Социальные институты. Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:09, лекция

Краткое описание

Понятие социального института, его признаки+ кто ввел понятие
Институционализация (определение+этапы)
Виды социальных институтов и их характеристики.
Функции социальных институтов.
Базовые социальные институты общества, их признаки и функции.
Понятия: дисфункция, явные и латентные функции

Файлы: 1 файл

4 и 5 недели (1).docx

— 41.75 Кб (Скачать)

Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми  осознанными и очевидными для  всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.

Динамика социальных институтов

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

1. Жизненный цикл института от  момента появления до его исчезновения;

2. Функционирование зрелого института,  т. е. выполнение явных и  латентных функций, появление и продолжение дисфункций;

3. Эволюция института – изменение  вида, формы и содержания в  историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле института  как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно  отличаются друг от друга:

1. Зарождение организации. 

2. Период эффективности, когда  институт достигает полной зрелости.

3. Период формализации (правила  перестают быть средством, регулирующим  деятельность, и становятся самоцелью).

4. Период дезорганизации, когда  институт прежнюю гибкость и  жизнеспособность. После этого институт  ликвидируется или реорганизуется  в новый.

Помимо жизненного цикла института  и его исторической эволюции, в  понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др.

Поскольку образование, культура и  наука остаются самыми престижными  и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.

Институциональная конкуренция может  существовать в рамках одной и  той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.

Итак, подытожим все вышесказанное  и скажем, что социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически  длительное время, удовлетворяющий  фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т. д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих.

Тема 5. Социология личности

 

Цель – раскрыть содержание понятий «личность» и основных концепций социализации личности.

Основные понятия по теме: личность, социализация, агенты социализации, индивид.

Одним из центральных направлений  социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом факторов: 1) личность является одним из главных  субъектов общественных отношений; 2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности; 3) личность представляет собой индикатор общественного развития.

Однако прежде чем приступать к  рассмотрению личности, необходимо проанализировать термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры. Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода. Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы  к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть  основных подходов.

1. Диалектико-материалистический  подход, согласно которому человек  изначально есть существо социальное, а его становление как личности  происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при  котором личность рассматривается  как носитель общечеловеческих  свойств, как родовое понятие,  обозначающее представителя рода  человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках  которого личность определяется  как социальное существо, обладающее  рядом положительных качеств,  относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть  которого заключается в понимании  каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».

6. Биолого-генетический подход  предполагает, что поведение человека  определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение  личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно  субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной  свободой выбора своего поведения,  что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит  от ее неповторимых личностных  характеристик, через которые  преломляется общественный и  личный жизненный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как  сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в  себя природные, общие по происхождению  качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические  особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

1) собственно-социологический (мотивы  поведения, интересы личности, жизненный  опыт, цели), этот подуровень тесно  связан с общественным сознанием,  которое объективно по отношению  к каждому человеку, выступая  как часть социальной среды,  как материал для индивидуального  сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют  внутренним детерминантам ее социального  поведения.

К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы – это осознанные потребности  личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного  отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология. Социальный тип личности – это  способ осуществления человеком  различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие «социальный тип личности»  фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.

Впервые попытка создать классификационную  систему личности была предпринята  Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

1) теоретический тип – ориентированность  на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой  поведения выступает прагматическая  ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление  к господству и распределению  социальных ролей, а также склонность  к подчинению;

6) религиозный – ориентация  на поиск высшего смысла жизни,  общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

Другой классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий. Идеальный тип – личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

Различие между этими личностными  структурами существенно. Идеал  в принципе никогда не получит  своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности. Оба этих типа можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.

Типологическая система Э. Фрома основана на ориентации личности в отношениях с обществом. В основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению. В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению. Однако личностей с одним типом ориентации не существует. Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную». Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой. Внешне ориентированная личность лишена такой возможности. Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.

Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция. В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций. Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона. Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса.

Ролевая теория личности описывает  ее социальное поведение двумя основными  понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Каждый человек занимает в обществе определенное место. Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей. Эти позиции и являются социальными статусами человека. Таким образом, каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов. Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

Информация о работе Социальные институты. Социология личности