Социальная работа с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и апробировать рекомендации для специалистов по социальной работе с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
– исследовать теоретические подходы к определению потребности человека;
– рассмотреть понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
– изучить спектр потребностей женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальной помощи;
– охарактеризовать технологии социальной работы с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации;

Файлы: 1 файл

Диплом3.docx

— 98.92 Кб (Скачать)

Субъективное в интересе – все то, что мотивировано личностным пристрастием – пылкая любовь, оригинальный вкус, индивидуальная склонность к предмету потребности. Интерес – явление общественное, он –тот стержень, который консолидирует людей в большие социальные группы, классы и побуждает людей к массовым действиям. Когда говорят о среднем классе как группе людей, объединенных одинаковыми доходами, то это блеф, потому что не может быть единства интересов бизнесмена и рабочего, получающих примерно одинаковый доход. Не может быть у них и единого действия, а именно этого хотят добиться те, кто разглагольствуют о среднем классе [30].

Классовый интерес лежит  в основе любой идеологии. «Идея» неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от «интереса». В. И. Ленин писал, что «люди всегда были и всегда будут глупенькими  жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными  фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать  интересы тех или иных классов» [26].

Интерес – движущая сила революции, гражданских и межнациональных войн и конфликтов, реальная причина социальных действий. Интерес настолько абстрагирован от акта деятельности, что он не входит в структуру акта деятельности, а является долговременным ориентиром деятельности. Таким же долговременным основанием спешной деятельности являются способности.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями спешного осуществления определенного рода деятельности. Как некоторая данность, присущая индивиду реально, а не как желание, способность в структуре деятельности представлено как средство, служащее достижению цели. Способности – не изначально данная индивиду по наследству привилегия. Они прижизненно формируются индивидом напряженным трудом над собой и, прежде всего, обучением, ориентированным на избранный вид деятельности. Способности – главная черта любого профессионализма.

Качественный уровень  развития способностей выражается в  понятиях таланта и гениальности.

Талант – такая совокупность способностей, которая позволяет получить результат деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности. Хорошо сказал Энгельс о различии таланта и гения, сравнивая свой и Маркса вклад в формирование марксизма как теории.

«То, что внес я, Маркс  мог легко сделать и без  меня, за исключением, может быть, двух-трех специальных областей. А того, что  сделал Маркс, я никогда не мог  бы сделать. Маркс стоял выше, видел  дальше, обозревал больше и быстрее  всех нас. Маркс был гений, мы в  лучшем случае – таланты. Без него наша теория далеко не была бы теперь тем, что она есть. Поэтому она по праву носит его имя» [31].

Развитие способностей – неотъемлемое условие всестороннего развития личности. Но даже многостороннее развитие способностей не может быть гарантией гармоничного развития личности, если индивид не достиг совершенства в какой-либо одной, определяющей сфере деятельности. Формирование способностей – главная задача, которую решает каждый студент в годы обучения в вузе. Но решение этой задачи напрямую зависит от успеха формирования студента как личности, как гражданина своей Родины.

Таким образом, понятие «потребность» включает в себя социальную, психологическую и педагогическую составляющую. Это в полной мере отражает, природу потребностей и их взаимосвязь с различными жизненными ситуациями.

 

 

 

 

 

1.2. Понятие трудной жизненной ситуации, ее виды и характеристика

 

В соответствии с 3 статьей Федерального закона от 1995 года под трудной жизненной  ситуацией понимают ситуацию, объективно 
нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, 
безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).

Таким образом, исходя из определения  трудной жизненной ситуации, данного  федеральным законом, перечень ситуаций, которые можно отнести к категории  трудной жизненной ситуации носит  открытый характер. Следовательно, исходя из логики ст. 3 любая ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, дает ему право на получение гарантированных  государством соответствующих мер  социальной поддержки. Таким образом, перечень категорий граждан, получающих соответствующие меры социальной поддержки  очень обширен и мобилен по своему составу.

