Социальные проблемы молодых семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: молодая семья в современном российском обществе.
Предмет исследования: поведение молодых семей, проживающих на территории Российской Федерации.
Цель исследования – выявление основных направлений активизации развития молодых семей.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
– провести теоретический анализ основных подходов к развитию молодой семьи;
– проанализировать качественные характеристики поведения молодых семей в современном российском обществе;
– раскрыть детерминанты поведения молодых семей в современных социально-экономических условиях;
– рассмотреть факторы, влияющие на поведение молодых семей

Оглавление

1 Теоретический анализ социальных проблем молодых семей в современном обществе
1.1 Концептуализация понятия «молодая семья»
1.2 Сравнительные характеристики отечественной и зарубежной молодой семьи
1.3 Особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы: Формы и методы социальной работы с молодой семьей
1.4. Государственная поддержка молодой семьи в современной россии
2 Социологическое исследование наиболее острых проблем молодой семьи на Ставрополье
2.1 Анализ социальных проблем молодой семьи в Ставропольском крае
2.2 Студенческая семья как особый объект исследования
2.3 Состояние и условия повышения репродуктивной активности молодой семьи в Ставропольском крае
2.4 Решение социальных проблем молодых семей в России и отдельном регионе

Файлы: 1 файл

последний на отправку.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

     Создание  условий для формирования среды общения  и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.

     Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.

     Социальная  реабилитация и адаптация  членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.

     Информирование  и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

     Службы  социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу  деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы  и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.

     Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:

    • денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;
    • трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
    • бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);
    • социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

     Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:

    • профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;
    • расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;
    • принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;
    • создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;
    • развитие учреждений социального обслуживания молодежи;
    • просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

     Совокупность  приемов и методов деятельности субъектов и объектов социальной работы, рассматривающих социальные проблемы клиентов, как способ стимулирования развития их собственных сил, конструктивной деятельности в социуме по изменению неблагоприятной жизненной ситуации служат достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.

     Наряду  с этим, проблема дальнейшей разработки методов обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов по социальной работе с молодыми семьями, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи.

     В условиях продолжающегося социального  расслоения, отсутствия у молодых  граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 % имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии; размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде; распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 % лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.

     В связи с этим 22 марта 2005 года коллегия Министерства образования и науки  Российской Федерации обсудила проект Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006-2015 гг., которая со стороны высшего органа исполнительной власти является также и показательной формой социальной работы с молодыми семьями.

     Задача  Федеральной целевой программы - повысить включенность молодых семей  в социальные процессы, создав условия для их самореализации.

     Концепция Федеральной целевой программы  «Молодежь России (2006-2015 годы) представляет и обосновывает новые подходы  к реализации государственной молодежной политики.

     Это - создание условий интеграции молодежи, как активного субъекта, в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны.

     Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа  проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.

     Проблема  носит системный характер и проявляется  в снижении экономической активности молодежи; росте ее социальной апатии; криминализации молодежной среды и  ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации в России.

     Главной особенностью программы является ее общественно-государственный характер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические  процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов гражданского общества в решении проблем молодежи.

     Представляемая  Программа впервые в практике реализации государственной молодежной политики в России интегрирует все возможности бюджетного финансирования и обеспечения мероприятий ГМП. Предлагается единый алгоритм в разработке и реализации программных действий. Этот алгоритм включает:

     - организацию научно-исследовательских  и конструкторских работ в  сфере государственной молодежной политики, основное предназначение которых заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи средствами Программы;

     - прямые инвестиции в развитие  федеральной инфраструктуры объектов  молодежной политики;

     - реализацию научно и экономически  обоснованных программных мер,  в рамках бюджетного финансирования  по статье «прочие расходы»;

     Финансирование  программных мероприятий федеральной  целевой программы «Молодежь  России» на 2006 – 2015 годы предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников.

     Программа предусматривает обеспечить развитие компетентности молодых граждан  в вопросах семейной жизни.

     Предусматривает внедрение мер, направленных на развитие института семьи, в том числе молодой семьи в российском обществе, повышение уровня компетентности молодых родителей в вопросах воспитания детей. 

     Содействует укреплению социального благополучия молодых семей. Предполагает развитие системы центров семейного просвещения «Академия молодой семьи», развитие системы клубов молодой семьи, создание всероссийской очно-заочной школы «Молодые родители и ребенок».

     Всероссийский центр интеграции молодых людей  с ограниченными возможностями  должен приобрести статус пилотной площадки для создания и продвижения интеграционных программ для молодежи и с участием молодежи. (Миссия подобного центра заключается в создании и распространении программ совместной деятельности молодых людей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Центр проектируется как модульный и по содержанию деятельности и по форме конструирования зданий. Модульный подход в данном случае обеспечивает возможность тиражирования и распространения опыта работы центра в регионах РФ).

     Логика  проектирования мероприятий Программы, предполагает, что действие всех проектов и программных действий распространяется на территорию всей страны.

     Данная  Программа должна развить новые  формы и методы социальной работы с молодыми семьями, разрешить многие накапливающиеся в последние  годы проблемы у молодых семей.  

     1.3 Государственная  поддержка молодой  семьи в России 

      Нормативной правовой основой государственной политики в отношении молодой семьи являются документы ООН, в которых имеются прямые и косвенные положения, касающиеся семьи, Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс и иные документы по вопросам семьи, принятые на федеральном уровне.

      Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи  определяются основными направлениями  государственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Исходя из этого документа субъектами государственной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и – молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики.

     К числу наиболее актуальных проблем  в настоящее время относятся проблемы молодежной политики в стране и социальной поддержки молодых семей. В обстановке экономического кризиса, охватившего Россию, исследование экономических проблем семей, в том числе молодых, особенно актуально. В условиях обострившихся жилищной и материальной проблем именно молодые семьи испытывают это влияние особенно остро. Экономические конфликты в молодой семье являются доминирующими.

      Главным направлением государственной политики  в отношении молодых семей  является  участие в вопросе обеспечения жильем. «Молодой семье - доступное жилье» - это федеральная целевая программа, согласно которой на покупку жилья предоставляются льготы. 

      Итак, первым вариантом приобретения жилья для молодой семьи является его покупка в кредит в коммерческом банке.

      На  данный момент, лидер среди выдачи ипотечных кредитов – Сбербанк с  программой «Ипотека – молодой семье». Ее мы и будем рассматривать в  качестве примера. Данная программа  является, своего рода, дополнением  к кредитам на жилье от Сбербанка, и расширяет их возможности.

      Популярность  программы «Ипотека – молодой  семье» объясняется рядом ее особенностей, которые выгодно отличают ее от своих  аналогов.

      1. При расчете платежеспособности  супругов-созаемщиков, могут быть  учтены не только доходы с  основного места роботы, но и дополнительные источники доходов. 
2. Определяя максимальную сумму кредита, в учет берутся не только доходы молодой пары, но и родителей каждого из супругов, как созаемщиков.  
3. В случае с неполноценной семьей, согласно условиям программы «Ипотека – молодым семьям», при расчете платежеспособности учитывается дополнительный доход родителей (родителя) матери или отца. 
4. По условиям программы «Ипотека – молодым семьям», в случае необходимости, предоставляется отсрочка погашения основного долга на срок до двух лет на время строительства жилья; 
5. До достижения трехлетнего возраста, детей, рожденных в период действия кредита, также предоставляется отсрочка. 
6. В случае, если в семье есть дети/ребенок, по условиям данной программы Сбербанка, кредит предоставляется на сумму до 95% от стоимости жилья.

Информация о работе Социальные проблемы молодых семей