Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом как наука и как сфера деятельности в последнее время получила широкое распространение и развитие. Это связанно с тем, что на смену технократическому отношению к работнику постепенно приходит отношение социальное, когда вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания предприя­тия. Приходит осознание того, что без людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить.

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению социального самочувствия работников
1.1 Понятие социального самочувствия и методологические основы его изучения
Глава 2 Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации. Вторичный анализ исследований социального самочувствия работников на кризисных предприятиях
Заключение
Библиографический список
Программа пилотажного социологического исследования «Социальное самочувствие работнико

Файлы: 1 файл

Kurs.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Анализ результатов исследований работников кризисных предприятия показывает, что кризисные процессы ухудшают социальное самочувствие работников в плане неудовлетворенности как личностных потребностей, так и потребности в социально-экономической безопасности. Влияние кризисных процессов на разные группы работников неодинаково. Большинство работников кризисного предприятия неуверенно,  в своих перспективах на данном предприятии, а больше половины из них полагают, что не смогут найти другую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В рамках работы мы выяснили, что социальное самочувствие – феномен, который давно изучается, широко исследуется, однако до сих пор не приобрел общепринятого определения и показателей, его характеризующего. В связи с этим, из существующих подходов к определению и к индикаторам социального самочувствия мы выделили тот, который наиболее соответствует нашим представлениям об этом феномене и целям нашего исследования. А именно, социальное самочувствие как               «показатель уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов личности (группы)». Индикаторы социального самочувствия основаны на пятиуровневой структуре потребностей. Основываясь на этом подходе, мы проанализировали результаты социологических исследований, проведенных на кризисных предприятиях, и выяснили, что кризисные процессы ухудшают социальное самочувствие, так как предприятие не в состояние обеспечить работникам удовлетворение их потребностей. Как следствие – снижение производительности труда. Такой эффект крайне нежелателен для организации ввиду того, что работники являются основной движущей силой по преодолению кризисных процессов. Таким образом, подтверждается необходимость диагностики социального самочувствия на кризисном предприятии, с целью вовремя обнаружить и по возможности предотвратить его ухудшение посредством эффективного управления персоналом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.                  Антикризисный менеджмент. Курс лекций [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vselekcii.ru/mened-market/crysis/page,13,27-lekcii-antikrizisnyy-menedzhment.html

2.                    Бессокирная Г.П.  Социальное самочувствие рабочих// Социс, 2008 №3, стр. 34-37

3.                      Блинов А.О. Захаров., В.Я., Захаров И.В. Выход из кризиса: социальные проблемы реструктуризации персонала предприятия// Управление персоналом, 2009 №12

4.                    Волгина М. Методы адаптации персонала // Управление персоналом.- 1998 №12

5.                    Воронова Э. Социально-экономические проблемы в управлении персоналом// Кадры, 1998 №2.

6.                    Герцберг, Фридрих. Словарь терминов HR [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/Herzberg_Frederick/glossary.html

7.                    Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи // Социологические исследования, 1992, №2, с. 104-115

8.                    Егорова А.Ю. Социальное самочувствие жителей г. Улан-Удэ в условиях трансформации российского общества [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-3-2011/sociologiya/egorova.pdf

9.                    Индексы социального самочувствия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://wciom.ru/178/

10.               Карина О.В., Киселёва М.А. Специфика социального самочувствия// Проблемы и перспективы современной науки (выпуск 1). – Томск, 2008

11.                 Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социс, 2003, № 4, с. 143-144

12.               Миронова М. Исследования в коллективе. Цели и результаты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hrm.ru/issledovanie-v-kollektive-celi-i-rezultaty

13.             Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами// Социс, 2010 №3, стр.45-50

14.               Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи. // Социис, 2000 №12, стр. 50-55

15.               Рогозин Д.М. Тестирование вопросов о социальном самочувствии// Социальная реальность, 2007 №2

16.               Ряховская.А.Н. Антикризисное управление предприятиями.- М.,2000

