Социальные статусы и роли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:21, контрольная работа

Краткое описание

Статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а того — в связи с позицией министра образования, департамента образования и т.д. Статус учителя, как и любой другой статус, определен относительно всей системы образования.

Оглавление

Введение

3
1.

Социальные статусы: сущность, виды, элементы.

5
2.

Личность и социальные роли (понятие социальной роли, ролевое напряжение, механизмы снятия ролевого напряжения)

12

Заключение

19

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социология Вариант 15.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Разделение ролей  позволяет снизить ролевое напряжение путем временного изъятия одной  из ролей из ролевого репертуара и  одновременное изъятие ее из поля сознания. Это помогает снять эмоциональное напряжение, избежать психологический конфликт. Традиционные культуры могут способствовать автоматическому и безболезненному осуществлению разделения ролей. Например, стоит себя отождествить с некой общностью «мы» и смысл действий по отношению к «они» кардинально меняется.

Регулирование ролей отличается тем, что является сознательным и преднамеренным. Это формальная процедура, с помощью которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия реализации той или другой роли. Ответственность может перекладываться на организацию, в которой индивид выполняет определенную роль.

Как считает  Н.Смелзер, существуют и другие, более  тонкие способы ослабления ролевого конфликта. Одним из них является шутка. Ролевые конфликты создают напряженность. Шутка помогает дать выход негативным эмоциям. [8, с.222]

 

Заключение

 

Широкой проблемой характеристики общества как социокультурной реальности является вопрос о личности и ее взаимодействии с обществом. Личность занимает особое место в соц. структуре общества как ее основной элемент, без которого нет соц. действий, взаимодействий, ни соц. отношений, соц. институтов. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.

В обыденном сознании нередко отождествляются такие  понятия, как «человек», «индивид», «личность». Социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, для социологии важнейшее значение имеет категория «личность».

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, соц. отношения, ответственность за свои поступки. Т.е. человеком рождаются, а личностью становятся.

Каждая личность в  обществе занимает определенное место  и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный соц. статус. Он охватывает разностороннюю и в то же время обобщающую характеристику положения индивида: профессию, квалификацию, материальное положение, национальность, возраст, семейное положение и т.д. Соц. статус в свою очередь подразделяется на:

-- предписанный, полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст) и

-- достигнутый, приобретенный  собственными усилиями индивида.

В ряде случаев индивид  может иметь и смешанный соц. статус.

Чем шире в обществе распространены достигаемые статусы и чем более важную роль они играют в общественной жизни, тем общество в целом более демократично и цивилизованно. Одна и та же личность имеет несколько статусов (является субъектом двух или более соц. групп). Один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом (обычно такой статус связан с должностью по основному месту работы). От соц. статуса следует отличать личный статус. Они могут не совпадать. Соц. статус личности может находит свое выражение в статусных символах (униформа).

Не менее важное значение для характеристики личности имеет  такая ее сторона, как социальная роль – ожидаемое поведение человека, связанное с его соц. статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Это находит свое выражение в совокупности ожиданий (ролевые ожидания) и требований (ролевые требования), выдвигаемых обществом или соц. группой перед личностью, занимающей определенный статус. С одним и тем же статусом связано выполнение нескольких соц. ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевой набор» по Мертону). Как и соц. статусы, соц. роли могут закрепляться формально (в законе и ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (моральные нормы поведения).

От соц. роли отличается ролевое поведение, которое означает не соц. запрограммированное ожидаемое, а фактическое поведение того, кто данную роль выполняет. В процессе выполнения соц. ролей личности могут возникать определенные трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые конфликты), связанные с противоречиями между различными нормативными соц. ролями или между разными элементами одной и той же соц. роли. Ролевое напряжение обычно возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и несоответствием внутренних установок личности требованиям роли. Ролевые конфликты – проявление более острого противоречия между ролями или различными сторонами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких же взглядов придерживались Гегель и Макиавелли. Существует, теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Кули, Дарендорфа, Мертона и др.). Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.

Личность как субъект  социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.

Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли. 

Ролевые напряжения довольно многообразны. Они могут иметь преимущественно внутриличностный ( внутреннее напряжение-в ходе выполнения ролей, ролевых конфликтов) или внешний характер. К числу последних можно отнести виды напряжений, возникающие между исполнителем данной роли и его партнерами, которые ожидают от него совершенно иного поведения. 

Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты, о которых речь шла выше. Широко распространенной причиной ролевых напряжений является и неадекватная ролевая подготовка ввиду моральной и профессиональной неадаптирован ности исполнителя к требованиям той или иной роли. 

Поэтому у них может  возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институциональные нормы общества. 

Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так многообразны и пути их преодоления. Мы не ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения - речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии. 

 

Список используемой литературы

 

  1. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997
  2. Кончанин Т.Л Социология: учебник для вузов/Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 480с.
  3. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие/ А.И.Кравченко. – М.: Новая школа, 1995. – 141с.
  4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: 1997
  5. Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990
  6. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999
  7. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998
  8. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. – Л., 1979 Кравченко А.И. Социология: учебник для высшей школы/ А.И.Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – 282с.

 




Информация о работе Социальные статусы и роли