Социальное обеспечение РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Главной целью системы социального обеспечения является строго определенная материальная поддержка тех категорий граждан, на которых по законодательству распространяется действие этой системы. Благодаря системе выплат из фондов социального обеспечения часть средств, заработанных профессионально активными гражданами, перемещаются к группе граждан менее профессионально активных или пассивных. Одной из приоритетных задач государства сегодня является развитие системы социальной защиты, которая не только бы соответствовала насущным потребностям общества, но и имела бы определенную перспективность.

Оглавление

Введение.
1. Социальная защита населения
2. Этапы по реформированию системы социальной защиты населения
3. Проблемы взаимодействия субъектов управления социальной защиты населения в условиях рыночных отношений
4. Основные направления совершенствования системы социальной защиты
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

социальное обеспечение РК.docx

— 71.25 Кб (Скачать)

Универсальная же надбавка – это  базовая пенсия, которая вводится со второй половины 2005 года. Базовая  пенсия вводится как государственная  гарантия всем лицам, гражданам Казахстана, достигшим пенсионного возраста. То есть до этого все меры, которые  проводились в республике начиная с 2002 года, они были направлены на то, чтобы в основном выровнять все издержки реформ, которые были при переходе к новому реформированию пенсий. Несмотря на то, что это нигде невозможно сделать полностью, в основном эти недостатки были выровнены.

В 2002 году было повышение дифференцированное, это до 94 года, если вы помните то это было на 15 % , с 94 года пенсионеры до 98-го года это было 8,4 % после 98 это 8,4 %, по отношению к минимальной пенсии, т.е. выравнивали диспропорции. В 2003 году когда было сделано дифференцированное повышение самое главное, нужно было сделать так, чтобы большое количество пенсионеров в стране в соответствии с законом и в соответствии с заработком с которого они уходили получали среднюю и выше, тогда как до дифференцированного повышения у нас 70 % получали среднюю пенсию и ниже.

В результате дифференцированного  повышения в 2003 году ставка замещения  стала другой, т.е. ставка замещения  стала 32 %. И это позволило теперь переходить к новой трехуровневой  системе, о которой говорил Президент, это в том числе и по пенсионному  обеспечению. То есть первое это гарантия гражданину достигшего пенсионного  возраста, в конечном итоге это  будет 0,75 от прожиточного минимума, независимо от того, работал человек, не работал, получал заработок или нет. Это  как уже сказано было, гарантия государства. Плюс к этому будет  накопительная система, потому что  буквально с 2015 года солидарная пенсия у нас пойдет на убыль и плюс к этому добровольное пенсионное страхование. Таким образом, пенсия, структура пенсии получаемой гражданином  будет состоять из трех основных частей: просто как гражданину, плюс как  работающему гражданину и плюс как  работающему гражданину, который  еще до этого в молодости думал  о том, как в старости жить еще  лучше.

Так вот три тысячи это базовая  пенсия, это составляет порядка 40 % прожиточного минимума. Таким образом, индексацию уже получили. И все без исключения пенсионеры солидарной системы будут  получать с июля 2005 года ежемесячно и далее плюс к этому три  тысячи. И как правильно, президент  отметил, что минимальная пенсия сейчас 6200 тенге, плюс три тысячи, значит базовая вместе с минимальной выплатой будет составлять 9200 тенге. Средняя пенсия вместе с базовой пенсией будет составлять 12 427 тенге.

Таким образом, Республика Казахстан, собственно говоря, отставала только от России по средней пенсии. То теперь Республика Казахстан из прибалтийских  стран отстает только от Эстонии. И Латвию, и Литву Республика Казахстан  в среднем уровне пенсии и минимальных  выплат опережает. Т.е. то, что было когда  – то сказано президентом, он все  время говорил что не обещал чего-то конкретного, просто говорил о том, что когда страна начнет жить лучше, когда Республика Казахстан выйдет из кризиса равнозначно и будут улучшаться социальные условия. Вот они и стали улучшаться для пенсионеров.

С 2006 года малообеспеченным семьям должны будут выплачиваться ежемесячные  пособия детям до 18 лет. Уже более  трех лет почти три года действует  закон об адресной социальной помощи, внутри которого 60 процентов этой адресной помощи получают дети. Таким образом, семьи у которых доход будет ниже минимальной продовольственной корзины, эта семья плюс к этому еще будет иметь возможность на получение адресной социальной помощи. Президент заявил, что с 2006 года правительству необходимо ввести государственную социальную помощь по уходу за ребенком до одного года.

Социальная помощь государства  по уходу за ребенком в возрасте до одного года будет выплачиваться  ежемесячно в размере трех месячных расчетных показателей. И с 2006 года как было сказано президентом, почти  в два раза, более даже чуть-чуть, чем в два раза увеличиваются  спецгоспособия многодетным матерям, матерям, имеющим более 4-х детей и имеющих «Кумус и алтын алка».

