Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:31, реферат
Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.
Введение
§ 1 Актуализация сферы культуры как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития
§ 2 Меры по решению проблем в сфере культуры
Заключение
Список литературы
Реферат
по дисциплине: Социальная политика
Социальная политика в сфере культуры
Омск - 2009
3
Содержание
Введение
§ 1 Актуализация сферы культуры как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития
§ 2 Меры по решению проблем в сфере культуры
Заключение
Список литературы
Культура — это система ценностей и социальных кодов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, призванная служить основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современном понимании - еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения.
Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.
В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать), реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, "модного" стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей. Поэтому особое значение приобретает взаимодействие культуры как процесса, формирующего "человеческий капитал" и нравственный ресурс социально-экономического развития государства.
Единое культурное и информационное пространство России, в этом контексте, понимается как смысловое, коммуникативно связанное общей системой духовных ценностей и государственных интересов, программно организованное пространство культурных и информационных событий, которые способствуют становлению гражданского общества и объединению народа.
Новое понимание конструктивной роли культуры в развитии России XXI века требуется и в контексте процессов глобализации. Связанные с ними социальные изменения сложны и неоднозначны. Эти изменения зачастую хаотичны и деструктивны, порождают напряженность и нестабильность в обществе. Поиск и самоопределение человека, выстраивание людьми новых систем ценностей в мире, охваченном глобальными потоками информации, становятся фундаментом для новых социально-культурных приоритетов.
Для современной России этот поиск особенно актуален. Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самобытности. Сохранение ее целостности и единства на основе культурного разнообразия — важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать.
В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включать в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.
Переходный период, как правило, обусловливает смену культурных приоритетов населения и формирует новую структуру его потребностей в этой сфере. Как правило, происходит диверсификация культурных потребностей и возможностей их удовлетворения, что приводит к утрате роли традиционных культурных учреждений.
Связанные с этим процессы ускоряются в условиях технического прогресса в сфере культуры.
Например, в 1990-е гг. в России число профессиональных театров увеличилось с 393 в 1991 г. до 547 в 2000 г., в то время как число посещений театров в расчете на 1000 жителей снизилось с 340 в 1991 г. до 188 в 1997 г., и лишь к 2000 г. несколько увеличилось (до 212). Фактически развалилась существовавшая в годы плановой экономики инфраструктура кинопроката: если в 1991 г. в стране было зафиксировано 1323 млн. посещений киносеансов, то в 2000 г. — всего 42 млн., или в 31,5 (!) раза меньше. Годовой тираж журналов и других периодических изданий снизился с 1877 млн. экземпляров в 1991 г. до 299 млн. экземпляров в 1995 г., а начавшаяся после этого повышательная тенденция не восстановила прежнюю величину тиражей (2000 г. — 607 млн. экземпляров). При этом, однако, в стране резко (в расчете на 100 домохозяйств — с 9 в 1994 г. до 48 в 2000 г.) увеличилось количество видеомагнитофонов и видеокамер, фактически заменивших "живое" посещение театров и киносеансов.
В рыночной экономике определенная часть культуры (так называемая масскультура) самостоятельно адаптируется к существующей экономической среде, являясь центром прибыли.
Под центрами прибыли будем понимать юридические лица, имеющие бюджет, в структуре доходов которого доля средств государственного бюджета (различных уровней бюджетной системы) меньше 50%.
Однако при этом остается значительная часть объектов культурной сферы, зависящая от государственного бюджета и не способная приносить прибыль в размерах, достаточных для своей самоокупаемости. В числе таких объектов — музеи, библиотеки, немузеефицированные памятники культуры. Поэтому основная задача государственной политики в области культуры заключается в обеспечении доступности для домохозяйств вне зависимости от их доходов основных услуг этой отрасли.
В этой связи ряд государственных культурных программ, а также региональных проектов по своим стратегическим целям должны выходить на межведомственный уровень и создаваться для активизации участия граждан в общественной жизни. Разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.
Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов развития сферы культуры. Такой подход, основанный на соответствующих положениях Конституции РФ, гарантирующих свободу мысли и слова, всех видов творчества, а также массовой информации, обеспечивающих право каждого на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, в дальнейшем развитый в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ и конкретизированный в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, позволяет определить следующие основные направления и приоритеты государственной политики в сфере культуры:
1. Актуализация культуры как фундаментального ресурса духовного здоровья народа, социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности, реализуемого в конструктивном сотрудничестве всех ветвей власти и гражданского общества.
2. Сохранение и укрепление единого культурного и информационного пространства России.
3. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России, поддержка и распространение лучших отечественных традиций и достижений.
