Социальные проблемы молодых семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: молодая семья в современном российском обществе.
Предмет исследования: поведение молодых семей, проживающих на территории Российской Федерации.
Цель исследования – выявление основных направлений активизации развития молодых семей.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
– провести теоретический анализ основных подходов к развитию молодой семьи;
– проанализировать качественные характеристики поведения молодых семей в современном российском обществе;
– раскрыть детерминанты поведения молодых семей в современных социально-экономических условиях;
– рассмотреть факторы, влияющие на поведение молодых семей

Оглавление

1 Теоретический анализ социальных проблем молодых семей в современном обществе
1.1 Концептуализация понятия «молодая семья»
1.2 Сравнительные характеристики отечественной и зарубежной молодой семьи
1.3 Особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы: Формы и методы социальной работы с молодой семьей
1.4. Государственная поддержка молодой семьи в современной россии
2 Социологическое исследование наиболее острых проблем молодой семьи на Ставрополье
2.1 Анализ социальных проблем молодой семьи в Ставропольском крае
2.2 Студенческая семья как особый объект исследования
2.3 Состояние и условия повышения репродуктивной активности молодой семьи в Ставропольском крае
2.4 Решение социальных проблем молодых семей в России и отдельном регионе

Файлы: 1 файл

последний на отправку.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

     В Ставрополе  хорошо зарекомендовали  себя 15 центров социальной помощи семье  и детям, из них два центра социальной реабилитации дезадаптированных детей  и подростков в городах. Главная  их задача заключается в стимулировании экономического потенциала семьи, ее саморазвития, в обеспечении адресной социальной поддержки.

     На  базе Научно-технического центра традиционной и нетрадиционной медицины действует  психологическая служба «Телефон доверия». Для обеспечения координации  действий центров, служб социальной помощи на дому и срочной социальной помощи действует Управление проблем семьи, женщин и детей со структурными подразделениями в низовом звене в виде отделов и секторов.

     Основные  направления реализации семейной политики, например, в Ставропольском  крае включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:

    -принятие  специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;

    -внесение  в качестве законодательной инициативы  изменений и дополнений в действующее  законодательство Российской Федерации  и иные правовые акты по  вопросам семейной политики;

    -разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;

    -формирование  системы территориальных органов  социальной защиты, а также специальных  служб различного профиля и  направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

     Основными функциями социального работника  при этом являются:

  1. диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);
  2. охранно-защитная (правовая поддержка семьи);
  3. социально-психолого-педагогическая;
  4. прогностическая (моделирование ситуаций и разработка программ адресной помощи);
  5. координационная.

     Разнообразие  условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.

     Преобладающая модель государственной службы - территориальные  центры социальной помощи семье и  детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления  деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни.

     Эта способность центра очень важна  и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти.

     Наряду  с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно  в систему Министерства труда  и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчиненности, смешанные - государственные и коммерческие.

     Идеология этой службы - работа с целостным  социальным объектом, т.е. районом, который  понимается, во-первых, как совокупность проживающих здесь различных групп и слоев населения, а во-вторых, как социальная структура, включающая микрорайоны, учреждения, организации и предприятия. Приоритет в оказании помощи всегда оказывается работе с семьей и детьми. Работа же с организациями является основным средством обеспечения стабильности социального обслуживания и оптимизации затрат.

     Основная  задача работников службы - помочь члену  семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.

     В настоящее время не только в Российской Федерации, но и на территории края  создано много социально-психологических  служб, в том числе территориальных, действующих на основе закона о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. Основные направления их деятельности те же, что и государственных служб.

     Следует подчеркнуть, что сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьей и детьми по месту жительства (территориальными) являются центры социального обслуживания и реабилитации семьи и детей и районные социально-психологические службы. Кроме того, имеется определенное количество слабо взаимодействующих между собой социальных служб (не всегда территориальных) различной ведомственной принадлежности.

