Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 00:29, реферат
Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Мы уже сказали, что социализация – это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.
Социализация.
Социализация
– такой процесс, который не поддается
искусственному управлению либо манипулированию.
К 14 годам из талантливого ребенка
можно сделать вундеркинда, знающего
в совершенстве тот или иной предмет.
Примеров ускоренного обучения множество,
но не существует примеров ускоренной
социализации. Мы уже сказали, что
социализация – это растянутый на
всю жизнь процесс обучения своему
социальному месту. Социализация должна
начинаться в детстве, когда примерно
на 70% формируется человеческая личность.
Стоит запоздать, как начнутся необратимые
процессы. В детстве закладывается
фундамент социализации, и в то
же время это самый незащищенный
ее этап. Широко известны случаи, когда
человеческих детенышей воспитывали
звери. Большую часть этих «детей-волков»
или «детей-газелей», обнаруженных
в Вест-Индии, а также 5-летнего
маленького Тарзана, перелетавшего
с ветки на ветку в лесах
Сольвадора, удалось перевоспитать.
По-видимому, в процессе социализации
имеются некие оптимальные
Первичная социализация. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Однако первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений.
|
Вторичная социализация. Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.
|
Когда заканчивается первичная социализация и начинается вторичная? А.И. Кравченко предлагает следующее правило. Обретение политической (паспорт, право голосовать), экономической (устройство на работу), и социальной (создание собственной семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации.
Социализация — это процесс двусторонний. С одной стороны, происходит усвоение индивидом уже накопленного социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. С другой стороны, благодаря активной деятельности индивида, развивается процесс ретрансляции системы социальных связей. Таким образом, личность в процессе социализации не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные установки, ценностные ориентации, социальные навыки. Этот и есть свидетельство того, что человек не просто пассивно принимает, то, что ему предлагает общество
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
|
Поскольку социализация разделается на два периода, постольку и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, церкви, государства, СМИ и т.п. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, а их воздействие, как правило, менее глубоко, чем у первичных агентов социализации.
Ш Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций. Например, отец по отношению к своему ребенку играет роли – опекун, администратор, воспитатель, друг, учитель. Агенты вторичной социализации выполняют одну-две функции.
Ш Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковые роли и имеют равный статус. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направления.
Каждая социальная группа может дать в процессе социализации только то, чему они обучены или социализированы сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости. От детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.
Ш Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы
Безусловно,
рождение не обеспечивает автоматического
включения человека в деятельность
общества. Но при этом, как решительно
настаивал классик
Можно сделать
вывод: личность – это всегда человек.
Но не каждый человек является личностью.
Человек рождается с
Индивид, личность, индивидуальность.
|
Специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека в содержание этого понятия не входят.
|
Как отмечал С. Л. Рубинштейн, "именно то, что особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности".
Понятие личности применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Говоря иначе, личность, — определял академик Г. Л. Смирнов, — это "индивидуальное бытие исторически-конкретных общественных отношений".
Главное в личности — социальное качество. Личностным проявлением социальных качеств индивида выступает осуществляемая им социальная деятельность.
|
Индивидуальность - это, — по определению социолога И. С. Кона, — "включая как природные, так и социальные, как телесные (соматические), так и психические, как унаследованные, так и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства".
Общество
развивается через посредство практической
реализации индивидуальных качеств
личностей. Если бы личности не обладали
этими качествами, то общество оказалось
бы в состоянии вечного застоя.
Более того, чтобы стать личностью,
индивид должен обрести индивидуальность.
"В ходе онтогенетического развития
и жизненного пути человека, — писал
психолог Б. Г. Ананьев, — происходит
прогрессирующая
В течение какого времени происходит социализация?
По этому вопросу точки зрения ученых расходятся. Одни считают, что социализация продолжается всю жизнь. Освоение социальных ролей и культурных норм начинается в младенчестве, проходит ряд этапов, включая обучение, изменение взглядов, привычек, вкусов, и заканчивается в глубокой старости. (А.И.Кравченко). Другие рассматривают социализацию как процесс социального взросления, он завершается тогда, когда молодой человек осваивает основные роли полноправного члена общества. Постижение появляющихся в обществе новых норм и ролей — это социальная адаптация, она сопровождает человека всю жизнь.(В.Н.Турченко)
Социализация
проходит этапы, совпадающие с так
называемыми жизненными циклами
человека. Они знаменуют важнейшие
вехи в биографии человека, которые
вполне могут служить качественными
этапами становления
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.
|
За десоциализацией следует новый этап.
|
Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно вторичной, или продолженной социализации.
Воспитание.
К
социальным факторам
развития личности относится
воспитание. Достижения
современной науки
свидетельствуют
о том, что только
в социальной среде
происходит действенная
выработка программ
социального поведения
человека, формируется
человек как личность.
Понятие «воспитание» -
одно из ведущих в педагогике.
Оно употребляется в
широком и узком смысле:
Воспитание в широком
смысле – это общественное
явление, воздействие
общества на личность.
В данном случае воспитание
практически отождествляется
с социализацией; представляет
собой целенаправленный
процесс формирования
интеллекта, физических
и духовных сил личности,
подготовки ее к жизни,
активному участию в
трудовой деятельности
Воспитание в узком
смысле - это специально
организованная, целенаправленная
деятельность педагогов
и воспитанников по
реализации целей образования
в условиях педагогического
процесса. Деятельность
педагогов в этом случае
называется воспитательной
работой; систематическое
и целенаправленное
воздействие воспитателя
на воспитуемых с целью
формирования у них
желаемого отношения
к людям и явлениям
Воспитание
Среди ученых и мыслителей
существует 2 точки зрения
по вопросу воспитания: