Социальная защита населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

В подтверждении моих слов обратимся к статистике. После распада СССР около 70-80% населения России находится на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране.

Оглавление

1. Введение.

2. Необходимость социальной защиты населения.

3. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.

4. Социальное обеспечение и социальная помощь.

5. Социальное страхование населения. Система социальной службы.

6. Основные источники финансирования социальной защиты населения.

7. Заключение.

9. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

соц.защ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

    Кроме  пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь. 

   Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

    В  отличие от пенсий – постоянного  и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

    Действующим  законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

       -пособия по временной нетрудоспособности;

       -пособия  по беременности и родам;

       -единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;

         -единовременное пособие при рождении ребенка;

         - ежемесячное пособие на период  отпуска по уходу за ребенком  в возрасте до 1,5 лет;

         - ежемесячное пособие на ребенка;

       -пособие по безработице;

       -единовременное пособие медицинским  работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

       -единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения;

       -единовременное пособие гражданам,  привлеченным для борьбы с терроризмом;

       -социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы без права на пенсию;

       -единовременное пособие военнослужащим, проходящим военную службу по  призыву, при увольнении с военной  службы;

       -социальное пособие на погребение.    

    Выплата  этих пособий осуществляется  за счет Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджетных фондов.

    Пособия  по временной нетрудоспособности  работающим гражданам выплачиваются  за счет средств социального страхования, по месту работы.

    Пособия  по временной нетрудоспособности  выдаются :

      -в случае болезни самого работника;

      -в случае его санаторно-курортного  лечения;

      -при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним;

      -при карантине;

      -при временном переводе на  другую работу в связи с  заболеванием туберкулезом или  профзаболеванием;

      -при протезировании с помещением  в стационар протезно-ортопедического  предприятия.    

     Пособие  по безработице выплачивается за счет средств государственного Фонда занятости.

    Одним из видов пособий по государственному социальному страхованию является пособие на погребение. В июне 1997г. был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», определивший пособие в размере, не превышающем более чем в десять раз минимальный размер оплаты труда, который действовал на день смерти.

    В  сфере социальных пособий главной  проблемой остаётся безадресность  выплат. Их основные компоненты: пособия и компенсационные выплаты на детей. Задержки этих платежей практически повсеместно составляют от 2 до 8 месяцев. Для обеспечения адресности пособий возможны разные подходы, в том числе совмещающие проверку нуждаемости с распределением величины по категориям.

     Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан РФ является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. В настоящее время число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000. Они установлены более чем для 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, безработные, учащиеся, мигранты и др.).

   Особый вид социальной помощи  – медицинская помощь.

   При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также помощь по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по нетрудоспособности.

  Первичная медицинская помощь является основным бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

   Скорая  медицинская помощь оказывается  гражданам при состояниях, требующих  срочного медицинского вмешательства;  осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территории, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицам, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

         Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ.

При заболеваниях, требующих специальных методов  лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий, оказывается специализированная    медицинская помощь. Этот вид помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ.    

    Медицинская  помощь гражданам, страдающим  заболеваниями, представляющими  опасность для окружающих, оказывается  бесплатно в предназначенных  для этой цели учреждениях  государственной и муниципальной систем здравоохранения.

  При оказании  скорой медицинской и стационарной  помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь.

   Санаторно-курортное лечение-это самостоятельный вид социального обеспечения, которое предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой.

   Законодательством  указывается круг лиц, имеющих  право на санаторно-курортное  лечение бесплатно либо со  скидкой.

  Так, льготами  по обеспечению путевками в  санатории-профилактории  пользуются:

  -беременные  женщины;

  -граждане  пожилого возраста (по медицинскому  заключению); 

  -дети-инвалиды  в возрасте от 3 до 16 лет;

  -инвалиды  I группы;

  -инвалиды, участники  Великой Отечественной войны;

  -ветераны  боевых действий на территории других стран;

  -ветераны  труда и т.д. 

   В значительной степени такая  помощь оказывается бесплатно.  Однако даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарства являются платными. В период перехода России к экономике рыночного типа неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платной  и страховой медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратится в любое время за необходимой медицинской помощью ранее оплаченной.

     Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений в сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе в области финансов, и осуществляется практически безадресно. В связи с этим государством предпринимаются меры по законодательному упорядочению системы предоставления отдельных социальных выплат и льгот. 

5.Социальное страхование населения. Система социальной службы. 

   Социальное страхование — это система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных, предусмотренных законом случаях; распространяется на всех трудящихся и осуществляется за счет страховых взносов самих граждан. В России социальное страхование носит в основном государственный и обязательный характер.

   Основными  признаками социального страхования  являются: предварительный учет или прогнозирование риска; коллективная ответственность за индивидуальный риск; определение внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (местное и частное страхование); всеобщее страхование, охватывающее всю территорию страны и значительное число граждан; международное страхование.

    Современная  система государственного страхования  в России включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

Финансирование  всех видов социального страхования  основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.

   В данный  период времени в РФ идет  процесс реформирование всей  системы социального страхования.  Это означает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов между государством, работодателями и трудящимися.

   Важным  шагом в этом направлении было  принятие целого ряда законодательных актов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации Государственного фонда занятости как самостоятельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т.д.

  Сейчас в РФ возрастает роль внебюджетных государственных фондов социального страхования.

    Деятельность  внебюджетных фондов строится  по-разному. Пенсионный фонд большую  часть средств собирает на  единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования - территориальный, на федеральном уровне сосредоточивается всего 0,2% при общем взносе 3,6% . Фонд занятости также формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20%.

    Однако, требуется дальнейшее реформирование  системы социального страхования,  принимая во внимание хорошо  отработанные на Западе принципы:

      - гарантированность помощи застрахованному;

      - платность;

      - солидарность;

      - автоматизм финансирования на  основе аккумуляции страховых  взносов;

      - строго целевой характер средств  и их возвратность;

      -  разграничением различных видов страхования;

      - автономия и самоуправление  органов страхования и др.

Информация о работе Социальная защита населения в РФ