Социальные институты. Явные и латентные функции социальных институтов (Р.Мертон)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

Социальные институты - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Целью настоящей работы является изучение общей характеристики социальных институтов, определение и разграничение явных и латентных функций социальных институтов.

Оглавление

Введение
1. Понятие социального института
2. Виды социальных институтов
3. Биографическая справка о Роберте Мертоне
4. Функции социальных институтов
4.1 Явные функции социальных институтов
4.2 Латентные функции социальных институтов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа№1.docx

— 32.13 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 Социальные институты. Явные и латентные функции социальных институтов (Р.Мертон)

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка  3 курса

группы 26ГМУ122

Бабушкина Н.А.

 

 

Проверила

к.соц.н., доцент

Кичерова М.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Понятие социального института

2. Виды социальных институтов

3. Биографическая справка  о Роберте Мертоне 

4. Функции социальных институтов

4.1 Явные функции социальных институтов

4.2 Латентные функции социальных институтов

Заключение

Список литературы 

 

 

Введение

Социальный институт - одно из основных понятий в социологии, позволяющих раскрыть сущность общества. Социальные институты являются важнейшими составляющими социальной структуры.

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Социальные институты - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Целью настоящей работы является изучение  общей характеристики социальных институтов, определение  и разграничение явных и латентных функций социальных институтов.

 

 

 
1. Понятие социального института

 

Термин «институт» происходит от латинского слова institutum - установление, устройство. В социологию этот термин пришел из юриспруденции, где под ним понималась совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в той или иной сфере (например, институтами назывались собственность, наследование, брак и т.п.).

В социологии понятие «социальный институт» приобрело значение особого типа устойчивой регламентации социальных связей, отношений и организационных форм социального регулирования поведения субъектов. Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Классики социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.) рассматривали институты с позиций их роли в поддержании порядка в обществе.

В классических социологических теориях под социальными институтами понимаются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы и потому воспроизводятся (М. Вебер, Э. Дюркгейм); в структурно-функциональном анализе (Т. Парсонс, Р. Мертон) социальные институты рассматриваются с точки зрения удовлетворения потребностей индивидов и групп. В современном социологическом знании существует особое направление - институциональная социология, которая рассматривает общество как совокупность социальных институтов, общественное развитие - как смену различных социальных институтов, преобладающих в различные исторические периоды.

Уже социальная статика О. Конта в качестве основных элементов, поддерживающих согласие и порядок в обществе, рассматривала институты, верования и моральные ценности. Термин «социальный институт» впервые в социологической науке употребил Г. Спенсер. Он придавал огромное значение институциональным порядкам и считал, что необходимость формирования социальных институтов обусловлена борьбой за существование общественного организма в условиях эволюции.

Э. Дюркгейм, как и Конт, видел функции социальных институтов в поддержании солидарности. К. Маркс понимал институты как исторически сложившиеся структуры, обусловленные производственными отношениями. В качестве таких форм организации и регулирования социальной деятельности он анализировал частную собственность, разделение труда, майорат и другие институты. М. Вебер считал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они являются значимыми для индивидов. Поскольку в его представлении общество становится все более рациональным, то именно рациональное действие имеет значение. В качестве структурного компонента рационально организованного капиталистического предприятия Вебер рассмотрел институт бюрократии. Понятие «социальный институт» занимает центральное место в структурно-функциональном анализе.

Т. Парсонс строит модель общества как систему социальных отношений и социальных институтов. Социальные институты - это ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов. В качестве устойчивых конфигураций они образуют статусно-ролевую структуру общества. Именно нормативно-ролевая институциональная структура обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Структурно-функционалистское представление о социальных институтах является наиболее разработанным в западной и отечественной социологии.

Но, несмотря на то, что каждая социологическая теория, в центре которой находилось понятие института, давала ему свое определение, в целом, сложилось понимание социальных институтов как исторически обусловленных форм организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающих относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Совокупность этих значений можно свести к четырем основным существенным признакам социального института:

  1. выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
  2. определенную организацию;
  3. наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей;
  4. наличие социально значимых функций института.