В соответствии с п.24 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» оказание мер социальной поддержки и социального  обслуживания гражданам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Трудной жизненной ситуацией мы будем называть такую ситуацию, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни. Подчеркнем: не просто нарушаются привычные отношения человека с миром, но становится невозможно приспособиться к этим изменениям без серьезной работы во внешнем или во внутреннем мире. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни (в том или ином пространстве бытия) и возникновение необходимости изменений. 
 В научной литературе наиболее часто, а иногда и рядом с понятием экстремальный, употребляется термин «трудная ситуация». Он также не имеет четкого определения. Н.Г. Осухова считает, что базовым, для того чтобы определить жизненную ситуацию как трудную, является нарушение адаптации к жизни. То есть трудная жизненная ситуация (ТЖС) – это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [29].

Человек, находящийся в трудной  ситуации, получает информацию относительно разных ее элементов – о внешних  условиях, о своих внутренних состояниях, о ходе и результатах собственных  действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных, оценочных и эмоциональных процессов. Результаты обработки информации в  этих трех аспектах влияют на дальнейшее поведение личности в данной ситуации. Осознание нарушения равновесия между отдельными элементами ситуации означает определенный уровень угрозы для личности. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая  приобретает форму отрицательных  эмоций различного качества и силы. Роль эмоций в психологическом механизме  поведения в трудных ситуациях  может быть разной: 1) как детектор трудности; 2) как оценка значения ситуации для личности; 3) как фактор, приводящий к изменению действий в ситуации [37].

Личность реагирует на ситуацию субъективно и ведет себя в  ней в зависимости от того, как  она воспринимает данную ситуацию и  каким образом интерпретирует ее значение. Таким образом, трудные  ситуации, даже аналогичные с точки  зрения стороннего наблюдателя, по-разному  воздействуют на разных людей. Способность  совладать с фрустрирующим и  стрессогенным воздействием трудных  ситуаций в значительной мере зависит  от уровня психического развития личности, ее стрессоустойчивости, наличного  опыта преодоления трудностей, жизнестойкости и ряда других значимых личностных качеств.

Юридический словарь дает следующую трактовку определению  трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.(Ф.З № 195).

Конечно, трудные жизненные  ситуации не однородны. Они различаются  как объективными, так и субъективными  характеристиками. Одно дело, ситуация, связанная с трудностями в предметно-практической (например, профессиональной) деятельности человека, и совсем другое — ситуация вынужденного беженца или эмигранта, в которой восстановление прежнего образа жизни становится невозможным. Но какую бы из трудных 
ситуаций мы не рассматривали, необходимо выявить как объективные, так и субъективные аспекты трудной жизненной ситуации.

Понятие «трудная жизненная  ситуация» тесно связано со словосочетанием  «экстремальная ситуация», т.к. нельзя не брать во внимание, что на исходе ХХ столетия люди поневоле стали жертвами различных бедствий и катастроф [23].

Люди, испытавшие на себе всю  тяжесть экстремальных ситуаций, проходят ряд психологических состояний. Сначала возникает эмоциональный  шок, который характеризуется общим  психическим напряжением с преобладанием  чувства отчаяния и страха при  обостренном восприятии.

Речь идет о широком  круге обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условий  жизни, изменениях в личности человека и его окружения, которые мешают жить в данных условиях, ощущать  дискомфорт по отношению к себе и  к членам своей семьи или ставят его перед необходимостью противостоять  неблагоприятным изменениям.

На данный круг явлений  распространено понятие стресса. Наиболее признанным большинством зарубежных авторов считается определение стресса как связи между индивидом, его внутренним миром и окружающей внешней средой, причем воздействие среды превышает его собственные силы и возможности. При этом появляется угроза здоровью человека, социальному приспособлению и уровню работоспособности. Стресс представляет собой дисбаланс между внешними и внутренними требованиями к личности и ее возможностями реагирования на них, причем этот дисбаланс не обязательно существует объективно, он может переживаться субъективно, то есть ситуация воспринимается человеком как критическая [21].

