Социальный прогесс и регресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:54, реферат

Краткое описание

Суть общественного прогресса, его цель. Диалектическое соотношение прогресса и регресса. Прогресс и регресс — диалектические противоположности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Теории общественного прогресса и регресса……………………………………………………………………….4
2. Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций…………………………………………………………..6
2.1. Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта………………6
2.2. Прогресс и регресс на примере исторического развития Римской Империи.............7
3. Критерии социального прогресса………………………………………………………………………………………..10
3.1 Характерные черты, отличающие первоначальные прогрессистские концепции….11
4. Типы социального прогресса………………………………………………………………………………………………..14
5. Прогресс и регресс в политическом и экономическом общественном развитии............18
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………21
Список используемых источников……………………………………………………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 53.92 Кб (Скачать)

При этом приходится обязательно учитывать  своеобразную узость, ограниченность производственных отношений первобытного общества. Родовая община была малочисленна по составу, межплеменные связи были редки и случайны. Это ограничивало возможность передачи прогрессивных  достижений от племени к племени  и тормозило развитие.

К этому нужно добавить еще одну особенность первобытного общества. Род был не только производственным объединением людей, связанных известными производственными отношениями. Члены  его были связаны также и кровным  родством. Производственные отношения  выступали в первобытной общине в оболочке родственных отношений. Там, где обрывались родственные  связи, там, по существу, обрывались и  производственные отношения. Такая  черта первобытного строя отражалась в сознании и поведении людей. Поэтому для первобытной эпохи  характерно, что помощь, сотрудничество, обязательства и т. д. распространялись только на тех, кто охватывался родовыми связями. «Чужих» опасались, подчас рассматривали как врагов. «Все, что было вне племени, было вне закона»,— писал Энгельс . Само собой понятно, что такой характер отношений отнюдь не способствовал прогрессу первобытного общества.

Прогресс в классовом эксплуататорском обществе.

Свыше 5000 лет назад в результате разложения первобытного общества возникли первые классовые образования. От этого  времени ведет свое существование  классовое антагонистическое общество. В своем развитии оно прошло через  три формации: общество рабовладельческое, феодальное и капиталистическое. Современная  эпоха — это эпоха перехода человечества от последней классовой  антагонистической формации — капиталистического общества — к социализму — первой фазе коммунистического общества. Таковы временные рамки существования  классового эксплуататорского общества.

Прогресс в классовом обществе намного ускоряется в сравнении с прогрессом в первобытном обществе. В то же время условия общества, разделенного на враждебные классы, наложили резкий отпечаток на облик прогресса, совершавшегося в классовых формациях, определили специфические особенности последнего.

Классовое общество, основанное на эксплуатации,—  общество антагонистическое. Антагонизмы, заложенные в его экономической  структуре, пронизывают все его  отношения, все стороны его жизни  и определяют поступательное движение этого общества. «Без антагонизма  нет прогресса,— писал Маркс.—  Таков закон, которому цивилизация  подчинялась до наших дней» . В классовом обществе прогресс — плод антагонизмов и сам несет печать антагонизмов.

Прогресс в классовом обществе осуществляется прежде всего благодаря труду народных масс, их борьбе, но именно народным массам в наименьшей мере достаются плоды прогресса. «По мере того как происходит общественное развитие труда и таким образом труд становится источником богатства и культуры,— развивается бедность и обездоленность на стороне рабочего, богатство и культура на стороне нерабочего». Маркс определил это как «закон всей истории (со времени разделения общества на классы.) до настоящего времени» и как «общественное проклятие», которому только пролетариат способен положить конец .

И тогда, когда капиталистическое  общество сложилось и утвердилось, его поступательное движение сохранило  свой облик. Прогресс осуществлялся  за счет эксплуатации трудящихся. Масштабы эксплуатации пролетариата, всех трудящихся классов продолжали увеличиваться. Весь мир оказался сферой капиталистического хищничества. В странах капитализма  росла и растет численность рабочих, а значит, растет число эксплуатируемых, растет относительная прибавочная  стоимость — увеличивается доля присваиваемого капиталистами труда  рабочих, повышается норма эксплуатации. Существование рабочего класса подчинено закону относительного, а зачастую и абсолютного обнищания. Объектом эксплуатации является также мелкая буржуазия; разорение крестьян и ремесленников сопровождает всю историю капитализма. Беспощадному подавлению и ограблению подвергаются народы колоний и зависимых стран.