17.                Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. - Л., 1975, - с. 49

18.               Семикова Н.С. Методы изучения социальной среды организации// Управление персоналом, 2007,№6

19.             Соколова Л.Е. Социальное самочувствие персонала как объект социологии управления (на примере организаций железнодорожного транспорта)[Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2007web3/soci/200730404.pdf

20.               Социальная психология. Краткий очерк/Г. П. Предвечный и Ю. А. Шерковин. – М., 1975

21.               Социальное самочувствие населения Прикамья /  В.А. Бурко,  Пермь, 1999. (Мониторинг общественного мнения: Социологический бюллетень. Вып. 3)

22.               Тихонина С.А. Профессиональная среда государственной гражданской службы: теоретико-методологические и методические аспекты социологического анализа. - Н. Новгород, 2005.

23.               Тощенко Ж.Т., Харченко С. Социальное настроение.  - М., 1996. С. 28

24.             Шмельков А.В., Дулина Н.В. Социальное самочувствие жителей Волгограда // Социокультурные исследования: Межвузовский сборник научных трудов. - Волгоград, 2003. – Вып.7 – С.97–99.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа пилотажного социологического исследования «Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации»

Актуальность исследования

С переходом России к рыночной системе хозяйствования множество предприятий оказалось в кризисной ситуации или под ее угрозой. Основным ресурсом в преодолении кризиса признан человеческий капитал или персонал организации. Однако кризисные процессы оказывают негативное влияние на социальное самочувствие работников, следствием чего является снижение производительности труда. В связи с этим очевидна актуальность диагностики социального самочувствия работников на кризисном предприятии, с целью вовремя обнаружить и по возможности предотвратить его ухудшение посредством эффективного управления персоналом.

Проблема: ухудшение социального самочувствия работников кризисной организации.

Объект – работники кризисной организации.

Предмет – социальное самочувствие работников кризисной организации.

Цель – выявить основные характеристики социального самочувствия разных групп работников кризисной организации

Задачи:

Выяснить, как состав семьи оказывает влияние на удовлетворенность потребности в социально-экономической безопасности.

Выяснить, как социально-профессиональный статус влияет на удовлетворенность потребности в доброжелательной атмосфере.

Выяснить, как социально-демографические факторы оказывают влияние на удовлетворенность потребности в уважении и самоуважение.

Выяснить, как социально-профессиональный статус влияет на удовлетворенность потребности в самореализации.

Факторы: пол, возраст, образование, уровень доходов, состав семьи, социально-профессиональный статус.

Теоретическое уточнение:

Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами. 1) в любой экономике присутствует многообразие форм собственности, как минимум две: государственная и частная; 2) рыночное ценообразование не предполагает какого-либо вмешательство государства; 3) любое вмешательство государства в экономику является ограниченным.

Социальное самочувствие - показатель уровня удовлетворения социально-экономических и духовных потребностей, интересов личности (группы).

Кризис - это период нестабильности или такого состояния бизнеса, когда надвигаются серьезные перемены. Причем результат этих перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный.

Кризис на предприятии описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании предприятия через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия, которые как минимум для данного предприятия можно характеризовать как катастрофические. Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса.

Человеческий капитал - оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

Персонал - это совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребёнком и т. д.); это совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определённых функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.

Производительность труда - плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей. Измеряется количеством продукции, произведённой работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени (час, смену, месяц, год), или количеством времени, которое затрачено на производство единицы продукции.

Диагностика - процесс распознавания проблемы и обозначения её с использованием принятой терминологии.

Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий.

Показатели:

Потребность в социально-экономической безопасности

Потребность в доброжелательной атмосфере

Потребность в уважении и самоуважении

Потребность самореализации

 

Гипотезы:

1)     У работников, имеющих детей, степень удовлетворения потребности в социально-экономической безопасности ниже, чем у работников, детей не имеющих.

2)     Чем ниже социально-профессиональный статус работника, тем ниже у него степень удовлетворения потребности в доброжелательной атмосфере.

