Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что детство, его специфические особенности до сих пор должным образом не изучены. Не существует науки о детстве как самостоятельной отрасли знания. Отсутствует целостный комплексный подход к детству как социально - педагогическому явлению. Однако всеми признается факт, что детство - это ближайшее будущее народа, страны, и для хорошей старости, как говорил Плутарх, основание закладывается в молодости.
Введение ....................................................................................................................3
I. ГЛАВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
1. Сущность и содержание социальной защиты детства...................................5
2. Роль социального педагога и социального работника в осуществлений социальной защиты детства. .........................................................................10
3. Права детей: основные законодательные и нармотивные акты в области их социально правовой защиты.....................................................................17
II. ГЛАВА СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСТВА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1. Государственная политика в отношений охраны детей в Республике Казахстан.........................................................................................................22
2. Реализация программ патроната в Казахстане............................................24
3. Некоторые аспекты решения проблем сирот в Казахстане........................29
Заключение ..............................................................................................................32
Список литературы.................................................................................................33
На проблеме социального сиротства, характерной и для казахстанского общества, природе, причинах, основных методах его профилактики следует остановиться подробнее, ибо его серьезность и масштабы распространения болезней среди детей, требуют всестороннего и адекватного подхода к определению стратегических перспектив решения данной проблемы.
Анализ проблем сиротства невозможен без четкого разграничения его видов. В науке и на практике выделяются два вида сиротства – полное сиротство, когда по тем или иным причинам у ребенка отсутствуют биологические родители. И социальное сиротство, когда число безнадзорных и беспризорных детей пополняется из семей (полных или неполных), в которых родители в силу тех или иных причин не занимаются воспитанием своего ребенка и не заботятся о нем. Под влиянием новых рыночных, социально-политических и правовых отношений появился совершенно новый вид сиротства – это скрытый. Скрытое сиротство, обусловленное тем, что из-за резкого ухудшения материального положения семьи, падения ее нравственных устоев, изменяется отношение к детям: они становятся практически беспризорными.
Считается, что наибольшую тревогу вызывает социальное сиротство, являющееся следствием устранения и неучастия в выполнении своих обязанностей по отношению к детям (искажение родительского поведения).
Социальные сироты – особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам (сироты при живых родителях). Определение «социальное» указывает на то, что, в конечном счете, именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга, в дефиците у них чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия [3].
Основными «поставщиками» социальных сирот являются «кризисные семьи», проблемами которых, как представляется, необходимо заниматься не от случая к случаю, а постоянно. Ведь семья – один из главных институтов общества. Общеизвестно, что от устойчивости семейно-брачных отношений, здоровья родителей зависит полноценное физическое и духовное развитие детей. Соответственно уровень социально-экономического, общественно-политического развития, здоровье населения, репродуктивное здоровье женщин, мужчин, детей – составляющие, которыми характеризуется здоровье семьи и нации. Значительная часть современных семей сегодня не в полной мере, а порой с трудом выполняют роль полноценного социального института, способного обеспечивать привитие элементарных норм и установок. Все это в комплексе влияет на причины, порождающие социальное сиротство, уровень и формы его профилактики.
Актуальность проблемы социального сиротства в нынешних условиях очевидна и является импульсом для теоретической и прикладной разработки этих проблем, способствующих стимулированию законодательной деятельности в нужном направлении, выработки подходов в осуществлении государственной политики в интересах детей. Их решение возможно в четырех уровнях: экономический – создание государством материальных предпосылок усыновления; на правовом уровне – наличие четкого и оптимального правового регулирования отношений усыновления, учреждение детского омбудсмена; общественном – развитие институтов гражданского общества, способствующих продвижению и решению вопросов в интересах детей, детей, оставшихся без попечения родителей; теоретическая разработка – задача научного характера.
Конвенция ООН, как указано в Декларации прав ребенка, устанавливает, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Это указывает на необходимость общественно-политического и правового регулирования всех сфер жизни, связанных с обеспечением и соблюдением прав и законных интересов детей.
Правовым импульсом регулирования прав ребенка в Республике Казахстан послужила Конвенция, являющаяся эффективным средством закрепления их на законодательном уровне, в строгом соответствии с международными принципами и стандартами и составляющая приоритетную основу для развития государственной политики в интересах детей.