4. Совершенствование отечественных систем просветительства и художественного образования, сохраняющих преемственность с получившими мировое признание духовно-нравственными ценностями и традициями.
5. Разработка современных механизмов администрирования и бюджетирования в сфере культуры и массовых коммуникаций, отвечающих потребностям социально-экономического развития государства и общества.
6. Создание правового поля сферы культуры и массовых коммуникаций и условий для обеспечения свободы слова, творчества, преподавания, участия в культурной жизни, пользования учреждениями культуры и доступа к культурным ценностям.
7. Интеграция в мировой культурный и информационный процесс, укрепление позитивного образа России.
Ресурсы культуры в формировании позитивного имиджа Росии, прямо и косвенно способствующие росту конкурентоспособности страны на трех внутренних и глобальных рынках — рынке инвестиций, рынке труда, рынке туристических услуг, — используются недостаточно.
Задача культурной политики в данной сфере — целенаправленное воздействие на каждый из этих рынков.
Создание позитивного образа способствует улучшению делового климата и повышению инвестиционной привлекательности. На это направлена политика развития делового туризма (проведение разнообразных конференций, выставок и ярмарок). Он должен иметь яркую культурную составляющую, подчеркивающую наличие богатого культурного наследия и активную современную культурную жизнь. Но главное — это позитивный образ России внутри России.
Важная задача государственной политики — остановить наблюдающийся сейчас процесс "утечки мозгов" (из регионов в столицы и из России за рубеж) и исключить однонаправленность миграционных потоков, стимулируя развитие социокультурной среды, привлекательной для отечественных и зарубежных специалистов, творческих профессионалов и интеллектуальной элиты.
Культурный капитал России — один из самых мощных во всем мире — слабо представлен в мировом пространстве туристского рынка. Развитию туристского бизнеса в России препятствует не только отсутствие современной базовой инфраструктуры (гостиничного и транспортного комплекса, сферы общественного питания и др.), но и слабое рекламное продвижение образа России как безопасного и привлекательного места отдыха. Современный туристический рынок приобретает глобальные очертания, и конкуренция на нем постоянно растет. Для обеспечения конкурентоспособности нашей страны на этом рынке должна быть реализована скоординированная программа формирования ее благоприятного имиджа в глазах зарубежных туристов и туристических агентств.
Включение культурного наследия и культурных ценностей в новый социокультурный контекст, привлечение их в качестве основополагающих ресурсов развития туристской деятельности позволит России перенести центр тяжести в культурной политике на поиск взаимовыгодных форм межкультурного сотрудничества, активно вовлекать в процессы межкультурных коммуникаций всех членов общества, овладевающих в этом процессе новыми культурными ценностями.
Национальные интересы России сегодня во многом увязываются с мировыми экономическими процессами, в которых отчетливо проявляется новое понимание социального и культурного потенциала. Значение собственно культурной составляющей социально-экономического развития существенно возрастает, и государственная политика в сфере культуры становится не ведомственной, а общенациональной.
Экономика и культура являются относительно автономными, самоорганизующимися, сопряженными и взаимовлияющими составляющими сложной системы, сформированной в общем для них информационно-коммуникативном пространстве государства. Для России, осуществляющей экономические и социальные реформы, государство, являющееся основным институтом ее общественного развития, призвано создавать условия для взаимодействия культуры, экономики и общества, развивать и поддерживать их взаимоусиливающую коммуникацию. В таком подходе по-новому понимается субъект управления развитием культуры в контексте триады "экономика — культура — государство". Основное внимание уделяется формированию личностных качеств, наращиванию человеческого потенциала, росту творческой самоорганизации. В рамках основанной на этой модели политики в области культуры главное внимание уделяется как стимулированию потребления культурных услуг и продуктов, так и стимулированию творческой личностной деятельности, культурного разнообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни. Предпосылкой такой вовлеченности является духовная природа человека и приоритет духовных ценностей в обществе. Только в этом качестве можно осмыслить культуру как средство общественного развития, понять, почему и как инвестиции в культуру, в ее развитие способствуют социальному и экономическому процветанию, почему любые вложения в культуру обязательно имеют неизбежный социально-экономический эффект.
Такой подход, положенный в основу государственной политики, стимулирует формирование гражданского общества, развитие социального сотрудничества и дальнейших возможностей местного самоуправления. Поэтому "сверхзадачей" культурной политики выступает расширение реальных возможностей культурных инвестиций в качестве средства достижения целей в разных областях социально-экономической сферы, науке, здравоохранении и образовании. Такими результатами могут быть создание новых рабочих мест, рост творческого потенциала общества, возрастание социального капитала, повышение инвестиционной привлекательности и т.д.