Трудных жизненных ситуаций, по мнению Малкиной-Пых И.Г., большое  множество и со всеми человек  нередко самостоятельно справиться не может [23].

Очень часто женщины, как  менее защищенная и более уязвимая группа людей попадают в затруднительное  положение. Они становятся жертвами домашнего насилия, физических истязаний, изнасилований, психологических травм, связанных с потерей работы, не в состоянии прокормить своих детей, у них возникают проблемы в послеродовой период и т.д.

В настоящее время все  более очевидным становится тот  факт, что проблемы семейного неблагополучия в целом, и насилия в частности, требуют решения комплекса задач  психологического, юридического, социального  характера, направленных на разработку практических мер по предотвращению насилия и реабилитации пострадавших [23].

По мнению Белогривцевой  М.В., чтобы успешно противостоять  насилию в семье, нужно не только сделать это явление «видимым», но и разобраться в его причинах, так как:

– семейная жизнь всегда была наиболее специфической и менее всего поддающейся правовому регулированию областью отношений между людьми;

– связи между членами семьи трудно регламентировать извне;

– насилие в семье – явление неоднородное, имеет множество форм и проявлений [4].

Насилие в семье – одна из наиболее распространенных травмирующих трудных жизненных ситуаций.

Статистические данные подтверждают серьезность этой проблемы для современной  России. Так, согласно официальным данным, женщины становятся жертвами в 40% случаев  преднамеренных убийств, а 51,4% из них  являются жертвами домашнего насилия. Ежегодно 2000 детей погибают в результате домашнего насилия, 50000 детей уходят из дома из-за насилия и жестокого  обращения. В то же время официальные  статистические данные не позволяют  оценить реальные масштабы домашнего  насилия. Одна из причин заключается  в том, что женщины часто не заявляют в правоохранительные органы даже в случаях, когда в отношении  них совершается физическое насилие  в особо тяжелых формах. В результате случаи домашнего насилия регистрируются только после того, как совершено убийство [35].

Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в  том, что оно представляет собой  систематически повторяющиеся действия, и именно это отличает домашнее насилие  от конфликта или ссоры. Конфликт обычно имеет в своей основе некую  конкретную проблему, которую можно  разрешить. Домашнее насилие, наоборот, происходит с целью обретения  полной власти и контроля над пострадавшей стороной. Второе принципиальное отличие  домашнего насилия от других актов  агрессии, которое усугубляет психологическую  травму, заключается в том, что  обидчик и пострадавшая – близкие люди. В отличие от преступления, совершенного незнакомым человеком, домашнее насилие исходит от супруга или партнера, бывшего супруга, родителей, детей, других родственников, жениха и т.д. Здесь следует отметить и третью принципиальную особенность домашнего насилия. Согласно исследованиям она заключается в том, что домашнее насилие имеет гендерную основу. Чаще всего жертвами этого вида насилия становятся именно женщины и дети [40].

Вопрос о насилии над  женщинами был рассмотрен на Всемирной  конференции по правам человека в  июне 1993г., затем в декларации Генеральной  Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. «Об искоренении насилия в  отношении женщин», которая призывает  все страны бороться с этим явлением. В нашей стране это учтено уголовным  правом (например, при притязании начальника по службе). Предусмотрена уголовная  ответственность за такие преступления, как содержание притонов и сводничество, принуждение к занятию проституцией. Должны быть разработаны и приняты  новые акты уголовного и административного  законодательства об искоренении насилия  над женщинами и детьми в семье [18].

Наиболее распространенный и опасный вид – это физическое насилие. Оно характеризуется такими действиями, как толчки, хватание, бросание, нанесение ударов ладонью, кулаком или посторонними предметами, удерживание, удушение, пинки, использование оружия, ожоги. Согласно российским данным, примерно каждая третья россиянка страдает от физического насилия со стороны мужа. Физическое насилие представляет серьезную угрозу здоровью и жизни женщин. Ежегодно более 1000 россиянок погибают от рук мужа или партнера [35].

Информация о работе Социальная работа с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию