Социальная работа с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и апробировать рекомендации для специалистов по социальной работе с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Задачи исследования:
– исследовать теоретические подходы к определению потребности человека;
– рассмотреть понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;
– изучить спектр потребностей женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальной помощи;
– охарактеризовать технологии социальной работы с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации;

Файлы: 1 файл

Диплом3.docx

— 98.92 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

В общественной и международной  практике существует выражение –  трудная жизненная ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи женщины. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из сложившейся ситуации. Учитывая данный факт, государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Как показывают многочисленные исследования, женщины с большим трудом адаптируются к новым политическим, социальным, духовным условиям, сложившимся в обществе, при этом они видоизменяют не только общую направленность своего социального поведения, но и конкретные поступки в конкретных сферах деятельности.

Фактически положение женщины  в России на современном этапе  – это пример нарушения важнейших положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г. и вступившей в силу в 1981г.

Однако периодическое закрепление  разнообразных прав женщин, ликвидация правовой дискриминации по полу не нашла в полной мере своего отражения  в реальной действительности. Многие правовые положения до сих пор  являются всего лишь декларациями. У наших женщин нет таких же возможностей для реализации своих  прав как у мужчин, ни в экономической, ни в политической, ни в семейно-бытовой  или социальной сферах.

Социально-экономическое положение  женщин в целом в переходный период характеризуется ухудшением. Это  проявляется в чрезмерном увеличении их трудовой нагрузке, как на производстве, так и в быту, в феминизации  бедности, росте женской безработицы. Женщин первыми увольняют, последними принимают на работу, у них более продолжительные сроки безработицы. Чтобы обеспечить нормальный материальный уровень женщин своей семьи, детям, женщины нередко вынуждены браться за любую работу, устраиваются на несколько рабочих мест одновременно.

Только в последнее время  в нашей стране  начала активно  развивается система центральной  социальной помощи и других учреждений социального обслуживания. Эти центры действуют преимущественно в  системе учреждений министерства труда  и социального развития (в прошлом  Министерства социальной защиты населения  Российской Федерации), комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при  Президенте Российской Федерации, Министерства здравоохранения, органов народного  образования, комитетов по делам  молодежи, культуре, туризму и спорту.

В связи с актуальностью проблемы нами была избрана тема исследования «Социальная работа с женщинами, попавшими в трудную жизненную  ситуацию».

Объект исследования: женщины, находящиеся  в трудной жизненной ситуации.

Предмет исследования: характеристика потребностей женщин, находящихся в  трудной жизненной ситуации.

Цель исследования: разработать  и апробировать рекомендации для  специалистов по социальной работе с  женщинами, попавшими в трудную  жизненную ситуацию.

Задачи исследования:

– исследовать теоретические подходы к определению потребности человека;

– рассмотреть понятие и рассмотреть виды трудных жизненных ситуаций;

– изучить спектр потребностей женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальной помощи;

– охарактеризовать технологии социальной работы с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации;

Практическая значимость работы состоит  в разработке конкретных предложений  по социальной работе с женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

В основу выпускной квалификационной работы положена следующая гипотеза: социальная работа способствует удовлетворению жизненных потребностей, а так  же  социальной, психологической  реабилитации и интеграции в обществе женщин, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации.

Теоретико-методологические основы работы: теорию потребностей сформулирована в работах отечественных (А.В. Соколов, В. И. Тарасенко,   В. Г. Подмарков ) и зарубежных  авторов (Клейтон Пол Альдерфер, Макклелланда, Уильяма Телли).

Понятие трудная жизненная ситуация ввела Л.И.Анциферова в 1989 году, статья в сборнике: Человек в системе наук.

Методическая основа работы: анализ литературы, наблюдение, психодиагностические методы (анкетирование, беседа), статистические методы обработки информации.

Работа апробирована: Государственное  учреждение социального обслуживания населения Черновский комплексный  центр социального обслуживания населения «Берегиня», отделение  помощи женщинам и женщинам с детьми, среди женщин от 17 до 36 лет, в 2012-2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

 

1.1. Теоретические подходы к определению потребностей человека

 

В специальной литературе, посвященной потребностям, мы встречаем  глобальное определение слова «потребность».

Так, в книге М.П. Ершова «Потребность человека» без какой-либо аргументации утверждается, что потребность  – это первопричина жизни, свойство всего живого. «Потребностью называют специфическое свойство живой материи, – пишет М.П. Ершов, – отличающие ее, живую материю, от материи неживой» [ 31].

Оптимальное определение  потребности дано в Философском  энциклопедическом словаре: « Потребности  – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» [37].

Специфика потребностей человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем, в том числе человечества в целом как родовой общности. Высшие потребности человека отражают поэтому, в первую очередь, его связи  с социальными общностями разных уровней, а также условия существования  и развития самих социальных систем. Это относится как к потребностям социальных групп, так и к потребностям каждой отдельной личности, в которых  выражается ее социальная сущность[7].

Тем не менее, вопрос о природе  человеческих потребностей остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают  их врожденными (З. Фрейд, А. Маслоу). Другие полагают, что социальность всех без  исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении  и в способах реализации (удовлетворения). С этой точки зрения потребности  человека не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности. Развитие человеческих потребностей происходит через расширение и изменение круга их предметов [10].

