Социализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:17, реферат

Краткое описание

Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, то есть через культуру.
В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….… 3
1. Междисциплинарный подход к пониманию понятия «социализация» …..4
2. Стадии, виды, агенты социализации. Понятие «интериоризации» ...……... 9
3. Операциональные характеристики социализации ……………………….. 13
Заключение ……………………………………………………………………... 17
Список литературы …………………………………………………………….. 18

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

      Рассмотрим  эмпирическую операционализацию социализации на примере исследования посвященному проблемам профессионального пути, потребностей интересов школьников.

Показатели Индикаторы
 
1. Итерес к школе как социальному  институту.
 
- Мотивы пребывания в школе и выбора школы (вопросы 6-16)

- мотивы  поступления в школу(17)

- оценка эффективности пребывания в школе (18)

- выраженность  интереса к школе (19)

- выраженность  интереса к предметам (20).

2. Установки на самообучение в  системе школьного образования. - готовность  усердно заниматься 

- наименьшее  напряжение сил и трата времени

- интересы  вне школы

- несистематическое  выполнение заданий

- предпочтение  однотипных заданий

- возникновение  трудностей при выполнении заданий  (21-27)

3. Внешкольная работа и свободное  время как факторы социализации.  - возможность  посещения кружков (28)

- способы  проведения свободного времени  (36-60)

- избирательность  молодежных клубов (61)

4. Анализ взаимоотношений в институте  семьи. - оценка значимости  целей общения с друзьями (63-67)

- оценка  взаимоотношений с друзьями и  родителями 

- оценка  отношения родителей к личности

- оценка  материального положения родителей  (115)

Заключение

    Резюмируя рассмотрение понятий и понимания  процесса социализации с точки зрения философии, психологии  и социологии можно сделать вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как «совокупность всех социальных процессов, посредством которых индивид усваивает систему значений, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

       На основе этого усвоения норм, ценностей, образцов поведения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.

   Основную роль в процессе социализации играют агенты социализации или институты, если говорить о вторичной социализации. Именно на них ложится ответственность по воспитанию нового члена общества или перевоспитанию уже оформившейся личности ради ее вхождения в новую социальную роль.

   Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать ресоциализацию и десоциализацию как наиболее распространенные. Ведь большую часть жизни человек  проводит в осознанном, взрослом состоянии, в котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей степени принадлежат две вышеназванные стороны этого социального процесса.

   В сегодняшней Украине этот значимый для общества процесс проходит довольно трудно. Из-за постоянных сбоев в финансировании институты социализации, которые участвуют в становлении личности детей, не полностью справляются со своей задачей. Поэтому нынешнее общество начинает терять свои корни, так необходимые для полного становления личности.

 

     Список  изученной литературы: 

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н.Аберкромби, Б.С.Тернер, С. Хилл. - М.: Экономика, 2004.-  420 С.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 С.

3. Победа Н.А. Социология культуры.- О.: Астропринт, 1997.- 223С.

4. Серый Е.В. Социология. -  К.: Атика, 2004.- 464С.

5. Социализация личности //http://www.ussr.to/All/sphaera/Psy/soc.htm

6. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В. Осипова. М., 2005. С.216

7. Яшина М.Н. Социализация личности как процесс // http://tik.spbguki.ru /scientfic/yashina_book_02 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социализация