Социальная защита детства как общечеловеческая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что детство, его специфические особенности до сих пор должным образом не изучены. Не существует науки о детстве как самостоятельной отрасли знания. Отсутствует целостный комплексный подход к детству как социально - педагогическому явлению. Однако всеми признается факт, что детство - это ближайшее будущее народа, страны, и для хорошей старости, как говорил Плутарх, основание закладывается в молодости.

Оглавление

Введение ....................................................................................................................3
I. ГЛАВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
1. Сущность и содержание социальной защиты детства...................................5
2. Роль социального педагога и социального работника в осуществлений социальной защиты детства. .........................................................................10
3. Права детей: основные законодательные и нармотивные акты в области их социально правовой защиты.....................................................................17

II. ГЛАВА СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1. Государственная политика в отношений охраны детей в Республике Казахстан.........................................................................................................22
2. Реализация программ патроната в Казахстане............................................24
3. Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане........................29


Заключение ..............................................................................................................32
Список литературы.................................................................................................33

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

                 Положение о патронате в Казахстане было принято 9 сентября 1999 года, оно определяет патронат как форму воспитания ребенка в семье воспитателя, но ее развитие началось лишь в 2004 г., когда были определены размеры выплат денежных средств на содержание ребенка, переданного в новую семью.

                 Патронатным родителям выплачивается заработная плата, предоставляются определенные льготы, их воспитанникам ежемесячно выплачиваются пособия на питание, приобретение одежды и обуви и иных предметов обихода.

                Выплаты производятся за счет средств местного бюджета. Патронатное пособие составляет от 9828 до 10920 тенге, в зависимости от возраста ребенка.

                 Однако система критериев отбора приемных родителей отсутствует.

   Не разработана методика психолого-педагогической диагностики.   Отсутствует банк данных приемных родителей. Каждый менеджер данной социальной службы ведет собственный учет, поэтому трудно учитывать и прогнозировать количество патронатных родителей.

                По статистике Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки – в патронатных семьях воспитываются 1531 казахстанских детей.

                 Только по городу Алматы за полтора года обучение по патронатному воспитанию прошли 70 кандидатов. Из них 26 стали патронатными воспитателями для 50 детей.

                Хотя закон обязует органы опеки и попечительства осуществлять контроль за выполнением возложенных на патронатных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, они не в состоянии ни по рабочей загруженности, ни по уровню подготовки определить степень социально-психологической адаптации ребенка, его психологической защищенности в чужой семье.

                Они могут определить лишь формальные показатели, прежде всего, отражающие содержание ребенка в семье и его образование (оценки в школе). Таким образом, функция по мониторингу семей, взявших на патронатное воспитание детей, не реализуется в полном объеме.

                 В Казахстане, согласно статистике Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки, на полном государственном обеспечении в 2005 году находилось 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

                 По сравнению с 1999 годом к 2005 году количество детей увеличилось вдвое. За эти 6 лет было усыновлено 14861 детей, а опека и попечительство было оформлено над 30083 детьми.

                 ЮНИСЕФ стал оказывать Правительству Казахстана необходимое техническое содействие в реализации государственного проекта по патронату, а так же финансовую поддержку, выделив для программы с 2001 по 2006 года 103 154 долларов США.

                Затем в 2008 году была проведена его оценка и даны рекомендации правительству РК. Проводились так же консультации в рамках программы по предотвращению попадания детей в интернатные учреждения.

                 Сейчас внимание ЮНИСЕФ направлено в целом на принятие и реализацию всей стратегии де-институционализации сиротства в государстве, начиная с его профилактики, работы с семьей на ранних этапах выявления кризиса и заканчивая трансформацией интернатных учреждений в jсоциально-ориентированные службы по возвращению детей в кровные или приемные семьи, - заявили официальные лица ЮНИСЕФ в Казахстане.

                Программа патронатного воспитания была предложена и другим странам постсоветского пространства. Например, в Грузии программа патронатного воспитания, реинтеграции и по предотвращению попадания детей в интернатные учреждения успешно реализуется [12].

Патронатное воспитание – как реальная помощь детям. Программа имеет успех, потому что дети живут в семейной обстановке, учатся жить в обществе, готовить, стирать, делать покупки. Это – обычные навыки и умения, которые получают все девочки мальчики, живущие в семьях.

                Однако в детских домах дети не получают тех необходимых знаний, которые так нужны в жизни за стенами госучреждений.

                Они не умеют готовить, потому что им никогда не приходится готовить.

                Они не умеют экономить и рассчитывать свои расходы, потому что у них не бывает денег.

                 Они не умеют покупать продукты, потому что растут на готовой пище, которая появляется на их столах.

                 Они не знают, как перемещаться по городу, не знают, где и что покупать, не знают, как преподнести себя, когда впервые идут устраиваться на работу.

                 Они не знают всего этого, потому что этому не обучают в детских домах…

                 Заглянув в глаза выпускника детского дома, вы увидите ужас, страх и неуверенность. Они не знают чего ожидать за стенами приюта. Многие полагают, что и в дальнейшем государство поможет им, и они снова будут жить на всем готовом.

                К сожалению, выпускнику детского дома придется еще многому научиться.     Он будет как новорожденный, впервые пробовать делать что-то без чьей-либо поддержки.

                Организация и финансирование программы по патронату и реинтеграции,  могли бы принести больше пользы, чем помощь детским домам, потому что она дает детям не только надежду на будущее, но и закладывает основы для самостоятельной жизни [10].

 

Заключение

Таким образом, социальная защита детства в нашей республике осуществляется большими темпами. Социальная политика государства занимается по вопросам социальной защиты детства уже много лет и осуществляет его по основным законам, принятым Правительством РК по социальной защите детства. В этих законах, детям, находившимся в трудной жизненной ситуаций относятся: дети, оставшийся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитий; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, из семьей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшийся в экстремальных условиях; дети, жертвы насилия, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, нахлдяшийся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, с отклонениями в поведений; дети: жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства с помощью семьи.

Среди всех перечисленных категорий в найболее опасном для жизни положений оказываются "дети улиц"вовлеченные в криминальные виды деятельности дети "социального дна".  Среди таких детей весьма распространенны криминальные формы занятости: проституция, воровство, распространение наркотиков, попрошайничество, продажа воровонных вещей, рэкет, мошейничество, угон машин.

Эти дети особо нуждаются в социальной помощи социального педагога и социального работника.

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитаций детей, утративших семейные связи, оказавшихся жить в интернатных учреждениях, оказавшихся без попечения постоянного места-жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Социальная педагогика. Г.Н.Штинова М.А.Галагузова Ю.Н.Галагузова ­ М: Владос,2008 Ст. 356-362.

2.      Алексеева Л.С. , Бурмистрова Е.В. , Чупракова Н.И. , Косолапова Л.А.  Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье и детям. – М.: НИИ семьи и воспитания, 1999 . –192 с.

3.      Государственный доклад «О положении детей в Республике Казахстан 2000 год» -Алматы, 2001 . – 100 с.

4.      Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999 .- 232 с.

5.      Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева . – М.: Академия, 2002.- 256 с.

6.      Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой . – М.: Юрист, 2001. – 334 с.

7.      Технологии социальной работы: Учебник /Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2002. – 400 с.

8.      Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2001.- 256 с.

9.      Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М. 1989. - 160 с.

10. Введение в социальную работу: Учеб. пособие для вузов/ С.В. Тетерский/ - М: Академический Проект, 2004- 496 с. Ст. 419-435.

11. Материалы по подготовке Парламентских слушаний «О состоянии и перспективе развития образования в Республике Казахстан» Астана, 2002. Ст.7-33.

12. Проблемные моменты: деятельность ЮНИСЕФ в независимом Казахстане / Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2001.

13. Закон Республики Казахстан «О ратификации основного соглашения осотрудничестве между Правительством РК и Детским Фондом ООН» // Ведомости Парламента Республики Казахстан 2001. №9. ст.83.

14. Конвенции о правах ребенка. Документы ООН о детях, женщинах

     и образовании. Сб. документов. М.: Народное образование. 1995. С.7-33.

15. Проблемные моменты: деятельность ЮНИСЕФ в независимом  Казахстане / Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2001.

16. Закон Республики Казахстан «О ратификации основного  соглашения о   сотрудничестве между Правительством РК и Детским Фондом ООН» // Ведомости Парламента Республики Казахстан 2001.   №9. ст.83.

17. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике

    Казахстан» //Казахстанская правда. 2002. 13 авг.

18. Доклад Региональной конференции на тему «Дети, лишившиеся

    попечения родителей: права и реальность. //Региональное

         отделение ЮНИСЕФ для стран ЦВЕ/СНГ и государств Балтии.

         Будапешт. 2001. С.31.

 

8

 



Информация о работе Социальная защита детства как общечеловеческая проблема