Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:31, реферат
Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.
Введение
§ 1 Актуализация сферы культуры как важнейшего элемента стратегии социально-экономического развития
§ 2 Меры по решению проблем в сфере культуры
Заключение
Список литературы
Переосмысление роли культуры в жизни общества неизбежно влечет за собой необходимость реформирования управления в сфере культуры.
Поддержка культуры должна являться одним из приоритетных направлений государственной политики. Главной целью в сфере культуры являться сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия страны, сохранение единого культурного пространства страны, обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения.
Для реализации данной цели предусматривается, при сохранении гарантированной поддержки государством развития культуры, продолжать реформирование организационно-хозяйственного механизма отрасли.
Должна быть продолжена работа по созданию общероссийских систем мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранности предметов музейного, архивного, библиотечного фондов и кинофонда, эффективности работы учреждений культуры.
Особое внимание нужно уделять вопросам восстановления, реставрации памятников истории и культуры, исторических комплексов, заповедных территорий, фондов музеев, архивов и библиотек Российской Федерации.
Кроме того, необходимо разработать меры, способствующие:
1. эффективному использованию недвижимого имущества, находящегося в собственности организаций культуры и искусства федерального значения;
2. совершенствование контрактной системы найма и оплаты творческих работников учреждений культуры и искусства;
3. обеспечению прозрачности финансовых потоков в некоммерческой сфере культуры, включая обязательность публикации органами управления, государственными и муниципальными организациями культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств и проведении конкурсов;
4. изменению системы финансирования культуры, в том числе путем расширения привлечения внебюджетных средств и переходом от сметного финансирования к целевым субсидиям;
5. оптимизации сети бюджетных организаций и учреждений культуры и искусства.
6. стимулирование в случае необходимости развития культуры через механизмы налоговых льгот юридическим и физическим лицам, инвестирующим свои средства в эту отрасль;
7. налоговое поощрение благотворительности в области культуры;
8. предоставление льгот (дотирование) потребления основных услуг культуры малодоходными домохозяйствами
В среднесрочной перспективе необходимо осуществить переход к программно-целевому финансированию организаций культуры. Бюджетное финансирование, где это возможно и целесообразно, по возможности, необходимо заменять внебюджетным. Для этого требуется создать условия для привлечения в сферу культуры и искусства дополнительных ресурсов из негосударственного сектора, а также развития меценатства и спонсорства. Продолжить создание попечительских советов в ведущих организациях культуры и искусства.
В среднесрочной перспективе необходимо продолжить работу по изменению организационно-правовых форм организаций культуры. Активизируется работа по преобразованию унитарных предприятий в акционерные общества, а также по сокращению присутствия государства в данной сфере.
Необходимо спланировать создание более благоприятных экономических и правовых условий для развития в сфере культуры и искусства частных, в особенности некоммерческих организаций.
Современное состояние российского общества позволяет выстраивать государственную культурную политику на новых демократических принципах. Это предполагает развитие связей между центром и регионами, расширение межрегионального взаимодействия, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование культурного разнообразия в российских регионах, доступности и участия граждан в культурной жизни.
Практически реформирование всей системы управления в сфере культуры в стране началось. Проведено разграничение полномочий и ответственности за развитие культуры между Федерацией, регионами и органами местного самоуправления. Началась реализация продуктивной идеи многообразия организационно-правовых форм в сфере культуры, активно и заинтересованно обсуждаются проекты законов "Об автономных учреждениях" и "О государственных (муниципальных) некоммерческих организациях". Итоги обсуждений должны помочь улучшить редакцию этих законов, предотвратить возможные негативные последствия (в частности, резкое сокращение и перепрофилирование учреждений культуры), избежать принципиальных изменений качественных характеристик сферы культуры.
Новый подход к политике в сфере культуры и массовых коммуникаций включает конструктивное взаимодействие государства и общества в ее разработке и реализации. Без опоры на общественные силы, на жизненный и творческий опыт ученых, деятелей культуры, мастеров искусств, обладающих нравственным авторитетом и высокой профессиональной компетентностью, умеющих встать над клановыми и групповыми интересами, — без этого процесс создания единого культурного и информационного пространства России немыслим и невозможен. Формы такого взаимодействия государства и общества могут быть различными. В Министерстве успешно действуют: Координационный совет, объединяющий руководителей сферы культуры регионов, Экспертный совет по государственной политике, Экспертный совет по государственно-частному партнерству, Экспертный совет по СМИ и целый ряд других консультативных структур. Становится актуальным создание общественных, попечительских и наблюдательных советов при государственных учреждениях культуры и средствах массовой информации.
1. Востряков Л.Е. Рыночные реформы и региональные администраторы сферы культуры: социальный профиль // Общественные науки и современность. - 2004. - № 4.
2. Драгичевич-Шешич, М., Стойкович, Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск, 2000. – 283 с.
3. Карпухин О.И. Культурная политика. М., 1996. – 356 с.
4. Смирнов С.Н.,Сидорин Т.Ю. Социальная политика. – М., 2004. – 432 с.
5. Фельдман А.З. Правовое регулирование культуры. СПб, 2001.- 192 с.
6. http://pravo.roskultura.ru/
7. http://www.rags.ru/akadem/all/
8. http://www.government.ru/
9. http://www.ecsocman.edu.ru/
10. http://society.polbu.ru/
11. http://www.cpolicy.ru/
3