Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:37, курсовая работа
Управление персоналом как наука и как сфера деятельности в последнее время получила широкое распространение и развитие. Это связанно с тем, что на смену технократическому отношению к работнику постепенно приходит отношение социальное, когда вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания предприятия. Приходит осознание того, что без людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить.
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению социального самочувствия работников
1.1 Понятие социального самочувствия и методологические основы его изучения
Глава 2 Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации. Вторичный анализ исследований социального самочувствия работников на кризисных предприятиях
Заключение
Библиографический список
Программа пилотажного социологического исследования «Социальное самочувствие работнико
Исследование подходов к изучению социального самочувствия позволило нам выделить подход к определению и индикаторам самочувствия, которого мы будем придерживаться в работе, наиболее соответствующий нашим целям и представлении об этом феномене
1.2 Изучение факторов, оказывающих влияние на социальное самочувствие.
Упоминание о социальном самочувствии стало общим местом во многих публикациях, однако практически нигде не встречается четких критериев типологизации, не выделяются детерминирующие факторы этого феномена. Исследователи по-разному подходят к решению этой проблемы, общепринятой точки зрения пока не сложилось.
Процесс познания и выявления факторов, влияющих на социальное самочувствие достаточно сложен, поскольку это сплетение экономических, социально-политических, духовных факторов, среди которых обязательно присутствуют объективные и субъективные, что само по себе ставит сложнейшую проблему максимального учета различных вариантов их сочетания.
Шмальков А.В. и Дулина Н.В. выделяют две группы факторов, оказывающие влияние на население города: внешние и внутренне факторы. Внешние факторы – это факторы, не зависящие от личности респондента. К ним относятся социально-экономические (уровень инфляции, обеспеченность медицинскими услугами и т.д.), экологические (качество воды и воздуха, загрязненность территорий промышленными отходами и т.д.) и климатические факторы (уровень влажности, годовой перепад температур и т.д.). Наиболее значимыми из них являются социально–экономические факторы.
К внутренним факторам относятся характеристики респондента, которые опосредованно влияют на его ответы. Такими факторами являются гендерные отличия респондента (пол и возраст респондента), социальный статус респондента (имущественное положение, потребительская активность, общественное положение, род занятий и т.д.), психологические факторы (не осознаваемые респондентом детерминанты его поведения) и место жительства респондентов. Как показал анализ, влияние статуса респондента более выражено по сравнению с остальными факторами. В результате взаимодействия двух данных групп факторов возникают различия во взглядах высказываемых респондентами.[22]
М.Е.Соколова наряду со стимулами внешней и внутренней среды выделяет более глубоко детерминированные факторы: мировоззрение и воля, преобладающее жизнеощущение, жизненные ориентиры[23].
Л.Е. Петрова, изучая социальное самочувствие молодежи, отмечает влияние следующих факторов: факторы ориентации на достижение (образование, доход, положение на рынке труда, социальная страта и пр.), аскриптивные (пол, среда выхода), жизненного цикла (семейный статус, наличие детей, тип населенного пункта и пр.), а также ресурсные (характеристики активности субъекта). Наибольшее влияние на социальное самочувствие "достижительские" характеристики респондента: уровень образования, уровень дохода, положение на рынке труда (включающее тип занятия, профессиональный статус, отрасль).
Далее по значимости идут факторы, характеризующие идентификационную стратегию человека и его активность: соотношение профессии и полученного образования; профессиональная мобильность; самооценка жизненного успеха; ожидание перемен в жизни.
Факторы жизненного цикла, такие как семейный статус, наличие детей, местожительство, оказываются значимыми только вкупе с использованием субъективных самооценок (удовлетворенность жизнью в целом и семейной жизнью, планирование событий и пр.).
Аскриптивные характеристики, прежде всего, среда выхода (образование и профессиональный статус родителей, наличие собственности в родительской семье, пол, состояние здоровья и пр.), непосредственно не влияют на тип самочувствия. Отсутствие прямой связи свидетельствует о том, что в конкретном типе социального самочувствия обнаруживается влияние ролевого комплекса: не просто "все женщины попадают в группы негативного самочувствия" или "уровень образования родителей влияет на профессиональный статус"; дело здесь в сочетании, комплексе разных характеристик, которые в результате дают определенный эффект, положительный или отрицательный, в силу чего человек оказывается удовлетворенным своей жизненной карьерой или оценивает жизнь негативно[24].
Существуют разные точки зрения на то, как влияет материальное положение человека на его социальное самочувствие. Так Д. Рогозин говорит, что определяющим этот компонент назвать нельзя[25]. Однако Егорова А.Ю. в своих исследованиях пришла к выводу, что именно оценка индивидом своего материального положения является одной из ключевых. Опрос показал, что респонденты, оценивающие свое материальное положение как среднее и выше среднего, в целом выражают больше удовлетворенности текущим положением дел и уверенности в будущем. Подтверждается влияние возраста: наибольшую удовлетворенность жизнью демонстрируют люди в возрасте 36-45 лет. Отмечается также влияние СМИ на социальное самочувствие населения[26].
Л.И. Михайлова интерпретирует социальное самочувствие как определенное состояние переживания по поводу комфортности или дискомфортности своего бытия в социуме. И с этой позиции выделяет ряд факторов, прежде всего социального, но вместе с тем и личностного характера, детерминирующих это состояние: здоровье, обустроенность семьи, жизни и быта, характер включенности в социальную жизнь во всех ее сферах, степень удовлетворенности социальными благами, доступными для пользования, а также отношение и восприятие этих факторов. Социально-производственная среда и положение человека в ней, влияние социальных общностей и групп в социуме является ведущим фактором. Социальный оптимизм или пессимизм личности, даже благополучной в личном жизнеустройстве, сильно зависят от того, насколько совпадают ее идеалы с направленностью общественного развития, с тем как решаются проблемы равенства-неравенства, социальной справедливости, личной безопасности и т.п.[27].
При исследовании самочувствия персонала обращают внимание на оценку работником перспектив собственного предприятия и своего места в нем, иерархию актуальных проблем и возможность их решения, удовлетворенность отношениями с руководством, уровень оплаты труда, удовлетворенность детьми, семейной жизнью, образованием, жилищными условиями, на чувства по поводу будущего, информированность о происходящем на предприятии, удовлетворенность потребности в самовыражении, в признании на предприятии, потребность в определенности будущего. Влияние на оценку этих показателей оказывают следующие факторы: возраст, стаж, уровень образования, социальный статус, уровень квалификации, уровень доходов; структурные изменения в организации, смена руководства, нововведения, кризисные процессы, микроклимат в коллективе[28].
Можно заключить, что в подходах исследователей есть различия относительно факторов, оказывающих влияние на социальное самочувствие, однако общим во всех подходах является то, что в каждом мы можем выделить личные факторы (возраст, образование, социальный статус, доход) и факторы среды (политические, экономические социальные).
Глава 2 Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации. Вторичный анализ исследований социального самочувствия работников на кризисных предприятиях
Социологических исследований предметом которых является конкретно социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации не обнаружено, но есть социологические данные по нескольким кризисным предприятиям, где так или иначе затрагиваются отдельные аспекты социального самочувствия работников.
В соответствии с разделяемым нами подходом к индикаторам социального самочувствия (пятиуровневая классификация потребностей) выясним, как на кризисном предприятии удовлетворяются потребности работников.
По результатам исследований нескольких кризисных предприятий нефтяной отрасли можно отметить следующие проблемы:
1. 64,4% опрошенных работников не уверены в стабильности своего рабочего места (острая нехватка средств у предприятий, вызывающая нестабильность финансового положения, которая влечет за собой сокращение штата сотрудников). Таким образом, не удовлетворяется потребность в социально-экономической безопасности, что ведет к снижению уровня социального самочувствия.
2. Программы обучения персонала для работы в новых условиях, а также повышения квалификации не устраивают 68,9% работающих – не удовлетворяется потребность в самореализации.
3. Результаты проведенного анализа показывают, что заработная плата все в меньшей степени выполняет основные функции стимулирования и воспроизводства рабочей силы. Более того, она превратилась в некий вариант социального пособия, совершенно не связанного с конкретными результатами трудовой деятельности. 66% работающих оценили свой уровень жизни как способ существования от зарплаты до зарплаты, что указывает на неудовлетворенность потребности в социально-экономической безопасности
4. Персонал считает, что руководители стали меньше заботиться о них. Выход работники видят в организации систематического повышения квалификации, выдвижении претендентов на руководящие должности на конкурсной основе, улучшении состояния трудовой дисциплины. Не удовлетворяются потребности в доброжелательной атмосфере, уважении и самоуважении, самореализации и признании[29].
В целом можно сказать, что в условиях кризиса организации ухудшается социальное самочувствие работников как следствие неспособности организации удовлетворить их потребности как в социально-экономической безопасности, так и потребностей личностного развития.
Проанализируем результаты исследования, проведенного на кризисном предприятии. Девять из десяти (92%) работников оценивали положение предприятия как трудное, выбирая варианты ответов «еле держится на плаву» и «находится в тяжелом положении». На вопрос, что Вы чувствуете, когда думаете о будущем, две трети работников (66,1%) испытывали беспокойство или страх. Самой острой проблемой для работников была низкая оплата труда - уровнем оплаты труда не удовлетворены 76,6% работников. Таким образом, не удовлетворялась потребность в социально-экономической безопасности. Во время кризиса снижалось участие работников в управлении предприятием и их квалификация, ухудшались организация труда и морально-психологическая атмосфера в коллективе, а также в целом управление предприятием, снижалась общая удовлетворенность трудом, невысокая удовлетворенность жизнью в целом (42%). Отмечается низкая информированность работников: более 80% опрошенных указали, что предприятие дает слишком мало информации о причинах основных решений и о планах на будущее. Данные свидетельствуют о низком уровне социально-психологического комфорта в связи с неудовлетворенностью личностных потребностей. Самыми популярными ответами на вопрос «если бы Вы могли выбирать, чего бы Вы пожелали лично для себя в первую очередь?» стали ответы «испытывать меньше страха перед будущим» — 43,5%, «испытывать больше уважения со стороны окружающих» — 24,8. Ответы свидетельствуют о стремлении работников к удовлетворению потребностей в социально-экономической безопасности и в уважении и признании. По результатам исследования можно сделать вывод, что на кризисном предприятии возникают проблемы с удовлетворением как личностных потребностей, так и потребностей в социально-экономической безопасности.
По результатам этого же исследования можно отметить личностные факторы, оказывающие влияние на изменение социального самочувствия под влиянием кризисных процессов. Анализ показал, что более критичны в оценке положения предприятия работники старше 40 лет, квалифицированные рабочие и специалисты с большим опытом работы. Удовлетворенность работой выше у самых молодых работников (до 30 лет) и у самых немолодых (свыше 50 лет). Более других удовлетворены своей работой руководители. Неудовлетворенность работой выше у тех, кто полагает, что его могут уволить в ближайшем будущем, и у тех, кто собирается сам уволиться в ближайшем будущем. Чем больше возраст работников, ниже их образование, зарплата и социальный статус, но выше разряд и стаж работы, тем меньше надежд на улучшение работы предприятия, чем выше уровень дохода, тем надежд больше. Больше других нуждаются в снижении неопределенности своего будущего рабочие зрелого возраста со средним (и ниже) образованием. Чем выше доходы, тем увереннее чувствует себя работник. Получаем факторы, оказывающие влияние на социальное самочувствие: возраст, социально-профессиональный статус, опыт работы, образование, размер заработной платы, социальный статус, разряд, уровень дохода.
В рамках этого исследования также разработана типология работников по самооценке перспектив:
«уверенные» — уверены в своем будущем. Полагают, что увольнение им не грозит, а если такое и произойдет, то они смогут легко найти работу (22,7%);
«самоуверенные» — полагают, что перспективы в работе на предприятии у них нет, либо очень незначительны. Вполне реально, что они будут уволены в ближайшее время, но работники, вошедшие в эту группу, убеждены в том, что они легко найдут себе другое место работы (30,8%);
«неуверенные» — наиболее преданная (лояльная) предприятию группа работников. Они убежденны в том, что увольнение им не грозит, а свои перспективы найти другую работу они оценивают как весьма плохие (9,4%);
«пессимисты» — (37,2%). Эти люди вынуждены думать не столько о своей работе, сколько о том, куда им пойти работать, когда они окажутся за воротами. Они полагают, что перспектив новой работы у них нет.
Как мы видим, наиболее многочисленные группы – «пессимисты» и «самоуверенные», общей чертой которых является неуверенность в предприятии, и если у последних социальное самочувствие поддерживается за счёт уверенности в своих силах, то у «пессимистов» его уровень самый низкий. Это психологическое состояние снижает эффективность работы, что еще в большей степени усугубляет ситуацию как в плане их социально-психологического комфорта, так и в плане ухудшения положения предприятия[30].
Информация о работе Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации