Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:17, реферат
Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, то есть через культуру.
В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества.
Введение ……………………………………………………………………….… 3
1. Междисциплинарный подход к пониманию понятия «социализация» …..4
2. Стадии, виды, агенты социализации. Понятие «интериоризации» ...……... 9
3. Операциональные характеристики социализации ……………………….. 13
Заключение ……………………………………………………………………... 17
Список литературы …………………………………………………………….. 18
Первичная и вторичная социализация
Процесс социализации делят на две большие группы: первичная, охватывающая период детства, и вторичная, занимающая более длительный временной промежуток времени и включающая также в себя зрелый и преклонный возраст, социализации, с которыми также связаны агенты и институты социализации.
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, так что агенты социализации здесь играют главнейшую роль. Плюс они выполняют гораздо больше ролей и функций, нежели агенты вторичной социализации. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Сверстники же равны ему. При этом разные социальные агенты как бы конкурируют друг с другом за право обладания преимущественного влияния на ребенка. Предположим, родители ребенка и его друзья, оказывают противоположное влияние на объект, при этом каждый дает ему неоценимые знания о том, как быть взрослым, или, наоборот, ребенком. То есть таким образом они облегчают ему переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.
Подразумевая конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты». Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Термин «первичная» в социологии относится ко всему, что составляет непосредственное ближайшее окружение человека. Родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, сверстники – все это агенты первичной социализации. Собственно, это не только ближайшая к человеку среда, но и важнейшая сфера для его формирования, особенно на ранних стадиях развития. В первичной социализации агенты социализации могут называться также институтом социализации, если говорить о них в общем виде. Например, институт семьи.
Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичным институтом социализации можно также называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок испытывает большое влияние агентов.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. И напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, СМИ, армией, церковью и т.д.
Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.
Вторичная социализация, как уже было сказано, охватывает в большей степени зрелость и старческий период. Период зрелости характеризуется большим, по сравнению с предыдущим периодом, количеством друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем, их число составляет семь человек, они подбираются по сходству вкусов, взглядов на мир, интересов и по географическому удобству общения. Деятельность в расцвете зрелости направлена на достижение поставленных жизненных целей, это не позволяет много времени уделять друзьям. Поддерживаются лишь самые прочные связи. С приходом старости и теми драматическими событиями, что сопровождают этот период, жизнь человека переворачивается. Теряются дружеские связи. Но социализация личности на этом не заканчивается, ведь этот процесс длится всю жизнь, хотя и несколько меняет свое направление по сравнению с предыдущими этапами. То есть детям в их большинстве свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены устанавливать себе приоритеты в сложных ситуациях, которые часто не совпадает с мнением их родителей или противоречит каким-то нормам. Как и в первичной социализации, во вторичной, или продолженной, есть свои агенты социализации. Первичные агенты социализации тоже играют здесь роль и могут также выступать как агенты вторичной. Агенты вторичной социализации – представители школы, университета, предприятия, армии и т.д., то есть все те, кто является представителем официальных структур и влияет на социальную деятельность человека. Термин «вторичная» обозначает тех, кто стоит во втором «эшелоне влияния», оказывает менее важное влияние, так как личность человека уже почти сформирована. И их воздействие обычно менее глубокое, чем у первичных. Вторичными в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. И именно они относятся к институтам социализации. Вторичные агенты выполняют одну или две функции и, в отличие от первичных, их влияние довольно ограниченно. Агенты не могут заменять друг друга, так как они выполняют различные функции и имеют узконаправленную специальность. Например, судья не может заменить бригадира или учителя [7, с.162-167].
Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим [1, с.170]. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов среди которых Дюркгейм, у которого интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским [6, с.70]. По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека. В отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, и др.) социализация понимается как процесс «активного усвоения и воспроизводства социального опыта и культуры, формирования индивидуальной системы нормативной регуляции структур психики» [6, с.70]. Социализация здесь тесно связана с понятием «интериоризация» — переносом во внутренний план социальных форм поведения в систему индивидуальных норм. Всякая высшая функция (произвольное восприятие, творческое мышление и т.п.) психики в своем развитии проходят две стадии, считал Л. С. Выготский. Первоначально, она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как внутренний процесс; это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. Социализация личности предполагает и встречный процесс — индивидуализацию социальной жизни. Индивидуализация как «бытие-у-самого-себя» В. И. Слободчиков предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей индивидуальности, для передачи собственного опыта, мировоззрения социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности. В современной психологии принимается такое понимание индивидуализации, при котором ее сущность заключается в деятельности, пытающейся раскрыть себя во всех направлениях и по собственной воле проявляющей себя в осуществлении, как частных, так и общих духовных интересов, в стремлении к той внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принципами, имеет собственные взгляды и в силу этого приобретает моральную самостоятельность. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей деятельностью, отрабатывая способности быть субъектом и личностью, развивая собственную субъектность и все основные личностные инстанции в целом.
3. Операциональные характеристики социализации.
На процесс социализации личности влияет большое количество факторов. Эти факторы условно можно объединить в три группы:
1. Макрофакторы - страна, этнос, общество, которые влияют на социализацию всех людей живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер так и опосредованный двумя последующими группами факторов).
2. Мезофакторы – условия социализации больших социальных групп, выделяемых по местности и виду поселения (город, село, поселок), по принадлежности к тем или иным субкультурам.
3. Микрофакторы – это непосредственное окружение человека (семья, группы сверстников, воспитательные, религиозные организации, различные общественные, государственные, частные организации, микросоциум). В частности такой важный фактор как семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье. Включение индивида в группу сверстников также влияет на социализацию личности. Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. В группе равных дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации. С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Социализация является и источником процесса индивидуализации и свободы. Исходя из вышесказанного необходимо отметить, что наибольшее влияние на человека оказывают микрофакторы.
Кроме того, немаловажную роль в процессе социализации играют такие факторы как:
1. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведения и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание, Интернет и т. д. влияют на социализацию индивида. Причем с течением времени роль СМИ все больше и больше возрастает. В некоторых случаях именно эти «неодушевленные» факторы влияют больше чем например, семья и сверстники.
2. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации.
Сравнительный анализ институционального влияния на социализацию.
Прежде чем начать анализ, необходимо вспомнить об основных формах социализации – первичную и вторичную, поскольку они непосредственно связаны с институтами социализации. Решающую значение для судьбы и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. При первичной социализации нет никаких проблем с идентификации, поскольку нет выбора значимых других. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единство существующий и единственно мыслимый. Именно по этому мир, итрернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации
Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа и образование. Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных, или институционально обоснованных подмиров. Вторичная социализация есть приобретение специфического - ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.
Иными словами, в процессе первичной социализации человек приобретает базисный мир, и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться с конструктами этого мира. Т. Бергер и П. Лукман указывают, что на определенном этапе исторического развития первичная социализация была простым воспроизводством общества и это можно отождествить с марксовым простым воспроизводством. То есть все воспроизводимое в первом секторе, потреблялось вторым и обеспечивало его функционирование. Но в процессе общественного воспроизводства развивалась внешняя среда, которая резко изменилась, начиная с индустриальной эпохи [2, с.125-130] .
И
эта эпоха уже потребовала создания
социализированных институтов внесемейной
или вторичной, социализации дошкольного
образования, т.е. детских садов, куда можно
было отдавать детей, что бы высвободить
для производства рабочую силу профессионального
образования, что бы эту рабочую силу обучать
и т.п. Эти институты возникли, во-первых,
частью заменяя институты первичной социализации,
а, частью восполняя то, что семья уже в
принципе дать, не могла. Ведь если у человека
родители учителя, а он идет работать токарем,
научить его этому родители не в состоянии.
Появляется целая сфера деятельности,
связанная с разделением труда и необходимостью
освоения различных специализированных
функции - профессиональное образование,
которой стало нужно специально заниматься.
И там надо не только обучать, но и социализировать.
Поэтому можно сказать, что на этапе перехода
к зрелому индустриальному обществу возникает
и зрелая форма вторичной социализации.
Однако первичная при этом не исчезает.
Более того. Если посмотреть на нее исторически,
то роль семьи и ближайшего родственного
окружения постоянно меняется - в разных
странах, в разных ситуациях этих стран
и.т.п. это касается не только первичной
социализации, эволюционирует роль
и вторичной социализации. Например, главнейший
институт вторичной социализации - образование
в наше время тоже начинает терять свои
позиции и влияние в определенных аспектах.
Почему? Это связано с НТР, с возникновением
и установлением новых форм обмена информацией
и массовой коммуникации - СМИ, телевидение,
видео и т.п. их еще по привычке относят
к средствам вторичной социализации, но
на самом деле это не совсем так. Потому
что у них есть то, чем раньше была наделена
семья, но обделены формы вторичной социализации
возможность эмоционального воздействия,
а так же сегодня еще и близость, доступность,
обыденность. Плюс опора хотя нередко
подтасованная и иллюзорная на объективные
знания специалистов, широта и массовость
распространения, которые гарантируют
авторитет у социализируемой аудитории.
По прежним теоретическим прогнозам семья,
препятствующая слиянию индивидов в большие
общности, как того требовала глобализация
исторического развития человечества,
в эпоху индустриального общества должна
была отмереть. Однако еще ничего подобного
не произошло, во всяком случае, пока.