Социальные связи институтов и между институтами организуют общественную жизнь. Назначение институтов: создание удобств для социально направленного взаимодействия людей и обеспечение непрерывности общественной жизни через механизмы воспроизводства, преемственности и адаптации. Исходя из опыта и осмысления жизни, люди отбирают наиболее удобные формы организации своей деятельности, регулирования отношений. Постепенно они убедились, что ритуализация (т.е. подчинение определенным правилам и порядку) жизни обеспечивает контроль, сходство, предсказуемость поведения и целесообразность и полезность скоординированных действий.

 

2. Виды социальных институтов 

Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

- экономические - институты, организующие хозяйственную деятельность;

- политические - институты  власти;

- семейные - институты, регулирующие  половые отношения, рождение и  социализацию детей;

- военный - институты, осуществляющие  защиту членов общества от  физической опасности;

- религиозные - институты, организующие  коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

- потребность в воспроизводстве  рода (институт семьи и брака).

- потребность в безопасности  и социальном порядке (институт  государства и др. политические  институты).

- потребность в добывании  и производстве средств существования (экономические институты).

- потребность в передаче  знаний, социализации подрастающего  поколения, подготовке кадров (институт  образования).

- потребности в решении  духовных проблем, смысла жизни (институт  религии).

Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имянаречения, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д. К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.

3. Биографическая  справка о Роберте Мертоне 

Роберт Кинг Мертон (1910-2002) — один из крупнейших представителей структурно-функционального анализа в США. Мертон родился в Филадельфии, получил высшее образование в Темпльском и Гарвардском университетах. Преподавательскую деятельность он начинал в Гарварде (1936—1939), затем в Тулейнском университете (Новый Орлеан, 1933—1941), а с 1941 г. его профессиональная судьба тесно связана с Колумбийским университетом в Нью-Йорке. Здесь он работал с 1942 по 1970 г. заместителем директора Бюро прикладных социальных исследований, а с 1976 г. возглавлял Центр социальных наук. С 1986 г. он был также профессором Гентского университета (Бельгия), в 1957 г. избирался президентом Американской социологической ассоциации, в 1975—1976 гг. был президентом Общества социального изучения науки, с 1971 по 1979 г. был председателем Консультативного совета по образованию Мемориального фонда Дж. С. Гуггенхейма. Оставшись в Гарварде после защиты в 1936 г. докторской диссертации, он разработал здесь теорию отклоняющегося поведения, основанную на выделении различных типов социальной адаптации. Среди его основных работ выделяется концепция под названием "Явные и латентные функции социальных институтов".

4. Функции социальных институтов

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003), много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать "явные" и "скрытые (латентные)" функции социальных институтов. Данное различие функций было введено им для объяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Термины "явное" и "латентное" он заимствовал у Фрейда, который использовал их совсем в другом контексте. Р.Мертон пишет: "В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка". В качестве примера Р.Мертон приводит ритуальные танцы племени хопи по вызыванию обильного дождя, имеющие латентную функцию укрепления групповой солидарности, поддержания устойчивости и непрерывности племени вне зависимости от того, пойдет ли после этого церемониала дождь или нет. 

 

4.1 Явные функции социальных институтов

Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу. Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции; функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная функция; интегративная функция; транслирующая функция; коммуникативная функция. Рассмотрим более подробно, что означают эти функции.

1. Функция закрепления  и воспроизводства общественных  отношений — это система правил  и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого  члена института и делающих  это поведение предсказуемым.

2. Регулятивная функция  — это выработанный социальным  институтом шаблон поведения, норм  и контроля, регулирующий взаимоотношения  между членами общества (т.е. социальный  институт как элемент социального  контроля).

Информация о работе Социальные институты. Явные и латентные функции социальных институтов (Р.Мертон)