Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что детство, его специфические особенности до сих пор должным образом не изучены. Не существует науки о детстве как самостоятельной отрасли знания. Отсутствует целостный комплексный подход к детству как социально - педагогическому явлению. Однако всеми признается факт, что детство - это ближайшее будущее народа, страны, и для хорошей старости, как говорил Плутарх, основание закладывается в молодости.
Введение ....................................................................................................................3
I. ГЛАВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
1. Сущность и содержание социальной защиты детства...................................5
2. Роль социального педагога и социального работника в осуществлений социальной защиты детства. .........................................................................10
3. Права детей: основные законодательные и нармотивные акты в области их социально правовой защиты.....................................................................17
II. ГЛАВА СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1. Государственная политика в отношений охраны детей в Республике Казахстан.........................................................................................................22
2. Реализация программ патроната в Казахстане............................................24
3. Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане........................29
Заключение ..............................................................................................................32
Список литературы.................................................................................................33
Понятие «социальная защита детства», с одной стороны, прочно вошло в профессиональный лексикон специалиста по социальной работе, но, с другой стороны, очное его толкование в нормативных документах на сегодняшний день отсутствует. Следует констатировать тот факт, что состояние системы социальной защиты детства в Казахстане свидетельствует о дефиците теоретического и юридического обоснования сущности и содержания социальной защиты детства.
В современной правовой литературе и нормативных актах отсутствуют детальные обоснования содержания, структуры, объектов и субъектов социальной защиты детства. В казахстанском законодательстве имеются различные точки зрения на самопонятие «социальная защита детства», нередко отождествляющие его с родственными категориями: «правовая защита ребёнка», «охрана прав ребёнка». В Cемейном кодексе республики Казахстан также в ст.56 «Право ребенка на защиту» говорится о защите прав и законных интересов ребенка. Нередко социальную защиту понимают как охрану прав в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, то есть на её права, свободы. Об этом говорит Гражданский кодекс РК. Обратимся к ученым. По словам Е.М.Рыбинского, социальная защита детства – это одно из направлений социальной политики государства; суть ее заключается в преодолении негативных тенденций и стабилизации положения детей, в формировании позитивных изменений отношения государства и общества к детям, в создании реальных предпосылок для дальнейшей положительной динамики процессов жизнедеятельности детей. Ученый выводит задачи в области социальной защиты детства как одного из приоритетных направлений социальной политики государства.
Это, во-первых, создание необходимых материальных предпосылок жизнеобеспечения детей; во-вторых, укрепление законодательной базы по защите прав ребенка; в-третьих, разработка системы адресной финансовой поддержки нуждающимся семьям; в-четвертых, обеспечение социализации и воспитания, образования и развития детей; в-пятых, обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; в-шестых, поддержка семьи как естественной среды обитания несовершеннолетних детей и улучшения организации отдыха и питания детей; в-седьмых, осуществление специальных мер по поддержке детей, находящихся в особо трудных условиях и т.д. [9].
Ряд ученых видит в социальной защите детства систему, однако по-разному ее определяет. Это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты российских детей [3]; система мер, обеспечивающих охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимися в соответствующей помощи [4]. П.Д.Павленок рассматривает основы системы защиты детства, выделяя такие, как: правовая база (международное законодательство, российские государственные законы, местные положения, инструкции, методики); образовательная база (организация и совершенствование образовательной системы в интересах социализации детей); психологическая база (мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения); материально-экономическая база [7].
Приходим к выводу о недостаточной представленности в профессиональной литературе сущности и структуры понятия «социальная защита детства». Тем не менее анализ имеющихся дефиниций, а также собственный практический опыт позволяют считать, что социальная защита детства – это защита от социальных рисков путем комплексного содействия ребенку со стороны государства в решении различных проблем. При этом учитываем, что социальные риски – это мера ожидаемого последствия определенного явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничения социального благополучия человека [10]. Показателями социального риска выступают смертность, последствия, вызывающие ограничения жизнедеятельности человека, приводящие к полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание, обучение, трудовую деятельность, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своими поведением по состоянию здоровья и (или) социально-экономическим обстоятельствам [10]. Следовательно, под социальной защитой детства будем понимать деятельность специалиста по социальной работе, направленную на создание условий для полноценного развития всех имеющихся возможностей ребенка (педагогическая защита); отстаивание его интересов, прав и свобод (юридическая защита); психологическую адаптацию и стабилизацию личности (психологическая защита); финансовую поддержку детства (экономическая защита) с целью сохранения жизни ребенку. На основе этого считаем, что система социальной защиты детства – это целостная совокупность основных направлений, функций и принципов, субъектов и объектов, методов и форм юридической, педагогической, психологической и экономической деятельности специалиста по социальной работе. Опираясь на данное понимание рассматриваемого понятия, можем говорить о системе социальной защиты детства как о полидеятельностной, полифункциональной интегративной структуре, в которой на равных условиях присутствуют ведущие виды профессиональной деятельности специалиста по социальной работе (профилактика, реабилитация, коррекция, социализация); специалист по социальной работе в области социальной защиты детства – менеджер, способный управлять всеми видами деятельности и поэтому являющийся своего рода «человеком-оркестром».
Социальная защита детства в практике специалиста социальной работы
- выявляет и учитывает на территории обслуживания детей, семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществления патронажа;
- устанавливает причины возникающих у детей трудностей, в том числе в семье, по месту жительства, учебы и работы;
- определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;
- содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного ребенка, его семьи;
- способствует улучшению взаимоотношений между детьми и их окружением;
- дает необходимые консультации взрослым по различным вопросам социальной защиты детей;
- помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;
- помогает поместить нуждающихся детей в стационарные учреждения органов здравоохранения;
- представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.;
- организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушений, в необходимых случаях выступает в качестве общественного защитника в суде;
- координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающихся в социальной поддержке детей [1].
Приведенный перечень должностных обязанностей специалиста социальной работы в области защиты детства делает необходимым обращение к понятию «социальная защита детства», которое требует конкретизации с целью уточнения профессиональных требований, предъявляемых к специалисту.
1.2 Роль социального педагога и социального работника в осуществлений социальной защиты детства
Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.
Особая роль в данной работе по праву отводится социальному педагогу. Было бы ошибочно сводить функции социального педагога к деятельности лишь в рамках образовательного учреждения. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в реальных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), отклонений в поведении личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду.
Функции, специализация и направления социально-педагогической работы с детьми:
Образовательно-воспитательная. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона-семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.
Диагностическая. Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
Организаторская. Организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов, программ.
Прогностическая и экспертная. Разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов.
Организационно-коммуникативная
Охранно-защитная. Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействия применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
Социально-компенсаторная. Разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств.
Посредническая. Осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.
Специализация. В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли, причем умение выступать в различных ролях определяет уровень его профессиональной компетентности.
Профиль социально-педагогической деятельности определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума – города, района, села, а также личностными и профессиональными возможностями специалистов. Наиболее распространенными и востребованными в нынешних социальных условиях является социальный педагог, специализирующийся на социальной работе с семьей, оказании ей разносторонней помощи непосредственно в социуме. Семейные социальные педагоги составляют кадровую инфраструктуру медико-психолого-
Могут быть выделены, например, социальные педагоги-организаторы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др. Практикой показана нецелесообразность каких-либо ограничений и рекомендаций извне в данных вопросах. Эти подходы определяются в зависимости от конкретной ситуации, социокультурной и микросоциальной специфики, характера выявленных проблем и потребностей с привязкой к условиям конкретного социума. Так, в сельской местности обычно все аспекты социально-педагогической деятельности интегрированы в лице общинного социального педагога, который является по сути профессиональным проводником социальной политики.
Важен сам принцип соотношения базовой конструкции социально-педагогической службы со специальными учреждениями, где работают социальные педагоги, сориентированные на определенную сферу социума (общеобразовательное учреждение, детский сад, специализированное учреждение и т.д.) или на работу с определенными категориями (дети, молодежь, семья, группы риска, беженцы, дети с ограниченными возможностями и др.).
Социальный педагог – это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка (в данном случае) и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье.
Социальный педагог – своеобразный духовный наставник, который на протяжении ряда лет как бы «ведет» ребенка, семью, осуществляет социальный патронаж, заботится о формировании нравственности, общечеловеческих ценностей в социуме, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих подопечных, содействуя им в контактах с соответствующими специалистами.
Местом работы социального педагога могут быть:
социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов и пр.);
Информация о работе Социальная защита детства как общечеловеческая проблема