3)     Чем старше работник, тем ниже у него степень удовлетворения потребности в уважении.

4)     Чем выше социально-профессиональный статус работника, тем ниже у него степень удовлетворения потребности в самореализации.

 

 

 

 

 

21

 



[1]  Антикризисный менеджмент. Курс лекций [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vselekcii.ru/mened-market/crysis/page,13,27-lekcii-antikrizisnyy-menedzhment.html

[2] Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи. // Социис, 2000 №12, стр. 50-55

[3] Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи // Социологические исследования, 1992, №2, с. 104-115

[4] Рогозин Д. Тестирование вопросов о социальном самочувствии// Социальная реальность, 2007 №2

[5] Социальное самочувствие населения Прикамья /  В.А. Бурко,  Пермь, 1999. (Мониторинг общественного мнения: Социологический бюллетень. Вып. 3)

[6] Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. – М., 1992, стр. 6-8

[7] Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи. // Социс, 2000 №12, стр. 50-55

[8] Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социс, 2003, № 4, с. 143-144

[9] Тощенко Ж.Т., Харченко С. Социальное настроение. - М., 1996. С. 28

[10] Карина О.В., Киселёва М.А. Специфика социального самочувствия// Проблемы и перспективы современной науки (выпуск 1). – Томск, 2008

[11] Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. - Л., 1975, - с. 49

[12] Социальное самочувствие населения Прикамья /  В.А. Бурко,  Пермь, 1999. (Мониторинг общественного мнения: Социологический бюллетень. Вып. 3)

[13] Индексы социального самочувствия[Электронный ресурс] Режим доступа: http://wciom.ru/178/

[14] Герцберг, Фридрих. Словарь терминов HR [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/Herzberg_Frederick/glossary.html

[15] Социальная психология. Краткий очерк/Г. П. Предвечный и Ю. А. Шерковин. – М., 1975

[16] Миронова М. Исследования в коллективе. Цели и результаты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hrm.ru/issledovanie-v-kollektive-celi-i-rezultaty

[17] Тихонина С.А. Профессиональная среда государственной гражданской службы: теоретико-методологические и методические аспекты социологического анализа. - Н. Новгород, 2005.

[18] Семикова Н.С. Методы изучения социальной среды организации// Управление персоналом, 2007,№6

[19] Бессокирная Г.П.  Социальное самочувствие рабочих// Социс, 2008 №3, стр. 34-37

[20] Волгина М. Методы адаптации персонала // Управление персоналом.- 1998 №12

[21] Ряховская.А.Н. Антикризисное управление предприятиями.- М.,2000

 

[22] Шмельков А.В., Дулина Н.В. Социальное самочувствие жителей Волгограда // Социокультурные исследования: Межвузовский сборник научных трудов. - Волгоград, 2003. – Вып.7 – С.97–99.

[23] Соколова Л.Е. Социальное самочувствие персонала как объект социологии управления (на примере организаций железнодорожного транспорта)[Электронный ресурс] Режим доступа: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2007web3/soci/200730404.pdf

[24] Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социис, 2000 №12, стр. 50-55

[25] Рогозин Д.М. Тестирование вопросов о социальном самочувствии// Социальная реальность, 2007 №2

[26] Егорова А.Ю. Социальное самочувствие жителей г. Улан-Удэ в условиях трансформации российского общества [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-3-2011/sociologiya/egorova.pdf

[27] Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами// Социс, 2010 №3, стр.45-50

[28] А.О. Блинов, В.Я. Захаров, И.В. Захаров Выход из кризиса: социальные проблемы реструктуризации персонала предприятия// Управление персоналом, 2009 №12

[29] Воронова Э. Социально-экономические проблемы в управлении персоналом// Кадры, 1998 №2.

[30]   Блинов А.ОЗахаров., В.Я., Захаров И.В. Выход из кризиса: социальные проблемы реструктуризации персонала предприятия// Управление персоналом, 2009 №12


Информация о работе Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации