Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что детство, его специфические особенности до сих пор должным образом не изучены. Не существует науки о детстве как самостоятельной отрасли знания. Отсутствует целостный комплексный подход к детству как социально - педагогическому явлению. Однако всеми признается факт, что детство - это ближайшее будущее народа, страны, и для хорошей старости, как говорил Плутарх, основание закладывается в молодости.
Введение ....................................................................................................................3
I. ГЛАВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
1. Сущность и содержание социальной защиты детства...................................5
2. Роль социального педагога и социального работника в осуществлений социальной защиты детства. .........................................................................10
3. Права детей: основные законодательные и нармотивные акты в области их социально правовой защиты.....................................................................17
II. ГЛАВА СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1. Государственная политика в отношений охраны детей в Республике Казахстан.........................................................................................................22
2. Реализация программ патроната в Казахстане............................................24
3. Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане........................29
Заключение ..............................................................................................................32
Список литературы.................................................................................................33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Т.РЫСКУЛОВА
Курсовая работа
Тема: Социальная защита детства как общечеловеческая проблема
Выполнила:Пулатова П
Алматы 2009
Содержание
Введение ..............................
I. ГЛАВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
1. Сущность и содержание социальной защиты детства.......................
2. Роль социального педагога и социального работника в осуществлений социальной защиты детства. ..............................
3. Права детей: основные законодательные и нармотивные акты в области их социально правовой защиты........................
II. ГЛАВА СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1. Государственная политика в отношений охраны детей в Республике Казахстан.....................
2. Реализация программ патроната в Казахстане....................
3. Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане....................
Заключение ..............................
Список литературы....................
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что детство, его специфические особенности до сих пор должным образом не изучены. Не существует науки о детстве как самостоятельной отрасли знания. Отсутствует целостный комплексный подход к детству как социально - педагогическому явлению. Однако всеми признается факт, что детство - это ближайшее будущее народа, страны, и для хорошей старости, как говорил Плутарх, основание закладывается в молодости.
Под воздействием среды, воспитания, образования растущий человек из существа биосоциального становится существом социально - биологическим, он присваивает ценности, культуру, права и потребности, определенной социально-демографической группы населения, а вот собственные права дети не в состоянии защищать и отстаивать самостоятельно. Поэтому они и должны быть объектом особой социальной и правовой заботы государства, школы, семьи и учителя. И это один из социальных феноменов детства.
Создание понятий "дети", "детство", "детскость", "феномен детства", "положение детей и их место в структуре общества" до сих пор трактуется неоднозначно. В физиологии и психологии концом детства и началом юности считается период психофизиологических изменений, связанных с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). В социологии всех, кому исполнилось 14 лет, относятся к категориям "молодежь". Медицинская статистика учитывает состояние детей лишь до 14 лет.
Начальный возраст трудовой деятельности действующим законодательством определяется с 15 лет, а паспорт выдается человеку в 16 лет. В Семейном кодексе Казахстана "ребенком" признается лицо, не достигшее 18 лет, т.е. возраста совершеннолетия.
Детство как этап индивидуального развития рассматривается в медико-биологических и психологических науках, в педагогике - это период интериоризации опыта старших поколений младшими.
Конвенция ООН о правах ребенка называет ребенком человеческое существо от рождения до достижения 18 - летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигнет совершеннолетия раньше. Гражданский кодекс Казахстана признает правоспособность граждан с момента его рождения и до смерти, а дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста, но в случаях, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Таким образом, людей до 18 лет можно отнести к категории "дети". За их жизнь и судьбу несут ответственность не только родители (усыновители, опекуны), но и образовательные учреждения, государство в целом. При этом дет не могут влиять на формирование правительства, которое принимает решение об их судьбах, т.к. не имеют права избирательного голоса. И это еще один феномен детства.
Детство как стадия жизненного цикла человека связана с развитием организма, становлением и развитием его личности, присвоением системы знаний, норм, ценностей, социальных ролей, что позволяет ребенку в дальнейшем стать полноценным членом общества. Но детство - особое социальное явление, определяющее будущее общества.
Работа состоит из теоретической и практической частей.
Цель – определить совершенствование, реализацию, современное состояние социальной защиты детства.
Задачи - во-первых, раскрыть понятие детства как социального явления, во-вторых, рассмотреть современные проблемы детства в социальном измерении, в-третьих, проанализировать деятельность государства и современных институтов общества по социальной защите детства на современном этапе.
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
1.1 Сущность и содержание социальной защиты детства
Анализируя содержание понятия «социальная защита детства», необходимо учитывать, что оно является сложным и должно соответствовать содержанию понятий «социальная защита» и «детство». Поэтому целесообразно рассмотреть их по отдельности.
Термин ««социальная защита» появился сравнительно недавно. Прежде всего, в этой сфере отношений использовалось исключительно понятие «социальное обеспечение», хотя оно также не является однозначным. Тем не менее, обобщив все имеющиеся с точки зрения на его трактовку, М.И.Полупанов отмечает, что при формулировке определения понятия «социальное обеспечение» учеными берутся за основу следующие квалифицирующие признаки:
1) осуществление социального обеспечения в форме совокупности социально-экономических мероприятий;
2) круг лиц, на которых распространяется социальное обеспечение;
3) круг обстоятельств, при которых осуществляется социальное обеспечение;
4) целевая направленность фондов, из которых производится социальное обеспечение [2].
На этом основании ученый приходит к выводу о том, что социальное обеспечение – это только часть социальной защиты, поскольку она предполагает не только социально-экономическую сторону. Известно, что уже в начале ХХ века ученые получили социальный заказ на науку, которая бы изучала закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в общественные группы и слои населения. Речь прежде всего шла об укреплении здоровья, морального климата, следовательно, социальная защита должна включать в себя, помимо экономической, правовой и ряда других защит, и психологическую защиту. Одним из аргументов в пользу данной точки зрения является ее законодательное закрепление в Конституции республики Казахстан. Ее подтверждает и анализ лексического значения обоих терминов. Словарь русского языка определяет защиту как нечто, что служит обороной от кого-либо (чего-либо) неприятного, враждебного, опасного, а обеспечение – как предоставление достаточных материальных средств к жизни.
Аналогичный подход поддерживают большинство российских ученых. В частности, В.Ш.Шайхатдинов определяет социальную защиту как «систему общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения» [12], представляющую собой деятельность органов власти и общественных организаций в широком спектре направлений, к числу которых относятся и различные виды социального обеспечения. Е.Е.Мачульская отмечает, что «под социальной защитой в широком смысле слова понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и утверждения в жизни. В узком смысле слова социальную защиту рассматривают как совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни» [5]. Согласимся также и с А.Н.Савиновым и Т.Ф.Зарембо, полагающих, что социальная защита – это совокупность законодательных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан [6].
Опираясь на ключевое слово последних определений «гарантия», обращаемся к социологическому энциклопедическому словарю, в котором читаем: «гарантия – условие, обеспечивающее выполнение определенных обязательств» [С.50]. Там же находим уточнение понятия «социальная гарантия»: «…совокупность материальных и юридических средств, обеспечивающих реализацию конституционных, социально- экономических и социально-политических прав членов данного общества (право на труд, образование, медицинскую помощь и т.д.» [10].
Таким образом, предоставление материальных средств может служить формой защиты, но защита сама по себе этим не исчерпывается. Защита может быть направлена не только на материальную компенсацию неблагоприятных последствий, но и на предотвращение тех событий, которые их влекут. На наш взгляд, наиболее правильно согласиться с мнением М.Ю.Федоровой, которая предлагает определить социальную защиту как систему мер, «направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий социально рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни» [11]. Опираясь на данное понимание социальной защиты, можно утверждать, что в обобщенном виде она осуществляется через профилактическую, коррекционную и реабилитационную деятельности специалиста по социальной работе.
Детство с точки зрения различных наук: философии, социологии, психологии, социальной педагогики, теории социальной работы – рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами. Во-первых, термин «детство» является и словом бытового языка и понятием, используемым различными науками.
Во-вторых, детство как явление общественной жизни равно и одновременно принадлежит к саморазвивающимся системам разного уровня: индивид, общество, культура.
Помимо качественных различий, каждый из них имеет специфические структурные и исторические характеристики. Каждая из названных наук, изучая либо одну из перечисленных систем, либо их взаимодействие в определенном ракурсе, формирует свой взгляд на детство, исходя их исследовательских задач.
Вот какое определение детству дают американские ученые: «…это время отсутствия «взрослой» ответственности и узаконенной зависимости от заботы и экономической поддержки взрослых… Существует также социальная ответственность в плане защиты детей, что должно обеспечить условия для их физического и умственного развития» [10].
По мнению российских ученых, в частности Е.М.Рыбинского, детство – это «стадия жизненного цикла человека, когда начинается и продолжается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация личности, включающая усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества» [8]. С точки зрения проблемы защиты детства данное понимание не позволяет проникнуть в социальную суть рассматриваемого феномена, поскольку обозначает лишь его биологическую, психологическую и социально-педагогическую стороны. Вместе с тем предполагаем, что только в неразрывной связи биологического, психологического и социального возможно исследование детства как отрасли науки вообще и научной категории в частности.
Обратимся к тому же автору: «Детство – социальное явление, определяющее роль, место и отношение государства, общества к детям, создание достаточных и необходимых условий для их выживания и развития, для защиты прав каждого ребенка, прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства, отношения семьи и других социальных институтов к детям» [8].
Анализ зарубежных и отечественных определений понятия «детство» позволяет выявить три основных принципа его современного понимания:
1) влияние опыта детства на дальнейшую жизнедеятельность;
2) стадийное развитие детей – последующая стадия непосредственно зависит от степени развития ребенка на предшествующих стадиях;
3) воздействие окружающей среды на развитие ребенка.
Для теории и практики социальной работы важным представляется последний, поскольку от качества средовых воздействий на ребенка зависит его уровень социальной защищенности.
Информация о работе Социальная защита детства как общечеловеческая проблема