Социальные институты. Социология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:09, лекция

Краткое описание

Понятие социального института, его признаки+ кто ввел понятие
Институционализация (определение+этапы)
Виды социальных институтов и их характеристики.
Функции социальных институтов.
Базовые социальные институты общества, их признаки и функции.
Понятия: дисфункция, явные и латентные функции

Файлы: 1 файл

4 и 5 недели (1).docx

— 41.75 Кб (Скачать)

Социальный статус – интегральный показатель общественного положения  личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

В социологии существует классификация  социальных статусов на предписанные и приобретенные. Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением. Этот статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст). Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком. Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа. Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке. Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы. Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека. Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

С понятием «социальный статус»  тесно связано понятие «социальная  роль». Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет. Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода.

Систематизация социальных ролей  впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль: 1) эмоциональность, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание; 2) способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно; 3) масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен; 4) регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины); 5) мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.

Реализацию социальной роли можно  рассматривать также с нескольких сторон. С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества. С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом. Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего  данной роли;

2) предписания (требования), связанные  с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной  роли;

4) санкции – социальные последствия  того или иного действия в  рамках требований социальной  системы. Социальные санкции по  своему характеру могут быть  моральными, реализуемыми непосредственно  социальной группой через её  поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Любая роль не является чистой моделью  поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

Личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации. Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято  выделять два основных типа социализации: 1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком; 2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком. Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека. Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий. 1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое  усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. 2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации. 3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно. 4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. 5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или  иные факторы, соотношение которых  на разных этапах различно. В целом  можно выделить пять факторов, оказывающих  влияние на процесс социализации: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) индивидуальный опыт. Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей. Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другое. Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации. Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации. Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей. Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности. Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует. На процесс социализации оказывают влияние две важнейшие среды: природная и социальная. Объективным условием социализации является социальная среда, элементы которой называются агентами социализации. Основными агентами социализации являются семья, общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует  в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском  возрасте. К моменту достижения личностью  своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как  правило, достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом  изменение внешнего поведения, взрослые способны оценивать нормы. Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.

Важным процессом социализации является процесс идентификации. Идентификация  – это процесс усвоения индивидом  норм, ценностей и качеств той  социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.

 


Информация о работе Социальные институты. Социология личности