Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:17, реферат
Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, то есть через культуру.
В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества.
Введение ……………………………………………………………………….… 3
1. Междисциплинарный подход к пониманию понятия «социализация» …..4
2. Стадии, виды, агенты социализации. Понятие «интериоризации» ...……... 9
3. Операциональные характеристики социализации ……………………….. 13
Заключение ……………………………………………………………………... 17
Список литературы …………………………………………………………….. 18
Рассмотрим эмпирическую операционализацию социализации на примере исследования посвященному проблемам профессионального пути, потребностей интересов школьников.
Показатели | Индикаторы |
1. Итерес к школе как |
- Мотивы пребывания в школе и выбора школы (вопросы 6-16) - мотивы поступления в школу(17) - оценка эффективности пребывания в школе (18) - выраженность интереса к школе (19) - выраженность интереса к предметам (20). |
2. Установки на самообучение в системе школьного образования. | - готовность
усердно заниматься
- наименьшее напряжение сил и трата времени - интересы вне школы - несистематическое выполнение заданий - предпочтение однотипных заданий - возникновение
трудностей при выполнении |
3.
Внешкольная работа и |
- возможность
посещения кружков (28)
- способы проведения свободного времени (36-60) - избирательность молодежных клубов (61) |
4.
Анализ взаимоотношений в |
- оценка значимости
целей общения с друзьями (63-67)
- оценка взаимоотношений с друзьями и родителями - оценка отношения родителей к личности - оценка
материального положения |
Резюмируя рассмотрение понятий и понимания процесса социализации с точки зрения философии, психологии и социологии можно сделать вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
На основе этого усвоения норм, ценностей, образцов поведения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.
Основную роль в процессе социализации играют агенты социализации или институты, если говорить о вторичной социализации. Именно на них ложится ответственность по воспитанию нового члена общества или перевоспитанию уже оформившейся личности ради ее вхождения в новую социальную роль.
Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать ресоциализацию и десоциализацию как наиболее распространенные. Ведь большую часть жизни человек проводит в осознанном, взрослом состоянии, в котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей степени принадлежат две вышеназванные стороны этого социального процесса.
В сегодняшней Украине этот значимый для общества процесс проходит довольно трудно. Из-за постоянных сбоев в финансировании институты социализации, которые участвуют в становлении личности детей, не полностью справляются со своей задачей. Поэтому нынешнее общество начинает терять свои корни, так необходимые для полного становления личности.
Список изученной
литературы:
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н.Аберкромби, Б.С.Тернер, С. Хилл. - М.: Экономика, 2004.- 420 С.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 С.
3. Победа Н.А. Социология культуры.- О.: Астропринт, 1997.- 223С.
4. Серый Е.В. Социология. - К.: Атика, 2004.- 464С.
5. Социализация
личности //http://www.ussr.to/All/
6. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В. Осипова. М., 2005. С.216
7. Яшина
М.Н. Социализация личности как процесс
// http://tik.spbguki.ru /scientfic/yashina_book_02