Прогресс в условиях социализма.

Эпоха, в которую мы живем, это  — эпоха перехода от капитализма  к социализму. Новое, социалистическое общество давно уже стало реальностью  сначала в нашей стране, затем  в ряде других стран. В процессе строительства  социализма и коммунизма отчетливо  выявились особенности прогресса  в условиях новой формации. Они  вытекают, в конечном счете, из свойственного  этой формации способа производства, из ее экономического строя. В условиях социализма навсегда ликвидируется  наиболее тягостная черта прогресса  в классовом, антагонистическом  обществе, «общественное проклятие», по словам Маркса,— прогресс за счет народных масс, ценою страданий народных масс. Прогресс в социалистическом обществе осуществляется трудом, усилиями всего народа, и плоды прогресса  достаются самому народу.

Происходит важнейший прогресс в самом прогрессе, скачок, который  уже оказал огромное влияние на ход  мировой истории и окажет еще  большее влияние в дальнейшем.

Такая черта прогресса при социализме — прямое следствие того, что  в социалистическом обществе средства производства являются собственностью самих объединенных производителей, что в нем нет эксплуатации и эксплуататорских классов. Говоря словами Маркса, здесь «рабочие, в качестве субъектов, применяют  средства производства как объект, чтобы производить богатство  для самих себя» .

При социализме производство имеет  своей целью удовлетворение потребностей общества и всех его членов. За ростом производства, которого добиваются своим  трудом работники социалистического  общества, следует все более полное удовлетворение их потребностей.

Развитие производительных сил  начинается с совершенствования  человека как работника. Социализм  создает особенно благоприятные  возможности для развития работников, для овладения научными знаниями и для их применения в производственном процессе. Это оказывает благотворное влияние на развитие производительных сил, особенно в условиях современной  научно-технической революции, когда  это развитие во все большей мере становится зависимым от уровня науки  и от ее применения в производстве. Социализм, превращающий плоды прогресса, в том числе прогресса культуры и науки, в достояние народа, способен решить задачу соединения науки с  производством несравненно эффективнее, чем пронизанный классовыми антагонизмами  капиталистический строй. В этом — одно из решающих преимуществ социализма перед капитализмом в осуществлении научно-технической революции. Реализация этих преимуществ, как указал в своих решениях XXIV съезд КПСС, относится к числу важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, поскольку осуществление научно-технической революции выдвинулось ныне в качестве одной из решающих областей соревнования двух мировых систем.

Строй социализма несет с собою  единство интересов общества и личности. Общество не противостоит личности, социальная среда не является больше «отчужденной»  от личности действительностью, равнодушной  и враждебной к ней. Социализм  создает новую обстановку и новую  духовную атмосферу, пробуждающую к  жизни и развивающую лучшие духовные и нравственные черты личности. Социалистическое общество заинтересовано в разнообразии индивидуальностей, в развитии индивидуальных способностей людей, поскольку такое  развитие составляет подлинное богатство  общества.

Социализм, таким образом, ликвидирует  пагубную двойственность развития, характерную  для эксплуататорского общества, «когда благосостояние и развитие одних  осуществляется ценой страданий  и подавления других» .

С переходом, к социализму преодолевается стихийность экономического развития, свойственная истории классового общества. На смену стихийному развитию приходит сознательное руководство экономическим  развитием общества — развитие по плану. Отсюда совершенно новая черта  прогресса, свойственная социализму,—  планомерность экономического прогресса. Планомерный характер развития экономики социалистических стран устраняет хищническую растрату сил, средств и природных богатств, рождаемую анархией капиталистического производства, избавляет социалистические страны от экономических кризисов и спадов, ликвидирует безработицу и обеспечивает занятость всего работоспособного населения, позволяет концентрировать усилия и средства на важнейших участках хозяйственного строительства и т. д. Плановое начало играет исключительно важную роль в ряду причин, определяющих высокие темпы роста производства в нашей стране, в других странах мировой социалистической системы.

Планомерность в развитии народного  хозяйства оказывает влияние  на развитие и других областей жизни  социалистического общества, придавая новые черты прогрессу общества в целом. Действие принципа планомерности, рождаемого экономическим строем социализма, проявляется в других сферах общественной жизни, преломляясь через их специфику. Это находит свое отражение в  деятельности органов, руководящих  развитием социалистического общества. В одних областях — например, в науке — это руководство  выступает в виде планирования обширной сферы науки и научной деятельности, весьма многообразной по составляющим ее элементам, в других — в искусстве, например, — по преимуществу в виде направляющего воздействия.

5. Прогресс и регресс в политическом и социально-экономическом общественном развитии.

 Одна из существующих точек  зрения состоит в том, что  высшим и всеобщим объективным  критерием общественного прогресса  является развитие производительных  сил, включая развитие самого  человека. Она аргументируется тем,  что направленность исторического  процесса обусловлена ростом  и совершенствованием производительных  сил общества, включающих средства  труда, степень овладения человеком  силами природы, возможности их  использования в качестве основы  жизнедеятельности человека. В общественном  производстве лежат истоки всей  жизнедеятельности людей. Согласно  этому критерию, те общественные  отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню  производительных сил и открывают  наибольший простор для их  развития, для роста производительности  труда, для развития человека.

 Человек здесь рассматривается  как главное в производительных  силах, поэтому их развитие  понимается с этой точки зрения  и как развитие богатства человеческой  природы. Эта позиция подвергается  критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти  всеобщий критерий прогресса  только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании  свободы), так нельзя найти его  лишь в сфере материального  производства (техники, экономических  отношений). История дала примеры  стран, где высокий уровень  материального производства сочетался  с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность  критериев, отражающих состояние  лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое  характеризовало бы сущность  жизни и деятельности человека. В этом качестве философами  предлагается понятие свободы.  Свобода характеризуется не только  знанием (отсутствие которого  делает человека субъективно  несвободным), но и наличием условий  для ее реализации. Необходимо  также решение, принимаемое на  основе свободного выбора. Наконец,  требуются еще и средства, а  также действия, направленные на  реализацию принятого решения.  Также свобода одного человека  не должна достигаться путем  ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит  социально-нравственный характер.

 Смысл жизни человека заключен  в самореализации, самоосуществлении  личности. А свобода выступает  как необходимое условие самореализации. В самом деле, самоосуществление  возможно, если человек имеет  знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему  общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать  себя. Чем шире возможности, создаваемые  обществом, тем свободнее человек,  тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его потенции. Но в процессе многогранной  деятельности происходит и многостороннее  развитие самого человека, растет  духовное богатство личности. Критерием  социального прогресса является  мера свободы, которую общество  в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

 Свободное развитие человека  в свободном обществе означает  также раскрытие его подлинно  человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение  подводит к рассмотрению еще  одной точки зрения на социальный  прогресс. Нельзя ограничиться характеристикой  человека как деятельного существа. Он также существо разумное  и общественное. Только с учетом этого можно говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств.

 То есть, чем человечнее условия  жизни, тем больше возможностей  для развития в человеке человеческого:  разума, нравственности, творческих  сил. Человечность, признание человека  высшей ценностью выражается  словом "гуманизм". Из сказанного  выше можно сделать вывод об  универсальном критерии социального  прогресса: прогрессивно то, что  способствует возвышению гуманизма.  Теперь, когда изложены различные  взгляды на критерий исторического  прогресса, стоит задуматься: какая  точка зрения дает более надежный  способ оценивать изменения, происходящие  в обществе? Прогрессивные силы. Применяя критерий прогресса  к историческому процессу, на  каждом его этапе выделяются  те общественные силы, которые  называются прогрессивными.

Информация о работе Социальный прогесс и регресс