Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом как наука и как сфера деятельности в последнее время получила широкое распространение и развитие. Это связанно с тем, что на смену технократическому отношению к работнику постепенно приходит отношение социальное, когда вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания предприя­тия. Приходит осознание того, что без людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить.

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению социального самочувствия работников
1.1 Понятие социального самочувствия и методологические основы его изучения
Глава 2 Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации. Вторичный анализ исследований социального самочувствия работников на кризисных предприятиях
Заключение
Библиографический список
Программа пилотажного социологического исследования «Социальное самочувствие работнико

Файлы: 1 файл

Kurs.doc

— 185.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки России федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации

 

        

 

 

   Выполнил: Коньшина Т.И.

ст.гр. С – 07

                                                      Проверил: Борисова О.В..

 

 

 

 

Пермь, 2011

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретико-методологические подходы к  изучению социального самочувствия работников

1.1 Понятие социального самочувствия и методологические основы его изучения

Глава 2 Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации. Вторичный анализ исследований социального самочувствия работников на кризисных предприятиях

Заключение

Библиографический список

Программа пилотажного социологического исследования «Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Актуальность темы

Управление персоналом как наука и как сфера деятельности в последнее время получила широкое распространение и развитие. Это связанно с тем, что на смену  технократическому отношению к работнику постепенно приходит отношение социальное, когда вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания предприя­тия. Приходит осознание того, что без людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить.

Человек становится важнейшим элементом производственного процесса, а ведь человек, это не машина, и инструкций по эксплуатации к нему не прилагается. В этом и заключается сложность  - невозможно эффективно управлять персоналом без понимания, например, того, что на сегодняшний день важно для работников, каковы их цели, мотивы деятельности, как они относятся к своей работе, какие настроения преобладают в коллективе и какие проблемы присутствуют внутри него. Поэтому управление персоналом должно опираться на своего рода фундамент, которым должны стать результаты социологических и социально-психологических исследований, проведенных в организации. Наиболее информативными, с точки зрения повышения эффективности управления персоналом, являются исследования социального самочувствия работников, которые позволяют определить эмоциональный фон организации, настроения и ожидания коллектива, выяснить какие реакции вызывают те или иные действия управления. Особую важность такие исследования приобретают в ситуациях, когда в деятельности организации возникают кризисные процессы и в связи с этим происходят изменения, смысл которых не всегда понятен рядовым работникам – смена руководства, реструктуризация, внедрение новых стандартов управления – это непонимание сказывается на их социальном самочувствии, что в конечном итоге может усугубить состояние организации. Своевременная и регулярная диагностика социального самочувствия работников в таких случаях дает возможность оперативно среагировать на его перемену.

Кризисные процессы наблюдаются во многих организациях, большая часть пред­приятий оказалась в сложном положении в связи со структурной перестройкой экономики России, неслучайно «антикризисное управление» стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни страны. В обобщенном варианте понятие кризис организации можно представить как незапланированный и нежелательный, ограниченный по времени процесс, который ставит под угрозу существование организации и выходом из которого может быть либо успешное преодоление кризиса и выход организации на новую ступень развития, либо ликвидация организации.[1] Повышение уровня конкурентоспособности организации в условиях кризиса во многом определяется качеством имеющегося персонала: его квалификацией, потенциалом, степенью сплоченности, лояльностью к организации и мотивацией к высокопроизводительному труду, поэтому эффективное управление персоналом, основанное знаниях социологии и психологии, опирающееся на результаты социологических и социально-психологических исследований может стать мощным средством в преодолении кризиса. В связи с этим очевидна актуальность изучения социального самочувствия работников в рамках антикризисного управления персоналом.

Степень изученности темы

Изучению человеческого фактора в организации уделялось значительное внимание еще в советское время в рамках исследования коллективов. Наиболее интенсивно это происходит в конце 60-70 гг., когда вышли фундаментальные работы по философии, научному коммунизму, в которых была сформулирована концепция коллектива и разработан ряд аспектов его анализа в условиях социалистического общества.

Философскому анализу коллектива, раскрытию детерминации его деятельности, определению основных этапов развития, раскрытию его социальных характеристик и функций было посвящено немало работ: Л.П Буева, Г.М. Гак, В.Г. Иванов, Б.В. Князев, В.И. Ратников, А.К. Уледов и др. Большое место занимают труды, соединяющие в себе разработку этих концепций и обобщение данных конкретных социологических исследований: Д.М Гвишиани, А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин, В.Г. Подмарков, О.И. Шкаратан, В.М Шепель, В.А. Ядов. В них предпринимаются попытки определить понятие «коллектив», сформулировать теоретические предпосылки и предложить конкретные методы его исследования. Большое место по изучению социальной психологии коллектива занимают исследования А.Д. Глоточкина, А.И. Донцова, А.Г. Ковалева, Д.П. Кайдалова, И.Т. Левыкина, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Е.И. Суименко, В.В. Шпалинского. В них раскрывается специфика социально-психологического подхода к коллективу.

Значительное количество трудов социологов и социальных психологов посвящено анализу проблем управления коллективом: И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин, Н.С. Мансуров, А.Г. Сороковой, М.В. Тараткевич и др. Среди них содержание процесса управления, различные его аспекты (экономический, социальный, социально-психологический), структура управления, методы и средства управления и др.

В западной социологии в изучении трудового коллектива и малых групп основное место занимают работы Э. Дюркгейма, Д. Морено, Э. Мэйо, Ч. Кули, Д. Хоманса и других. Данные исследования дали начало развитию поведенческих наук, акцентировавших внимание на человеческом аспекте организации, а также были направлены на изучение механизма протекания групповых процессов и степени их влияния на отдельных членов группы.

В период перестройки проблема человеческого фактора стала одной из главных в области научных исследований, появились публикации Н.А. Аитова, Л.С. Бляхмана, Л.А. Гордона, М.А. Ковригина, М.Я. Сонина, О.И. Шкаратана.

Если в советский период список работ, посвященных трудовому коллективу, насчитывал несколько сотен, то в начале экономических реформ число публикаций по проблемам трудового коллектива и рабочего класса резко сократилось.

В статьях с период 2000 г. проблема трудового коллектива анализируется с точки зрения социально-экономического положения работников в условиях рыночной экономики, понижение их статуса, обращается внимание на роль безработицы. Это работы В.В. Беленького, Г.П. Бессокирной, З.Т. Голенковой, О.Г. Исуповой, В.В. Радаева, О.Н. Субочева, Ж.Т. Тощенко.

С введением в России рыночных принципов функционирования организаций появился термин «управление персоналом» сначала в научной среде, а в дальнейшем - и в практической деятельности. Многие ученые считают, что значение категории «персонал» означает смещение акцента в управлении на индивидуально-личностные, персонифицированные особенности каждого отдельного работника. Особо выделяемая проблема антикризисного управления персоналом, рассматривается многими авторами, в основном экономистами, нами использованы работы Федоровой Е.И., Федорова А.В., Баринова В.А., Митина А.Н., Овчинникова А.В., Токаревой Ю.А., Федоровой А.Э., Грязновой А.Г., где отмечается, что важное значение имеют психологические способности восприятия изменений членами организации, личные амби­ции, возможности профессионального развития, готовность к кооперации.

Разработка проблематики социального самочувствия в отечественной науке активно ведется с конца 60-х годов и носит междисциплинарный характер. Психологические, социально-философские, политические и социологические трактовки социального самочувствия прямо или косвенно нашли отражение в трудах советских и российских ученых Е.А.Ануфриева, Е.В.Антоновой, М.Аргайла, Е.Г.Баранова, О.Л.Барской, И.В.Бестужев-Лада, В.Е.Бойкова, Б.Г.Грушина, Е.В.Давыдова, Е.А.Донченко, Б.В.Дубина, О.Б.Кауфман, Я.Л.Коломенского, С.Г.Климова, И.С.Кон, А.П.Копыловой, Я.Н. Крупец, Ю.А.Левада, И.Т.Левыкина, В.И.Литварева, О.В.Луневой, А.С.Макаренко, Н.С.Мансурова, П.Г.Маркир, Л.А.Орловой, Л.Е. Петровой, А.А.Русалиновой, Л.В.Сохань, Ж.Т.Тощенко, С.В.Харченко, A.К.Уледова, Л.И.Щербаковой, В.А.Ядова, П.М.Якобсон, Р.Я.Яновского, B.А.Бурко Г.Л.Ворониной, Е.И.Головаха.

К настоящему времени накоплено немало плодотворных теорий, концепции, идей, эмпирических данных, освещающих многие важные аспекты социального самочувствия.

Следует отметить, что при достаточно обширном изучении как антикризисного управления персоналом, так и феномена социального самочувствия, исследований социального самочувствия работников в рамках антикризисного управления персоналом немного. В работах, где затрагивается эта проблема, в основном упоминаются отдельные ее аспекты, используются некоторые показатели социального самочувствия при проведении эмпирических исследований на кризисных предприятиях – исследования Э. Вороновой, А.О. Блинова, В.Я. Захарова, И.В. Захарова.

 

Проблемная ситуация

В современных экономических условиях огромное количество организаций находится в состоянии кризиса или под его угрозой, что естественно оказывает влияние на социальное самочувствие работников, а оно является основой поведения и деятельности работника. В соответствии с провозглашаемыми сегодня принципами управления, базирующимися на идее ценности человеческого капитала как основы конкурентоспособности организации, в преодолении кризиса ставка делается на персонал. Возникает противоречие – с одной стороны, в ситуации кризиса работники – движущая сила его преодоления, с другой – их деятельность, обусловленная ухудшением социального самочувствия, может усугубить ситуацию. Таким образом, проблему курсовой работы можно определить как необходимость выяснения особенностей социального самочувствия работников в состоянии кризиса организации. Проблема определяет объект – работники кризисного предприятия. Предмет – социальное самочувствие работников. Цель – выявить основные характеристики социального самочувствия работников кризисного предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть понятие социального самочувствия; определить факторы, оказывающих влияние на социальное самочувствие; проанализировать результаты эмпирических исследований социального самочувствия; составить программу исследования социального самочувствия работников конкретной организации.

Структура работы

В  первой главе будут рассмотрены подходы к определению социального самочувствия, раскрытию его сущности и содержания. Также мы определим особенности подходов к измерению социального самочувствия в зависимости от целей исследователей и области применения. Конкретнее остановимся на подходах к изучению социального самочувствия на предприятиях. С позиций разных авторов будут рассмотрены факторы, оказывающие влияние на социальное самочувствие.

Вторая глава посвящена вторичному анализу результатов исследований социального самочувствия, проведенных на кризисных предприятиях. В приложении приводится программа социологического исследования на тему «Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретико-методологические подходы к  изучению социального самочувствия работников

1.1 Понятие социального самочувствия и методологические основы его изучения

Чертой многих современных исследований социальных процессов и явлений становится использование междисциплинарного подхода, в частности, социально-психологических понятий. Речь идет о "социальном настроении", "социальных перцепциях", "социальных чувствах", "социальном самочувствии". Указанные термины, выходя за рамки психологической плоскости рассмотрения, предполагают измерение не только психологи­ческих, но и социальных характеристик. Субъективное восприятие человеком собственной жизни перестало быть прерогативой только психологических исследований в силу существенного влияния его на жизнедеятельность как отдельного индивида, так и социальных общностей.

Термин "социальное самочувствие" появился в отечественной социологии в середине 80-х годов и до сих пор активно применяется для анализа жизнедеятельности социальных субъектов. Предпосылкой изучения социального самочувствия можно считать подход отечест­венных исследователей - психологов, философов и социологов - к общественному сознанию. Отметим здесь же труды российских ученых начала XX в. В.М. Бехтерева, П.П. Викторова, Л.Н. Войтоловского и Л.И. Петражицкого, внесших свой вклад в рассмотрение социально-психологических феноменов, в частности, общественного на­строения. Вышедшая в середине 60-х годов монография Б.Д. Парыгина "Общественное на­строение" до сих пор имеет методологическое значение. В середине 80-х годов появились теоретические работы, посвященные непосредственно проблемам социального самочувствия и выполненные в русле концепции образа жизни. Справедливо полагая, что жизненная ситуация индивида должна рассматриваться не только как непосредственная данность, т.е. с точки зрения ее объективных параметров, но и как данность опосредованная, т.е. с точки зрения ее восприятия и оценки субъектом, иссле­дователи в качестве структурных единиц самочувствия рассматривали эмоции, чувства, настроения индивидов, что с точки зрения социологического подхода слишком ограниченно и скорее характерно для психологического. Следующее десятилетие - 90-е годы - было ознаменовано в отечественной социологии бумом эмпирических исследований. Термин "социальное самочувствие" стал употребляться непомерно часто и приобрел черты размытости, неопределенности. Важным стал выход в свет работы Ж. Тощенко и С. Харченко "Социальное настроение", посвященной понятию, комплементарному по отношению к "социальному самочувствию". Авторы придерживаются мнения, что именно сознание и поведение людей в конкретно-исторической обстановке обусловливают появление и функционирование различных социальных структур, процессов и явлений общественной жизни[2].

Информация о работе Социальное самочувствие работников в состоянии кризиса организации