Мировой опыт и отечественная практика показывают, что присоединение государства к международным договорам способствует улучшению национальной правовой базы, повышению ответственности перед мировым сообществом в случае несоблюдения прав и свобод ребенка. От этой на вид простой нормы зависит авторитет страны, приверженность политике социальной ориентации, соответствующей международным требованиям и обеспечивающей достаточные условия для развития и воспитания подрастающего поколения [12].
Для решения проблем сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, казахстанские законодатели заложили правовые нормы в законы РК: «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О детских деревнях и Домах юношества», «О браке и семье», «О государственном социальном заказе», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и других нормативных актах.
Например, положительный опыт других государств был использован при разработке и обсуждении Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан». На всех этапах обсуждения законопроекта учитывались различные позиции, суждения ученых, депутатов, чиновников, сотрудников государственных детских учреждений, представителей неправительственных организаций. Спорными так и остались вопросы определения порядка предоставления гарантий, минимальных стандартов, создания специальных судов, законодательного закрепления государственной политики в интересах детей и др. По отдельным спорным проблемам – сфера социальной защиты, профилактика преступности среди несовершеннолетних, отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, содержание их в тюрьмах, как показала практика, требуется принятие и совершенствование отдельных правовых актов.
Так, ввиду наибольшей актуальности вопросов развития государственной политики в сфере профилактики и реабилитации детской безнадзорности и беспризорности это послужило импульсом для принятия новых нормативных правовых актов. Такие злободневные для общества законы Республики Казахстан как: «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» (2004г.), «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» (2004г.), ратификация ряда международных правовых актов направлены на решение различных проблем сирот, в первую очередь, связанных с соблюдением их прав и законных интересов.
Названные законодательные акты предполагают специальные аспекты государственной политики, предусматривающие развитие детских реабилитационных центров, приютов, поддержку патронатных семей, взявших сирот на воспитание, пусть даже на неполное, иные формы их обустройства. Думается, законодательно закрепив столь важные принципы государственной политики, это способствует открытию новых центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних подростков, оказанию помощи семье и детям, детям оставшимся без попечения родителей, внедрению новых форм социальной адаптации – телефонов доверия для взрослых и детей, домов надежды и фостерных семьей, т.е. таких форм, с помощью которых, полагаем, и должны закладываться прочные основы для эффективной профилактической работы.
Вместе с тем, отдельные законодательные нормы, предписывающие заботу о детях родителям, является всего лишь декларацией, поскольку единственная реакция общества на негуманное обращение родителей со своими детьми – это лишение прав материнства (отцовства). Такая мера не всегда учитывает интересы ребенка. Следовательно, необходимо усилить правовые гарантии прав и свобод ребенка в семье. Необходимо, целесообразно поднять роль и ответственность за судьбу ребенка, защиту его прав органами опеки и попечительства, которые по казахстанскому законодательству призваны заниматься только проблемами детей, оставшихся без попечения родителей. Пробелы такого плана в законодательстве также способствуют безнаказанности родителей не желающих заниматься воспитанием ребенка и порождают социальное сиротство. В этой связи изучение отношения населения к данной проблеме, как правило, способствует совершенствованию законодательства о детях, формированию высоких духовно-нравственных качеств в отношении семьи и семейного воспитания.
Однако реалии сегодняшнего дня, анализ правоприменительной практики показывают, что назрела необходимость и совершенствования, и корректировки, к примеру, недавно принятых законодательных актов. Основная причина неэффективности отдельных норм законов, как представляется, это отсутствие должного контроля за соблюдением законодательства и декларативность норм, чаще всего не соответствующих бюджетным параметрам.
Становление ювенальной юстиции, ювенального права в Казахстане, которое неоправданно затянулось, думается, также будет способствовать сокращению сиротства и беспризорности, количества преступлений, совершенных детьми. Введение института социального работника и психолога в системе детского правосудия, соответственно, положительно отразится на принимаемых мерах профилактики преступности среди несовершеннолетних. Пока эти вопросы решаются на уровне отдельных экспериментов или «робких» инициатив.
Безусловно, все эти меры могут остаться не реализованными, пока в Казахстане не будет сформирован Уполномоченный орган в области защиты прав детей, правовые возможности которого определены Законом «О правах ребенка в Республике Казахстан» (ст.51).
Как представляется, для профилактики сиротства нужна государственная система защиты таких детей. Усилия не должны сводится только к разовым благотворительным акциям. Это должны быть специальные службы по правам ребенка, советы территориальных уровней по проблемам детства и семьи, научный и организационный Центр психосоциальных проблем детей и семьи.
Серьезную заявку на реализацию государственной семейной и детской политики должна составить разработка качественно новых государственных программ и концепций, проектные варианты которых стали появляться в Казахстане. К примеру, Государственная программа «Дети Казахстана», включающая подпрограммы: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети регионов экологических бедствий» обеспечит формирование в стране эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий по созданию оптимальной среды жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Думается, при всестороннем обсуждении таких документов, проект Программы «Дети Казахстана» в настоящее время подготовлен Министерством образования и науки Республики Казахстан, наполнит законодательным содержанием нормы, касающиеся введения современных форм семейного жизнеустройства детей, увеличения средств на содержание детей-сирот в государственных организациях, семейный патронат, планирования средств на реализацию законов в отношении детства, семьи и их защиты..
Не менее острой также остается проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Как правило, они трудно адаптируются в непривычных условиях, зачастую быстро «ломаются» при первых же столкновениях со сложностями и жестокостью нового для них мира. Отсутствие помощи по интеграции в естественный социум, проблемы занятости и жилищные проблемы выпускников, создавших семьи, нередко становятся причинами рождения такими родителями социальных сирот в будущем. Для решения данных проблем в Казахстане разработан и принят Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества». Данный законодательный акт, меры по его эффективной реализации способствуют интегрированию воспитанников детских деревень и детских домов в общество согласно их желанию, в частности, в рынок труда. В целях социальной адаптации воспитанников Дома юношества, сеть которых развивается в Казахстане, уже начались создаваться необходимые условия по содействию развитию их индивидуальных способностей, обеспечению профессиональной подготовки. Кроме того, для проживающих в Домах юношества в возрасте до 23 лет, оказывается содействие и в трудоустройстве. Такая модель, соответствующая мировой практике, вне сомнения, позволяет решать многие проблемы воспитанников и выпускников детских домов. Вместе с тем, доказано, что проблема сокращения социального сиротства настолько сложна, что не может быть решена только с помощью государственных институтов.
Необходимо введение в Казахстане новой модели патроната для реабилитации детей с трудной судьбой, изменение законодательства, касающегося вопросов опеки и попечительств, соответствующего международным нормам и стандартам. Применяемые сегодня формы опеки и попечительства в Казахстане требуют коренного пересмотра, где следует отдавать приоритет семейному усыновлению. Правового закрепления требуют вопросы создания стартовых условий для жизни матери и ребенка.
Природой социального сиротства современного общества можно считать и утрату культа семейных отношений, традиционности в воспитании и образовании, духовное обнищание.
Немаловажное значение имеет отношение общества к сиротам, гуманизм правосудия в отношении маленьких преступников, социальные и нравственные аспекты. Существующая на протяжении многих десятилетий и до настоящего времени система призрения детей-сирот в Казахстане представляет систему государственного содержания сирот, их сепарации от общества, что приводит к явлениям социальной депривации и госпитализма у детей и подростков. К сожалению, данная система объективно приводит к сохранению сиротства как явления, а не к его предупреждению и ликвидации [15].
Кроме того, сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения нравственного и социального развития.
Суммируя изложенное, следует отметить, что решение означенных проблем без совместных усилий и конкретных мер государства и общества в целом невозможно. Без действенных механизмов реализации государственной политики в интересах семьи, материнства и детства, основным направлением которой является совершенствование законодательства, также невозможно обеспечение достойного воспитания детей в семье в условиях безопасности, защиты и заботы, в рамках системы образования, здравоохранения и культуры.
1.3 Реализация программы патроната в Казахстане
Патронатная семья это временная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая и контролируемая специализированным учреждением, обязывающая реальную семью казахстанских граждан заботиться о ребенке, для чего специализированное учреждение осуществляет подготовку патронатных воспитателей и оплату их труда [1].
В Казахстане программа по развитию патронатного воспитания получила свое признание Правительством Казахстана в 1999 году, но продолжает испытывать определенные трудности по ряду причин. Одна из них – недостаточная готовность специалистов органов опеки и попечительства, а так же не информированность граждан.
Информация о работе Социальная защита детства как общечеловеческая проблема