Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:17, реферат
Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, то есть через культуру.
В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Социология не рассматривает личность по всем со многообразий, т, е. как продукт природы, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества.
Введение ……………………………………………………………………….… 3
1. Междисциплинарный подход к пониманию понятия «социализация» …..4
2. Стадии, виды, агенты социализации. Понятие «интериоризации» ...……... 9
3. Операциональные характеристики социализации ……………………….. 13
Заключение ……………………………………………………………………... 17
Список литературы …………………………………………………………….. 18
План:
Введение ……………………………………………………………………….… 3
1. Междисциплинарный подход к пониманию понятия «социализация» …..4
2. Стадии, виды, агенты социализации. Понятие «интериоризации» ...……... 9
3. Операциональные характеристики социализации ……………………….. 13
Заключение ……………………………………………………………………... 17
Список литературы
……………………………………………………………..
18
Введение
Элементами любых социальных систем, как говорилось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, то есть через культуру.
В силу этого
человек оказывается
Понятием «индивид»
обычно обозначается человек как единичный
представитель той или иной социальной
общности. Понятие «личность» применяется
по отношению к каждому человеку, поскольку
он индивидуально выражает значимые черты
данного общества. Непременными характеристиками
личности являются самосознание, ценностные
ориентации и социальные отношения, относительная
самостоятельность по отношению к обществу
и ответственность за свои поступки, а
ее индивидуальность - это то специфическое,
что отличает одного человека от других,
включая как биологические, так и социальные
свойства, унаследованные или приобретенные.
1. Междисциплинарный подход к пониманию понятия «социализация».
Философия
Социализация - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен С. изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. В рамках философии проблема С. конституируется на стыке философии культуры и философии детства. С. как философская проблема имеет смысл только в контексте такого направления социальной философии, как социальный реализм, - в категориях историцизма не формулируется. Традиция философского осмысления феномена С. заложены основоположником социальной психологии Тардом; активно развивалась классическим психоанализом (Фрейд), интеракционизмом; марксизмом (Выготский, Леонтьев), структурно-функциональным анализом (Парсонс); современные исследования проблематики С. представлены, прежде всего, символическим интеракционизмом (чикагская и айовская школы), направлением "психодрамы" и др. Процесс С. может быть понят как подключение человека к культуре как таковой (С. биологического организма) и - одновременно - как подключение к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохтонной, родной.
Педагогика
Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: "социализация" - это "очеловечивание" под влиянием воспитания, это "воздействие поколения взрослых на поколение молодых"
(Э. Дюргейм). При этом для индивида воспитание выступает как давление, принуждение, навязывание чужих идей. По Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.
Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду .
Психология
Социализация (в психологии развития) [лат. sociālis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания — целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом С.
Понятие С. было введено в психологию в 40—50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в "гуманистической психологии" — как самоактуализация Я. Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема С. разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения.
Социология
Большой вклад в развитии и изучении социализации внесли Томас Лукман и Питер Бергер, которые являются авторами социального конструктивизма — направления социологии знания, разработанного американскими социологами Питером Бергером и Томасом Лукманом. С точки зрения данного подхода социализация – это освоение базисного и специализированных запасов знания, накопленных в обществе, овладение способами интерпретации реальности и типичными ролями [2, с.45] .
В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.
Под
социализацией понимается процесс
вхождения индивида в социум, что
порождает изменения в
Ресоциализация и десоциализация
Социализация проходит через этапы. И практически во всех классификациях этапы совпадают с жизненными циклами, которые знаменуют важнейшие фазы в биографии человека и вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я». Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, прежних контактов, в общем, с изменением привычного образа жизни и вступлением в новую главу жизни. Хотя принцип, по которому развитие человека идет вверх по лестнице и строится на основании прежде усвоенных знаний и ценностей, является незыблемым, свойства личности не могут быть вечными. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, человек учится чему-то новому, возможно, меняет свои взгляды на некоторые вещи, ему приходится переобучаться.
Этот процесс в социологии распался на два этапа: десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения – и ресоциализация – этап обучения новым ценностям, ролям правилам взамен старым, следующий за десоциализацией. Эти два процесса – две стороны одного, а именно, взрослой, продолженной социализации.
Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков речи до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.
Иногда
человек впадает в такие
Позитивная _ресоциализация может быть столь же глубокой, как и десоциализация. Когда, например, человек эмигрирует в другую развитую страну, он попадает в столь же разнообразную и богатую культуру. Отвыкание от старых норм и традиций, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Даже уход в монастырь, предполагающий не менее радикальные перемены в жизни, не ведет за собой духовного обнищания. Из вышесказанного можно сделать вывод: десоциализация и _ресоциализация – это два крыла нормальной социализации. Вторая говорит о разобучении в нормальных условиях, тогда как первая – о переобучении в экстремальных. И та, и другая социализации могут быть глубокими, то есть вызывать деградацию личности, и поверхностными, и сопровождать нормальные жизненные циклы человека.
Социология культуры
Социология практически включает все проблемы социологии, рассматриваемые философией, историей, этнографией, психологией и социальной психологией. Но ее преимущественным углом зрения является оценка роли социальных институтов, влияющих на адаптацию социальных групп к условиям жизни, а в рамках социологии культуры – присвоение норм через социальное взаимодействие и формирование разного рода активности: познавательной, художественной, нравственно-этической, экономической, политической и др.
Итак, под
социализацией понимают весь многогранный
процесс очеловечивания человека, включающий
в себя как биологические предпосылки,
так и непосредственно само вхождение
индивида в социальную среду и предполагающее:
социальное познание, социальное общение,
овладение навыками практической деятельности,
включая как предметный мир вещей, так
и всю совокупность социальных функций,
ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.;
активное переустройство окружающего
(природного и социального) мира; изменение
и качественное преобразование самого
человека, его всестороннее и гармоничное
развитие [3, с.64-65].
2. Стадии, виды, агенты социализации. Понятие «интериоризации».
В науке сложились и продолжают существовать несколько концепций развития личности в процессе социализации. Большинство из них берут за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение. Разделим их условно на универсальные, охватывающий весь жизненный цикл личности, и частные, охватывающие первичную социализацию личности.
Большинство концепций, в которых определяются основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.
Так, по мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько стадий, связанных с формированием Я: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы); игровую стадию (проигрывание ролей); стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).
В концепции З. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и прежде всего сексуальными влечениями. Поэтому в основе социального конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий и ограничениями, которые устанавливаются родителями и другими людьми, а также собственным суперэго. В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни через рот от приема пищи и пр.), анальная (ребенок учится ходить на горшок); фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений); генитальная (на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости) [6, с.25] . В отечественной литературе известны попытки выделения основных стадий социализации в зависимости от возраста и отношения к труду. Г. М. Андреева вслед. за другими учеными предлагает различать дотрудовую стадию, включающую в свою очередь раннюю социализацию и этап обучения, трудовую и послетрудовую стадии.