Социальная защита населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

В подтверждении моих слов обратимся к статистике. После распада СССР около 70-80% населения России находится на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране.

Оглавление

1. Введение.

2. Необходимость социальной защиты населения.

3. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.

4. Социальное обеспечение и социальная помощь.

5. Социальное страхование населения. Система социальной службы.

6. Основные источники финансирования социальной защиты населения.

7. Заключение.

9. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

соц.защ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

     - нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

     - норматив числа студентов, получающих  бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии. 
 

    В  Конституции РФ (ст. 41) определены  минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах (подробнее о социальных гарантиях в области здравоохранения см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь”).

Одной из важнейших  функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального обслуживания  определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

До начала 90-х  годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства  и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла. 

Таблица №12 

Структура платных услуг населению

(в процентах) 
 
 

  2005 2006 2007 2008 2009 2010
Все оказанные  услуги 100 100 100 100 100 100
в том числе:
бытовые 29,4 18,8 18,1 16,7 15,7 14,3
пассажирского транспорта 29,3 25,3 26,0 24,5 25,7 25,9
связи 5,9 7,9 8,4 9,2 9,9 11,1
жилищно-коммунальные  10,3 20,7 21,3 22,1 20,4 20,0
системы образования  2,4 3,0 4,2 5,4 6,3 6,7
культуры  1,6 1,1 1,4 1,2 1,5 1,6
туристико-экскурсионные 2,0 1,3 2,1 1,9 1,8 1,8
физической  культуры и спорта 0,2 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4
медицинские 1,7 2,7 3,5 3,8 4,4 4,5
санаторно-оздаровительные 5,0 2,9 2,4 2,7 3,3 3,8
правового характера 6,8 7,5 8,9 8,0 6,2 5,1
другие 5,4 8,5 3,4 4,1 4,4 4,8
 

    Специфическим  видом государственных социальных  гарантий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка незащищенных групп населения. 
 

4.Социальное обеспечение и социальное помощь. 

     В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создании дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Основными видами социального обеспечения являются:

         -пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

         -пособия по безработице, по  временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

         -содержание и обслуживание детей,  престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;

         -профессиональное обучение, трудовое  устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

     Функции  социального обеспечения выполняют  различные государственные органы, министерства, ведомства, службы  и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. Это организационная структура социального обеспечения.

    Экономическую  основу социального обеспечения  составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов.

    Фонды  социального обеспечения и источники  формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

     Одной  из важных социальных функций  государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям  лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и др.

   Основаниями  для пенсионного обеспечения  являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.

    Законом  установлены трудовые и социальные  пенсии. Так, в связи с трудовой  и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

  Условия  пенсионного обеспечения состоят  в том, что право на пенсию  на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).

  Основная часть пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3% общей численности.

    Согласно  закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления пенсий  заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и, сверх того, 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум. 

  Наряду с  общими основаниями и условиями для исчисления и определения размера трудовых и социальных пенсий имеются и некоторые особенности. Например, основной размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, а не от общего стажа и на основе Списков профессий и должностей работников этой категории, утвержденных постановлением Правительства РФ. Имеются некоторые особенности в начислении пенсий для государственных служащих.

    Немаловажное  значение имеют определенные  законодательством надбавки. Например, к пенсии по старости устанавливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения; на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии.

    В  настоящее время уровень обеспечения  пенсиями и пособиями корректируется с учетом розничных цен путем выплаты компенсации и индексации пенсий. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» были введены компенсация ко всем видам пенсий, пособий семьям, имеющим детей, а также целевые компенсационные выплаты на несовершеннолетних детей.

  Законодательство  РФ устанавливает систему компенсаций  и льгот в отношении граждан  РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов (авария на Чернобыльской АЭС и др.).

  Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения, их отделами, комитетами, управлениями и т.д.  Пенсия назначается пожизненно, а выплата производится, как правило, за текущий месяц. Доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет государства.

   Размер  назначенной пенсии может изменяться  при возникновении права на ее повышение, так же, как перевод с одной пенсии на другую, согласно установленным правилам.

  Развитие пенсионного обеспечения осуществляется путем реформирования системы

   Вводимый  законом индивидуальный коэффициент  пенсионера отражает реальное соотношение фактического заработка гражданина за периоды, учитываемые для исчисления пенсии, к заработку за те же периоды по стране.

   Этот  коэффициент - константа, которая  будет сопровождать пенсионера на протяжении всей его «пенсионной жизни». Умноженный на этот постоянный коэффициент средний заработок по стране (за соответствующий квартал) автоматически позволяет перерасчетать пенсию в соответствии с ростом оплаты труда.

    Размер  пенсии устанавливается, исходя  из среднемесячной зарплаты по стране за квартал, предшествующий кварталу назначения (перерасчета) пенсии.

   Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде  и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной Европы. Выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов.

   Российские  негосударственные пенсионные фонды,  как правило, применяют две  основные схемы пенсионного обеспечения: рентную и страховую. В первом варианте на взнос клиента начисляются проценты, и при наступлении срока с этих сумм осуществляются пенсионные выплаты. Во втором варианте клиенту гарантируется пожизненная пенсия. При расчете величины такой пенсии исходят из расчета средней продолжительности жизни.

   Как недостаток  следует отметить, что плательщики не гарантированы от банкротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам могут обеспечивать только сравнительно богатые компании. В связи с этим необходимо принятие законов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.

    Законодательством предусмотрен определенный порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы и пр.

      В заключение разговора о пенсионной системе России следует отметить, что сейчас соотношение работающие – пенсионеры 2:1 , и ставка взносов в пенсионный фонд равна 29% от фонда заработной платы, однако согласно долгосрочному демографическому прогнозу к 2050 году оно составит 1:1,1 - т.е. выплаты должны будут возрасти до 60%.  Поэтому для предотвращения кризиса наиболее предпочтителен переход к пенсионной системе, основанной на накопительных принципах. Именно пенсионные сбережения служат во многих странах источником долгосрочных производственных инвестиций.  Кроме того, явными преимуществами такой системы является:

  •   финансовая нечувствительность к численности пенсионеров в стране;
  •    сравнительно низкие ставки обязательных пенсионных взносов;
  •    увеличение нормы сбережений в стране, создающей предпосылки для установления устойчивых темпов экономического роста.

Информация о работе Социальная защита населения в РФ