11 мая 2005 года на пленарном  заседании мажилиса депутаты одобрили проект закона «О государственных пособиях семьям, имеющим детей». Законопроектом устанавливается «единая система пособий гражданам, имеющим детей». В частности, разработчики предлагают ввести с 1 июля 2006 года пособие по уходу за ребенком в возрасте до одного года в размере 3 МРП и выше на каждого ребенка, независимо от дохода семьи. Кроме того, с 1 января 2006 года предлагается выплачивать пособие на детей в возрасте до 18 лет в размере 1 МРП.

Это пособие будет «выплачиваться семьям, имеющим среднедушевой доход  ниже продовольственной корзины». При  этом существующее в настоящее время  единовременное пособие в размере 15 МРП, выплачиваемое в связи с  рождением ребенка, сохранится. В  случае принятия данного законопроекта  на его реализацию в 2006 году потребуется 16,1 млрд. тенге средств из республиканского бюджета.

Дальнейшее укрепление социальных реформ, рассчитанных на период с 2005 по 2007годы, благоприятно затронет интересы практически каждой казахстанской  семьи. Так, Н. Назарбаев напомнил, что  с 2005 года обеспечение лекарственными препаратами по отдельным заболеваниям, а также железо- и йодсодержащими препаратами беременных женщин будет бесплатным. Кроме того, глава государства считает, что с 2006 года необходимо перейти к бесплатному лекарственному обеспечению детей и подростков, находящихся на стационарном учете. С 2006 года будут увеличены пособия и спецгоспособия малообеспеченным и многодетным семьям, а также инвалидам всех категорий. В 2006 году необходимо оказать дополнительную поддержку 247 тыс. семей, потерявшим кормильца, в размере 1 тыс. тенге.

13 мая 2005 года в Министерстве  труда и социальной защиты  населения прошла рабочая встреча  с заместителями Акимов областей, городов, руководителями департаментов  координации занятости и социальных  программ по проблемам дальнейшего  углубления социальных реформ. Целью  встречи являлось:

- обсуждение основных положений  Программы дальнейшего углубления  социальных реформ в РК на 2005-2007 годы, в целях разграничения полномочий  и организации эффективного взаимодействия  между центральными и местными  исполнительными органами власти  в ходе её реализации. Программа  дальнейшего углубления социальных  реформ в Республике Казахстан  рассчитана на 2005-207 годы. Целью программы  является создание финансово  устойчивой, экономически эффективной,  социально справедливой трехуровневой  системы социального обеспечения  с распределением ответственности  за социальное обеспечение между  государством, работодателем и работником. Реализация намеченной цели предполагает:

- совершенствование государственных  социальных стандартов;

- превращение прожиточного минимума  в базовый социальный индикатор  и изменение методики его исчисления;

- развитие системы социального  обеспечения.

Новизна программы состоит в  ведении базового уровня социального  обеспечения, который обеспечит  гарантированный минимальный уровень  поддержки;

- изменение подходов к социальной защите инвалидов в целях создания для них равных наряду с другими гражданами условий участия в жизни общества;

-принятие приоритетных мер по  защите материнства и детства;

-изменение идеологии оказания  социальной помощи.

Таким образом, в соответствии с  поручением Главы государства помощь и поддержка должны предоставляться  тем, кто не может работать. В отношении  трудоспособных граждан разработана принципиально новая схема предоставления социальных пособий и субсидии, учитывающая встречные обязательства граждан повышать свои доходы через службы занятости.

3. Проблемы взаимодействия субъектов управления социальной защиты населения в условиях рыночных отношений

 

Повышение благосостояния и уровня жизни населения страны всецело  зависит от формирования эффективной  системы управления социальной защитой  населения, которая обеспечивала бы четкое взаимодействие всех ее подсистем  и решение стоящих перед ней  задач. Основную роль в системе управления играет субъект управления, структуру  которого, сложившуюся в ходе социально-экономических  преобразований, можно схематично представить  в виде укрупненных блоков, горизонтальные взаимосвязи между которыми отражают информационные связи и связи  взаимовыгодного сотрудничества, как  показано на рисунке 1

Структура субъекта управления социальной защитой населения

социальный защита население законодательство

 

Рисунок 1

 

Таким, образом, главное центральное  место в структуре управления социальной защитой населения, на наш  взгляд, несомненно, отводится государству, задача которого заключается в формировании общей социальной политики, разработке и принятии законов, регулирующих социальные вопросы общества, выработке финансовой и кредитно-денежной политики, контроле за государственными и частными институтами, формировании прозрачных и подотчетных  организационных структур, а также  консультативных органов, планировании бюджета по оказанию государственных  услуг населению как в социальной сфере (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.п.), так и в формировании общественной инфраструктуры (строительство общественных объектов, дорог, обеспечение транспортом, безопасности, информации и т.п. с гарантией доступа и качества).

Не менее значимой является также  задача организации непосредственно  социальной защиты целевых категорий  наиболее уязвимых нетрудоспособных граждан, детей, стариков, инвалидов, многодетных  семей, временно нетрудоспособных, опека  над престарелыми, больными, бездомными и т.д.

С развитием рыночных отношений  повышается роль частного бизнеса в  системе управления социальной защитой  населения, так как посредством  обеспечения занятости трудоспособной части населения и оказания благотворительной  помощи малоимущим, он способствует снижению социального напряжения в обществе. Также отчисления частным бизнесом налогов и других обязательных платежей в бюджет позволяет финансировать  определенные государственные социальные программы. Участие частного бизнеса  в развитии системы социальной защиты населения путем внедрения различных  социальных программ на своих предприятиях характерно практически для всех стран с рыночной экономикой.

Причем фонды социального направления  формируются на добровольной основе. Как правило, положения о социальных льготах и программах включены в  коллективные договоры. Самыми распространенными являются программы частного социального страхования (жизни, на случай временной и постоянной нетрудоспособности, медицинское страхование, страхование, связанное с условиями труда); программы организации питания на производстве; программы здоровья; программы (по уходу за детьми и престарелыми родственниками работников.

Многие компании практикуют также  поощрения по результатам работы предприятий: распределение части  прибылей в виде премий, осуществление  доплат на счета работников в кассах взаимопомощи, премии в связи с  юбилеями и другими событиями  в жизни работников. Широкое распространение  получили и такие виды социальных льгот, как оплата отдыха, переезда на другое место жительства, учебы, спортивно-оздоровительных мероприятий. Как правило, средства, направляемые на эти цели, не подлежат налогообложению, а денежный эквивалент предоставляемых  льгот и услуг вычитается из общего фонда заработной платы.

Отличительная особенность современных  социальных программ на уровне предприятий  в странах с рыночной экономикой - их свободный выбор. Если раньше работникам предлагался набор социальных льгот  и услуг в заранее сформированном пакете, то в последнее время такие  пакеты вытесняются гибкими программами, предоставляющими работникам свободу  выбора тех или иных выплат, услуг  в зависимости от состояния здоровья, интересов, семейного положения  каждого члена трудового коллектива. Так, работники, имеющие маленьких  детей или престарелых родственников, нуждающихся в уходе, зачастую предпочитают соответствующие программы; другие отдают предпочтение различным формам страхования, льготному приобретению акций и др. Можно выбрать и  такой вариант, при котором значительная часть причитающихся пособий  выплачивается в денежной форме.

Социальные услуги, предоставляемые  на уровне крупных предприятий и  их объединений, распространяются и  на районы концентрированного проживания работников этих компаний, в частности  на благоустройство, создание оздоровительных  центров, бассейнов и т.д. В ряде случаев компании объединяют свои усилия в предоставлении таких услуг. Таким  образом, эти программы позволяют в конечном счете облегчить давление на госбюджет и способствуют совершенствованию социальной инфраструктуры, существенно расширяют финансовую, материально-техническую, организационную базу социального развития. Но при этом необходимо учитывать, что подавляющее большинство предприятий в период формирования рыночных отношений неспособно нести ту социальную нагрузку, которую они несли еще 10-15 лет назад, даже по чисто экономическим причинам: это снижает конкурентоспособность продукции и на внутреннем, и на мировом рынке. Кроме того, выполнение предприятием социальных функций, зачастую приводит к неэффективному расходованию средств, так как это не его спецификация: предприятие должно заниматься производством своих товаров и услуг.

Так, в Казахстане с углублением  рыночных отношений, разгосударствлением  и приватизацией предприятия  и организации все больше освобождаются  от социальных функций: перестали строить  для своих работников жилье, общежития, дошкольные учреждения, бытовые и  социально-культурные учреждения, а  числящиеся на балансе социальные объекты  передают местным органам управления. Уходит в прошлое организованный отдых сотрудников и их детей, медицинское обслуживание на предприятиях, помощь в решении бытовых проблем.

Муниципализация же ведомственных  социальных объектов самым негативным образом сказывается на их состоянии  и выполняемых функциях, особенно в небольших городах и рабочих  поселках, где всех доходов местных  бюджетов не хватает на содержание вновь принятой на баланс собственности  непроизводственного назначения. Перевод же данных социальных объектов на режим самофинансирования, т.е. их полное функционирование и самоокупаемость за счет оплаты услуг населением не представляется возможным в силу ряда причин, среди которых можно назвать запущенность давно не ремонтированных социальных объектов и в связи с этим единовременной потребностью больших финансовых средств на их восстановление, а также низкие доходы населения, не позволяющие полностью компенсировать затраты на социальные услуги.

Информация о работе Социальное обеспечение РК