А. Маслоу считал, что человек  испытывает потребность, когда ощущает  физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретный человек в конкретное время может  и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые  каждый человек может почувствовать. До сих пор нет одной всеми  принятой идентификации определенных потребностей, однако большинство специалистов соглашаются, что потребности можно  классифицировать как первичные, так  и вторичные [39].

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Пример таких потребностей – потребности в пище, воде, дышать, спать и т.д. Вторичные потребности – потребности психологические: потребности в успехе, уважении, привязанности, власти; потребность в принадлежности к кому или чему-либо [39].

В 1943 году психолог А. Маслоу предположил, что люди в своих  мотивациях опираются на пять видов  потребностей. Он считал, что потребности  формируют иерархию, в которой  другая становится мотиватором только лишь после того, как низшая в  иерархии будет пройдена. Выглядит иерархия потребностей А. Маслоу следующим  образом :

– Физиологические потребности – нужда в пище, воде, сне и других вещах, необходимых для обеспечения жизни.

– Потребности безопасности – нужда в безопасности, защите, порядке, мире.

– Потребности в любви – нужды любви и принадлежности. Люди сытые и находящиеся в безопасности ощущают нужду в друзьях, семье, в принадлежности к группе; эти нужды называются социальными потребностями.

– Потребности в уважении – статус, престиж, слава, успех, внимание.

– Потребности в самовыражении – высший уровень, по А. Маслоу – нужда в превращении потенции в действительность, достижении того, чего можно достичь. Эта потребность может осуществляться в разных вещах –написании поэмы, воспитании семьи или в чем-то подобном [39].

Согласно этому гуманитарному  подходу любое существо стремится  к своему расцвету, действуя в наибольшем соответствии со своими возможностями  и притязаниями; теория Маслоу обращает особое внимание на то, что высшие потребности  не могут проявляться, если более  примитивные не были удовлетворены [10].

Потребности человека формируются  в онтогенезе на основе врожденных предпосылок, создающих возможности  тех или иных взаимодействий с  миром, и необходимости в тех  или иных формах активной активности, определяемой биологической и социальной программой жизнедеятельности. Обязательным условием формирования потребностей в  той или иной деятельности является опыт этой деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и может  выступать как средство реализации [7, 403]. Рассмотрим это подробнее.

Теория мотивации Д. Макклелланда делает основной упор на потребности  высших уровней. Д. Макклелланд считал, людям присущи три потребности: власть, успех и причастность [39].

Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные  и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы  и требуют к себе повышенного  внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей  с потребностью власти, поскольку  оно дает много возможностей проявить и реализовать ее [39].

Люди с потребностью власти – вовсе не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном, наиболее часто, употребляемом значении этих слов. Анализируя различные возможные способы удовлетворения потребности власти, Д. Макклелланд отмечает: «Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и специализированные формы для проявления своего воздействия».

По мнению Г.А. Тишкина, потребности  и желания понятия однопорядковые, но не тождественные.

Желания отличаются от потребности  легковесностью своего статуса в  душевном мире человека, они не всегда совпадают в необходимости устойчивого  функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере  иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или  быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества [31].

Есть желание быть раскрепощенным от норм морали и права, но это желание  противоречит потребности социальной сущности человека. Всякая потребность  побуждает человека на действия по ее реализации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных  жизненных сил человека в социально-значимых формах и опосредованиях.

Переход от потребности к  деятельности есть процесс овнешнения потребности, овнешнения субъекта деятельности, такое состояние, когда субъект  переходит из состояния бытия  в себя-бытия в бытие для  себя бытия.

Механизм этого перехода включает несколько моментов. Первый: выбор и мотивация предмета потребности. Мотивация – обоснование предмета для удовлетворения потребности. Например, вам надо приобрести летнее платье. Во-первых, платье должно быть не настолько длинным, чтобы быть привлекательным и не настолько коротким, чтобы быть респектабельным: во-вторых, расцветка платья должна гармонировать с цветом ваших волос, глаз, с цветом вашего лица; в-третьих, платье должно выпячивать выигрышные места вашего тела и скрывать невыигрышные (сутуловатость, очень короткие или узловатые ноги); в-четвертых, наличие в кошельке денег и др. Только после этого вы покупаете платье. Не допускайте немотивированных действий. Второе. При переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес, которые можно кратко обозначить как осознанную потребность. «Интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета», – писал Гельвеций [30].

Гегель подчеркивал несводимость интереса к грубой чувственности, к  естественной природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас  в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль». Интерес, по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерений, целей, он у него связан с хитростью мирового разума. Интерес связан с потребностями  опосредовано, через цель [30].

Марксизм выделяет в интересе объективный и субъективный аспект, рассматривая их в единстве. Объективным  в интересе является положение человека в обществе, его вхождение в  класс или социальную группу, его  имущественное состояние. У чистильщика  сапог не возникает интереса стать  президентом страны, у современного нувориша, киллера нет интереса выходить на демонстрации, митинги, голосовать за коммунистов на выборах. Нет такого интереса и у процветающего банкира  или коммерсанта. У молодой девушки  не может быть интереса выйти замуж  за престарелого мужчину, а если и  появится, то лишь с субъективным корыстным  мотивом.

Информация о работе Социальная работа с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию