Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что детство, его специфические особенности до сих пор должным образом не изучены. Не существует науки о детстве как самостоятельной отрасли знания. Отсутствует целостный комплексный подход к детству как социально - педагогическому явлению. Однако всеми признается факт, что детство - это ближайшее будущее народа, страны, и для хорошей старости, как говорил Плутарх, основание закладывается в молодости.
Введение ....................................................................................................................3
I. ГЛАВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
1. Сущность и содержание социальной защиты детства...................................5
2. Роль социального педагога и социального работника в осуществлений социальной защиты детства. .........................................................................10
3. Права детей: основные законодательные и нармотивные акты в области их социально правовой защиты.....................................................................17
II. ГЛАВА СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1. Государственная политика в отношений охраны детей в Республике Казахстан.........................................................................................................22
2. Реализация программ патроната в Казахстане............................................24
3. Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане........................29
Заключение ..............................................................................................................32
Список литературы.................................................................................................33
Ребенок имеет право на семейное воспитание, т.е. жить и воспитываться в семье, ибо никакие общественные формы воспитания с семейными сравниться не могут. Насколько это возможно, ребенок вправе знать своих родителей. Он имеет право проживать со своими родителями, за исключением ситуаций, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, обеспечение его интересов и уважение его человеческого достоинства. Ребенок имеет право общаться со обоими родителями, дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами, другими родственниками, в том числе и в случае расторжения брака между родителями, признания их брака недействительным, их раздельного проживания, а также в случае возникновения экстремальной для ребенка ситуации - ареста, задержания, заключения под стражу, несчастного случая, тяжелой болезни.
При решении в семье вопросов, затрагивающих интересы ребенка, он вправе выражать свое мнение, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Это право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды. Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Вопросы изменения имени, отчества, фамилии, восстановления родительских прав, усыновления, опеки и попечительства в этом возрасте решаются только с его согласия.
Каждый ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Обязанности по защите прав ребенка законом возложены на его родителей, законных представителей, органы опеки и попечительства, прокурора и суд.
Полностью дееспособный - совершеннолетний, или вступивший в брак, или эмансипированный (эмансипация - освобождение от зависимости, от предрассудков; уравнивание в правах), - ребенок имеет право защищать свои права самостоятельно. В любом возрасте ребенок имеет право обращаться за защитой от злоупотреблений родителей и иных законных представителей в органы опеки и попечительства. Малолетние дети по этим вопросам обычно обращаются к родственникам, соседям, воспитателям, учителям, иным лицам. Эти лица обязаны довести полученные сведения до органов опеки и попечительства, а их работники - обследовать условия жизни обратившегося с жалобой ребенка и принять соответствующие меры. Ребенок, достигший 14-летнего возраста, при нарушении его прав со стороны родителей или законных представителей вправе непосредственно обратиться с иском а суд.
Ребенок имеет право собственности на принадлежащие ему имущество и приносимые им доходы. Он имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Причитающиеся ребенку суммы алиментов, пенсий, пособий поступают в распоряжение родителей или заменяющих их лиц и расходуются на содержание, воспитание и образование ребенка. Ребенок имеет право на имущество, полученное в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства. Родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Субъектами защиты прав ребенка могут выступать государственные и муниципальные органы управления, специализированные органы опеки и попечительства, образовательные и детские учреждения, социальные педагоги. Но наиболее естественными, последовательными и постоянными защитниками детей выступают их родители. К этому родителей побуждает природный родительский инстинкт и обязывает российское законодательство.
В нормативных документах обязанности родителей обычно выступают в тесном единстве с их правами, чаще как права-обязанности. В самом деле, такие естественные потребности родителей, как содержание, воспитание, защита ребенка можно ли рассматривать только как обязанности или только права? Поэтому, рассматривая вопрос об обязанностях родителей, мы будем иметь в виду, что большая часть юридически оформленных обязанностей родителей являются для них одновременно и правами, и естественной потребностью, и только в интересах социальной защиты детства общество и государство чаще акцентируют внимание на обязанностях родителей [14].
В Законе Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике
Казахстан» каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя, отчество и фамилию, национальность и гражданство, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, право на их сохранение. Каждый ребенок имеет право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства и частной жизни.
Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина.
Каждый ребенок имеет право на свободу слова и выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности, получение и распространение информации, соответствующей его возрасту, добровольное участие в общественных объединениях, а также в других формах некоммерческих организаций и мирных собраниях, разрешенных законодательством Республики Казахстан.
Государственные органы содействуют деятельности тех общественных объединений, которые имеют своей целью развитие личности детей, их творческих задатков, социальной активности, научного, технического и художественного творчества, защиту их интеллектуальной собственности, охрану жизни и здоровья детей, охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры, участвующих в благотворительной деятельности, приобщающих к участию в культурной и спортивной жизни, организации досуга.
Государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Казахстана и достижениям мировой культуры.
Государство поощряет создание организации для развития творческих и научных способностей детей, выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивает их доступность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Использование средств массовой информации, литературы, зрелищных и других мероприятий, распространяющих порнографию, культ жестокости и насилия, оскорбляющих человеческое достоинство, оказывающих вредное воздействие на детей и способствующих совершению правонарушений, преследуется по закону.
Государственные органы, физические и юридические лица обязаны защищать ребенка от отрицательного воздействия социальной среды, информации, пропаганды и агитации, причиняющих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Пропаганду здорового образа жизни и правовое просвещение детей государство признает одним из приоритетных направлений своей политики. Ребенку, перенесшему физическую или психологическую травму вследствие
преступления, насилия или иного незаконного деяния, должна быть оказана
необходимая помощь в восстановлении здоровья и социальной адаптации.
Запрещается осуществлять для детей показ, продажу, дарение, размножение и прокат игрушек, кинофильмов, звуко- и видеозаписей, распространение литературы, газет, журналов и других средств массовой информации, направленных на разжигание расовой, национальной, социальной и религиозной вражды, пропагандирующих сословную исключительность, войну, содержащих призывы к насильственном уизменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности Республики Казахстан, порнографию или иным образом причиняющих вред духовному и нравственному развитию ребенка.
За вовлечение ребенка в занятие проституцией, распространение, рекламирование или продажу ребенку порнографических материалов или предметов, печатных изданий, кино- или видеоматериалов, изображений или иных предметов порнографического характера и эротического содержания устанавливается ответственность в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.
Защита прав и охраняемых законом интересов детей осуществляется государственными органами в соответствии с их полномочиями.
Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющим мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка,содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством Республики Казахстан порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда [16].
Глава II СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Государственная политика в отношении охраны детства в РК
Одним из основных направлений национальной политики Республики Казахстан является охрана прав и защита интересов детей. Сегодня в Республике прилагаются большие усилия для достижения международных стандартов в области защиты прав и интересов детей их полноценному и гармоничному развитию.
В целях обеспечения детей условиями, необходимыми для обучения и воспитания, поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в Республике создана необходимая нормативно – правовая база. Приняты законы «О государственной молодежной политике», «О правах ребенка», «О браке и семье», «О государственных пособиях семьям, имеющим детей». «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» и другие. Создан комитет по охране прав детей МОН РК, Программа Правительства «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы с объемом расходов в 10,5 млрд. тенге.
В Казахстане проживают более 5 миллионов детей, среди которых выявлены более 150 тысяч детей с ограниченными возможностями, свыше 16 тысяч детей с девиантным поведением. На полном государственном обеспечении иинаходятся 17 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в Центры временной изоляции и адаптации для несовершеннолетних попадают свыше 10 тысяч безнадзорных детей, каждый из которых имеет право на заботу, воспитание и поддержку со стороны государства, общества и, в первую очередь – родителей.
Бедность воздействует на детей иначе, чем на взрослых. Она не только ухудшает повседневную жизнь детей, но ее последствия, пагубно влияя и на их будущее. Дети очень зависят как от своих семей в плане заботы и защиты, так и от государственной политики в плане преодоления деривации и социальной изоляции, а также содействия их развитию.
Вместе с тем, «Социальный мониторинг «Инноченти» 2006 год» показывает, что в отношении некоторых групп детей осуществление прав человека не гарантировано. В СНГ 18 млн детей в возрасте до 15 лет живут в условиях крайней бедности по уровню доходов.
Каждый четвертый ребенок в регионе живет в условиях абсолютной бедности и во всем регионе вероятность риска бедности выше для детей, чем для взрослых.
Отличие детской бедности от бедности среди взрослых относится к большой зависимости детей от государственной политики, направленной на то, чтобы вырвать их из бедности.
Растет число внебрачной рождаемости, которая влечет за собой отказ от детей. Коэффициент внебрачной рождаемости у несовершеннолетних девушек составляет 23,5, у матерей в возрасте до 20 лет-49,2.
Только в 2005 году в органах внутренних дел Республики возбуждено и направлено в суд более 70 уголовных дел в отношении родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, сопряженное с применением насилия по отношению к ним, лишены родительских прав в судебном порядке свыше 4-х тысяч родителей.
За последние 8 лет в Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних были помещены более 70 тысяч детей.
Социальное сиротство имеет разные причины: падение престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, состояние здоровья детей и родителей, рост внебрачной рождаемости, увеличение числа семей, ведущих асоциальный образ жизни, отсутствие действенных мер по привлечению таких родителей к ответственности, а также интенсивными миграционными процессами.
Несмотря на принятую Государственную программу развития здравоохранения (2005-2008годы), увеличение финансирования на 2002-2006 годы с 12 до 80,5 млрд. Тенге, в расчете к ВВП расходы остаются низкими (3%). Этот показатель меньше чем в Беларуси, России, Украине, не говоря уже о европейских странах.
Доступ к образованию 3,6% очень низкий. Вхождение Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных государств мира требует увеличения таких расходов хотя бы до 6% к ВВП.
Рыночная экономика вместе с ростом экономического благополучия сопровождается потерей общечеловеческих ценностей и морали. Средства массовой информации отличаются вседозволенностью в показе насилия, жестокости, грубого секса, приоритета личных интересов над общественными, что отрицательно влияет на формирование личности.
Особую тревогу вызывает здоровье подрастающего поколения. Скрининг около 1млн девочек-подростков выявил, что здоровые девочки составляют лишь 47%.
Уровень абортов среди подростков в Казахстане намного превышает аналогичные показатели зарубежных стран и составляет от 39,7 на 1000 подростков, при этом у 30% аборт протекает с осложнениями, приводя к невынашиванию и бесплодию. Растет частота подростковой беременности составляя 10,2 на 1 000 девочек. Это требует принятия безотлагательных мер к проблеме женского бесплодия, которая составляет 56,0% от общего числа гинекологических заболеваний. Бесплодный брак встречается в 12-15% случаев, что крайне сказывается на демографии.
В Международный День защиты детей, проводятся различные развлекательные программы, фестивали, театрализованные представления карнавалы, конкурсы рисунков и т.д.
Проводится адресная социальная помощь в Домах ребенка, в Домах инвалидов, больницах. По инициативе ежегодно День защиты детей отмечается проведением праздничных благотворительных концертов с вручением подарков детям-сиротам. [17].
1.2 Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане
Проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, остаются актуальными не только с общественно-политической и научной точки зрения, но и с человеческой, эмоциональной и духовно-нравственной. Не одна из сфер нашей жизни сегодня не может претендовать на столь острое и безусловное внимание, как эта. Ребенок, его сегодняшняя и грядущая судьба, его счастье, безопасность, здоровье…Любовь, окружающая его или напротив отсутствующая в его мире… Именно эти векторы должны стать основополагающими и от их правильного, разумного расположения зависит общее мудрое устройство нашей жизни. Неслучайно мировым сообществом определено и признано, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Во все времена в социальной структуре общества важная роль принадлежала семье, как одной из устойчивых малых групп людей, социальная необходимость которой обусловлена ее потребностями. Выполняя различные социальные функции, семья играет свою ведущую роль в общественном развитии, обеспечивая при этом ряд важных социальных функций. От стабильности такой маленькой социальной группы в обществе, ее крепких социально-экономических и нравственных устоев, напрямую связанных с благополучным развитием экономики, социальной сферы общества, зависит какое поколение будет ею «поставляться».
Уровень цивилизованности общества во многом оценивается по его отношению к детям, решению проблем защиты детства. Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. Отдельные серьезные проблемы, имеющие место в социально-экономической и политической жизни общества во многом расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных и других факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность и социальное сиротство.
Многообразие причин, порождающих не только сиротство в прямом смысле слова, но и социальное сиротство, их тесная связь с проблемами общегосударственного масштаба объясняет существование разных по своему содержанию мер соблюдения прав детей-сирот. Одни из них призваны предотвратить такое явление, как сиротство, в любых его проявлениях. Их именуют мерами охраны. Другие предназначены для защиты уже нарушенных прав ребенка.
В этих целях изучение проблем социального сиротства, когда число безнадзорных и беспризорных детей пополняется из семей (полных и неполных), в которых родители в силу тех или иных причин не занимаются воспитанием своего ребенка и не заботятся о нем, требует всестороннего исследования.
Информация о работе Социальная защита детства как общечеловеческая проблема