующее положение в Империи, распадалась на территориальные княжества. Вестфальский мир 1648 года закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. Римская Империя окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн.
Таким образом, основными
причинами регресса в развитии
Римского государства стали
3. Критерии социального прогресса.
Для определения уровня развития общества, степени его прогрессивности, используют различные критерии:
- развитие человека во всех его проявлениях, как субъекта общественных отношений,
- усложнение социальной
- рационализация общественных отношений,
- достигнутый уровень
Но наиболее общими и важными критериями в социологии является: 1) уровень производительности труда и благосостояние населения; 2) степень свободы личности; 3)гуманизм; 4) уровень нравственности в обществе. Однако в современных условиях, по мнению ряда социологов, эти критерии социального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.
Первый критерий социального
прогресса в целом продолжает
сохранять свое значение в
качестве показателя, отражающего
состояние экономических и
Второй критерий - степень свободы
личности - в течение продолжительного
времени считался комплексно
отражающим прогрессивность
Третий критерий - гуманизм - (лат человечный) философский, нравственно-социологический, принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Представление о гуманизме менялось в различные эпохи. Изначально представления о гуманизме выражались в понимании ценности человеческой жизни как таковой, в её историческом смысле. Уже в первобытном обществе существовали запреты, касающиеся различных посягательств на жизнь и достоинство человека. В средние века, помимо законов, отношения людей регулировала религия. Новый Завет как памятник христианства отражает главную идею - любовь к ближнему, причем круг ближних очень широк, вплоть до раскаявшихся врагов.
Наконец, социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется четвертый общий критерий социального прогресса - уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.
Конечно, выделение этих
В целом ведущей тенденцией
является стремление придать
критериям социального
3.1 Характерные черты, отличающие первоначальные прогрессистские концепции.
Во-первых, это идеализм, т. е. попытка
отыскать причины поступательного
развития истории в духовном начале
— в бесконечной способности
совершенствования
Во-вторых, существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (О. Конт, Г. Спенсер).
В-третьих, восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.
Эти недостатки в значительной степени
были преодолены в марксистском понимании
сущности общественного прогресса,
включающем в себя признание его
противоречивости и, в частности, того
момента, что одно и то же явление
и даже ступень исторического
развития в целом могут быть одновременно
прогрессивными в одном отношении
и регрессивными, реакционными в
другом. Именно таков, как мы видели,
один из возможных вариантов
Следовательно, говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ее цивилизационном срезе выступают основными «блоками» исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII в. смотреть на Средние века как на простой «перерыв» в ходе истории, не обращая внимания на большие успехи, сделанные в течение Средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV— XV вв. и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания.
Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Как уже отмечалось в главе второй, эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс, а сам общественный прогресс отнюдь не является какой-то изначально заложенной в ход истории идеей («программой»), осуществление которой составляет ее сокровенный смысл. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.
4. Типы социального прогресса.
Прогресс в условиях первобытного общества.
Первой, древнейшей формацией в
истории человечества было первобытное
общество. Это общество существенно
отличалось от классовых антагонистических
обществ. Своеобразные черты присущи
и прогрессу в условиях первобытной
общественно-экономической
Первая формация в истории человечества существовала десятки тысяч лет. На протяжении всего этого времени она была единственной формацией человеческого общества. «Архаическая или первичная формация земного шара» — так назвал ее Маркс.
Сама длительность существования первобытного общества говорит о медленном развитии в ту пору истории. Объяснение этого заключается прежде всего и главным образом в способе производства, свойственном первобытному обществу: в характере и уровне производительных сил и в характере производственных отношений. Сказывалось влияние и других черт первобытного общества.Первобытное общество начинало с очень низкого уровня производительных сил, полученных в «наследство» от первобытного стада. Это должно было отрицательно сказаться на темпах развития. Чем ниже исходный уровень техники и производственного опыта, тем медленнее идет развитие.
Как известно, в первобытном обществе
не было эксплуатации человека человеком,
не было, следовательно, и классов. Производственные
отношения в первобытном