Брак и семья как социальные институты и их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Файлы: 1 файл

Социология кр.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

     Введение 
 

     Семья - неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья -начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

     Проблемы  семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины  семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 .Брак и семья  как социальные  институты и их  функции 
 

     Семья - один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, государства, народностей

     Институт  брака не охватывает всю сферу  семейной жизни и уж тем более  все многообразие отношений между  родственниками - близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально - обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака.

     Семья как социальный институт проходит ряд  этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Ученые выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

     1) Вступление в первый брак - образование семьи;

     2) Начало деторождения - рождение первого ребенка;

     3) Окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

     4) "Пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

     5) Прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

     На  каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

     В зависимости от структуры родственных  связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

     Для понимания семьи как социального  института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

       Жизнедеятельность семьи включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологическими взаимоотношениями людей, с экономическими условиями (производства, распределения и обмена), с демографическими изменениями, с нормами и ценностями культуры, с институтами управления, армии, здравоохранения, церкви и с развитием общества в целом. Как видим, семья представляет собой сложное, многозначное социальное образование, выполняющее одновременно роль социального института и малой социальной группы. Поэтому семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует исходные условия функционирования общества путем биологического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

     Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

     Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

     1) Конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

     2) Межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

     3) Внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

     Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

     Лишь  наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).

     Наличие таких отношений (т.е.семьи в строгом  смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей

       Функции семьи. В процессе своей жизнедеятельности семья выполняет многообразные функции, которые носят одновременно как общественный характер, так и личностный, удовлетворяя потребности индивида. К ним относятся: репродуктивная функция, сексуального регулирования, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, функция передачи социального опыта, общения, статусная, досуговая, эмоциональная, первичного социального контроля и пр.

       Репродуктивная  функция. Одной из основных задач любого общества является воспроизводство населения. Вместе с тем важным условием существования общества является рождение и развитие физически и психически здоровых детей, способных к социализации, регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость или осуждение.

       Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Эти потребности человека, влечение к противоположному полу генетически заложены в человеке как биологическом, существе. Поэтому регуляция сексуального поведения людей и контроль за ним осуществляется во всех обществах. Природно-биологическая сексуальная потребность подвергается в обществе существенной трансформации, она не проявляется в чистом виде, т.к. содержание обусловливается, детерминируется культурными нормами и стандартами, которые индивид усваивает с детства. Это подтверждается и этносексологией, занимающейся сравнительным изучением этнокультурных норм и вариаций человеческой сексуальности. В различных типах культур среди крайних норм половой морали выделяются два основных типа: антисексуальная (peпрессивная) и просексуальная (терпимая) мораль. Примером репрессивной антисексуальной морали может служить средневековая христианская мораль, отождествляющая сексуальность с грехом. В подобных обществах половая жизнь в принципе ограничивалась браком. Пример противоположного типа - у народов Полинезии, где господствует большая терпимость в отношении сексуального поведения. Сексуальность и эротизм здесь активно поощряются, половые проблемы свободно обсуждаются, выражаются в ритуалах, песнях и танцах. Проявление сексуальности у подростков и юношей считается нормой, допускаются внебрачные связи. Большинство же человеческих обществ располагается между этими двумя крайними полюсами. При всем разнообразии социокультурных норм любое общество регулирует и контролирует сексуальное поведение людей, поддерживает и стимулирует те отношения между партнерами, которые ведут к созданию семьи через брак. Социокультурная регуляция сексуального поведения мужчин и женщин имеет своей целью не только упорядочение отношений между различными полами, но и решает более фундаментальную задачу - выступает средством контроля над брачно-семейными отношениями и тесно с ними связанным наследованием собственности, богатства и власти. Нормативный контроль со стороны общества над сферой сексуального поведения выступает составной частью системы социального контроля.

       Воспитательная  функция тесно связана с социализацией личности. Если сексуальная функция лишь прелюдия к рождению ребенка и потому играет вспомогательную роль, то через воспитание и уход за детьми, их социализацию (т.е. обеспечение их вхождения в социальную жизнь) осуществляется воспроизводство общества. В принципе, семья нужна обществу и человеку для реализации именно этой функции. Но помимо ее важности, она обладает еще одним качеством - чрезвычайной сложностью среди любых социальных проблем. Ведь при воспитании человека, через природные задатки, формируется его жизненная судьба, его жизненный путь. И тут роль семьи и всей окружающей среды в деле воспитания трудно переоценить. Сегодня самым прибыльным вложением капитала является сфера воспитания и образования, а не высокие технологии и информатика, как считают технократы. Это все вторично. Лишь создавая интеллектуальный потенциал, т.е. вкладывая постоянно максимальные средства в развитие человека, общество может получать и максимальную отдачу, включая высокие технологии, новые идеи и пр. В некоторых странах уже сейчас на воспитание и образование расходуется до 30% национального дохода. Это очень дальновидная социальная политика, когда государство берет на себя, например, полные расходы на воспитание и образование подрастающего поколения. К сожалению, в большинстве стран мира преобладают нетерпеливые политики, ориентированные на решение сиюминутных государственных проблем. Таким политикам социологи должны помочь заглянуть в зеркало будущего своей страны, которая в перспективе будет иметь уровень, соизмеримый с затратами на социальную сферу, а в ней, прежде всего, на формирование и развитие подрастающего поколения.

       Функция эмоционального удовлетворения относится к числу многообразных потребностей человека; она решает проблему его интимного общения. Как считают психологи, основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Многие данные свидетельствуют о том, что серьезные преступления и отклоняющее поведение характерно для тех, кто в детстве был лишен заботы в семье. Именно дети, воспитанные в детских домах чаще подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, преждевременной смертности. Доказано, что потребность людей в близком, доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Именно семья и служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

Информация о работе Брак и семья как социальные институты и их функции