     Опыт  деятельности служб по месту жительства подтверждает тот факт, что социальная работа по своей сути межведомственна  и требует правового оформления и организации территориальных социальных служб, координации деятельности органов социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, правоохранительных структур, служб занятости.

     На  основании разработанной концепции  развития социальной службы, Основ  законодательства Российской Федерации о социальной службе, типовых положений различных территориальных центров работы с семьей и детьми во многих регионах начали формироваться территориальные службы (ТСС), которые оказывают комплекс социальных услуг всем нуждающимся (взрослым и детям), поскольку включают в себя учреждения социальной структуры, органы управления делами социальных служб, учебные и научно-исследовательские заведения. Осуществляя деятельность на территории конкретного городского или сельского района, небольшого города, ТСС максимально приближена к населению, доступна всем нуждающимся.

     Структура ТСС состоит из следующих специализированных территориальных центров:

     центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы, консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств, социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми;

     центр психолого-педагогической помощи семье  и детям призванный оказывать  помощь в преодолении конфликтов в семье повышать психологическую  культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей предотвращении эмоционального и психического кризиса, обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;

     служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача которой - снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;

     социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации.

     Итак, в современных условиях меняется вся система социальных институтов, регулирующих социально-экономические  отношения. В рамках этого процесса происходит также и изменение  сложившийся в прошлые годы парадигмы взаимодействия личности, семьи и государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что семья - это малая группа, в которой  с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь личность приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его развитие и изменения.

     В настоящее время многие законы, принятые в субъектах РФ, закрепили следующее  понятие молодой семьи: это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.

     Современная молодая семья переживает тяжелейший кризис и имеет свои, свойственные только ей, особенности.

     1. Объективно недостаточный уровень  материальной и финансовой обеспеченности. Сегодня среднедушевые доходы  в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране. При этом 69% молодых семей живут за чертой бедности.

     2. Объективно повышенная материальная  и финансовая потребность в  связи с необходимостью обустройства  семейной жизни: приобретение  жилья, организация быта.

     3. Время, когда супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.

     4. Необходимая психологическая адаптация  к семейной жизни. 18% молодых семей  нуждаются в психологическом  консультировании.

     Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят к семейным конфликтам, способствующим распаду семьи. 70% всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни.

     Замеры  состояния современной семьи  показывают, что и в мире, и в России идет процесс изменения типа семьи. Все более широкое распространение получает незарегистрированный брак. 43% молодежи указывают на недостаток средств как на свою главную проблему; опасение безработицы в той или иной степени испытывают около 70% молодых людей; глобальной же проблемой современной молодежи является недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. В российском законодательстве не предусмотрен механизм поддержки молодых семей, ввиду чего единственным средством поддержания удовлетворительного уровня жизни является помощь родителей.

     Строительство семьи, как правило, молодежь ведет  без опоры на какую-либо науку  или законы. В стране отсутствует  единая правовая база государственной  семейной политики. Принимаемые государством меры в основном адресованы индивидууму и мало учитывают интересы семьи как социального института.

     Религиозный опыт тоже, к сожалению, утрачен. И  сегодня глубинные корни массовой наркомании, агрессивности, половой  распущенности, кроются в неблагополучии семьи. Распространение психических заболеваний также связано с душевными травмами, полученными в семье.

     У нормальной здоровой семьи есть один главный признак - это доверие  всех членов семьи друг к другу.

     Анализ  современной ситуации показывает необходимость государственной поддержки молодой первичной ячейки общества. При этом речь не идет о поддержке семейного иждивенчества, речь идет о создании благоприятного пространства для функционирования семьи, условий для самореализации ее интересов. Необходим закон "О государственной поддержке молодой семьи в РФ". В нем должны быть заложены действующие механизмы, позволяющие молодой семье самостоятельно решать жилищные, социальные, финансовые и другие проблемы. Успешные опыт в стране есть, достаточно вспомнить МЖК (молодежные жилищные кооперативы).

Информация о работе Социальные проблемы молодых семей