Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 10:13, курсовая работа
Объект исследования: молодая семья в современном российском обществе.
Предмет исследования: поведение молодых семей, проживающих на территории Российской Федерации.
Цель исследования – выявление основных направлений активизации развития молодых семей.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
– провести теоретический анализ основных подходов к развитию молодой семьи;
– проанализировать качественные характеристики поведения молодых семей в современном российском обществе;
– раскрыть детерминанты поведения молодых семей в современных социально-экономических условиях;
– рассмотреть факторы, влияющие на поведение молодых семей
1 Теоретический анализ социальных проблем молодых семей в современном обществе
1.1 Концептуализация понятия «молодая семья»
1.2 Сравнительные характеристики отечественной и зарубежной молодой семьи
1.3 Особенности решения проблем молодых семей методами социальной работы: Формы и методы социальной работы с молодой семьей
1.4. Государственная поддержка молодой семьи в современной россии
2 Социологическое исследование наиболее острых проблем молодой семьи на Ставрополье
2.1 Анализ социальных проблем молодой семьи в Ставропольском крае
2.2 Студенческая семья как особый объект исследования
2.3 Состояние и условия повышения репродуктивной активности молодой семьи в Ставропольском крае
2.4 Решение социальных проблем молодых семей в России и отдельном регионе
3.
Молодые супруги
Пронаталистский вариант современной семейной политики, в пользу которого сделало выбор государство, ориентирован на предоставление различных видов материальной поддержки семье, фактически амплитуда поддержки государства охватывает период «от зачатия до младенчества». Не столь пристальное внимание уделяется целому ряду вопросов, связанных с высоким уровнем «реальных» затрат семьи, обусловленных рождением и воспитанием ребенка, с решением жилищных проблем, дефицитом мест в детских дошкольных заведениях, отсутствием поддержки для совмещения женщинами материнских и профессиональных обязанностей (part-time, гибкий рабочий график и др.), алиментными обязательствами родителей, не проживающими совместно с ребенком (в подавляющем большинстве это касается отцов) и другими проблемами, с которыми сталкиваются в повседневной жизни граждане с семейными обязанностями.
Для решения этих проблем в сфере молодой семьи была разработана Концепция демографической политики РФ до 2015 г., положения которой должны были войти в перечень первоочередных мер социальной политики в 2000—2010 гг. Данный документ был разработан на основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности». В мае 2006 г. был разработан проект Концепции демографической политики РФ до 2025 г.
Согласно ему решение демографических проблем будет осуществляться в три этапа:
-цель первого заключается в том, чтобы добиться заметного снижения темпов убыли населения;
-второй этап (до 2015 г.) направлен на достижение стабилизации численности населения России на уровне не менее 140 млн человек;
-третий этап связывается не только с тем, что численность населения стабилизируется, но также с тем, что начнется прирост населения и увеличится средняя продолжительность жизни россиян.
В качестве основных инструментов демографической политики в проекте названы: сокращение смертности, стимулирование рождаемости и эффективная миграционная политика. Помимо экономических механизмов стимулирования рождаемости проект Концепции включает идеологические мероприятия, направленные на усиление пропаганды здорового образа жизни и семейных ценностей.
Для достижения данной цели необходимо стимулировать рождаемость и укрепить семью. В связи с этим в четвертой части Концепции перечислены следующие приоритетные направления действий:
— формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
— повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
— создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работу с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
— обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
— повышение
воспитательного потенциала семьи.
1.2
Особенности решения
проблем молодых
семей методами
социальной работы:
Формы и методы
социальной работы
с молодой семьей
Определяющее
значение в обеспечении
Важнейшим
критерием социального
Это полностью согласуется со ст. 23 Международного пакта «О гражданских и политических правах», где говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
В
России все больше людей нуждаются
в помощи государства. Старение населения
также увеличивает число
4)широкое
использование активных форм
социальной поддержки
Основными принципами социальной работы с семьей являются:
Большое
значение в социальной защите семьи
имеет совершенствование
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи». Во многих субъектах Российской Федерации разработаны конкретные программы социальной помощи семьям2.
Вместе с тем жизнь показала, что необходимо как можно быстрее ввести в действие новые государственные стандарты социального обслуживания семьи и детей, потому что многие федеральные программы не выполняются.
В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
Можно выделить следующие основные формы и методы социальной работы служб с молодыми семьями.
Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.
Работа по обеспечению занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.
Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.
Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.
Аналитико-
Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;
Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.
Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.