Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 00:29, реферат
Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Мы уже сказали, что социализация – это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.
Сторонники
1 позиции считают,
что спонтанно
проходящие процессы
развития личности не
достаточны и необходимо
с помощью интенсивных
педагогических влияний
их ускорять .
Сторонники 2 позиции
выступают за оберегание
детства ребенка, а не
за искусственное ускорение
его развития, т.е. они
стоят на том, что необходимо
дать возможность созреть
задатка ребенка, определяющих
его индивидуальность.
Ведущим фактором влияния
воспитания на личность
является его целенаправленный
характер, он систематичен
и осуществляется на
большом культурном
материале. Целенаправленное
управление процессом
развития личности обеспечивает
специально организованная
воспитательная работа,
которая осуществляется
в образовательных учреждениях,
подготовленными людьми
– педагогами. Как указывал
Л.С. Выготский, "учитель
с научной точки зрения -
только организатор
социальной воспитательной
среды, регулятор и контролер
ее взаимодействия с
каждым учеником".
Виды воспитания классифицируются
по разным основаниям:
Исторически
сформировавшаяся система
воспитания обеспечивает
присвоение детьми определенного
круга способностей,
нравственных норм и
духовных ориентиров,
соответствующих
требованиям конкретного
общества.
Формирование человека
как личности требует
от самого общества
постоянного и сознательно
организуемого совершенствования
системы общественного
воспитания, преодоления
застойных, традиционных,
стихийно сложившихся
форм. Такая практика
немыслима без опоры
на психологическое
и педагогическое знание
закономерностей развития
ребенка, ибо без нее
существует опасность
возникновения манипулятивного
воздействия на процесс
формирования личности.
Методологич подходы
к воспитанию: аксиологический
(Гершунский), системный,
деятельностный, культурологический (Дистервег
- о културосообразности
- нужно принимать во
внимание усл места
и времени, в кот родился
чел или живет, всю соврем
культуру, культ страны),
антропологический
(комплексн знание разл
наук о человеке) – личностно-целостный
подход, гуманистический
(гуманизация воспит
сис с учетом признания
приорит ценностей личности
учителя и ученика, гармонизация
их интересов и взаимоотнош).
ТИПЫ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Гиперсоциальное
воспитание, или “правильные
родители”.
Гиперсоциальный
тип воспитания в семье не вызывает у окружающих
недоумения, напротив, всячески поддерживается
и одобряется. Соседи, воспитатели, родственники
будут восхищаться хорошо воспитанным
ребенком: всегда поздоровается и не забудет
попрощаться, подаст стул и с готовностью
почитает стишок, никогда не будет докучать
криком и беготней, да и белые носочки,
надетые с утра, останутся такими же до
самого вечера. Лишь немногие оценив все
опытным глазом профессионала или же прислушавшись
к собственным чувствам, подумают: “Что-то
здесь не так, уж больно он “правильный”,
как будто не ребенок вовсе, а маленький
“старичок”.
Сделали ребенка таким родители, движимые
“благими намерениями” и знаниями, почерпнутыми
из многочисленных книг. Еще до рождения
ребенка был подготовлен “план” его развития,
в котором родители четко определили основные
“вехи”: “плавать раньше, чем ходить”,
ясли с полутора лет, кружки, секции те,
что попрестижнее, гимназия с иностранными
языками и желательно экстерном, институт…
План может быть разным, в зависимости
от того, что попадает в зону жизненных
ценностей родителей – спорт, бизнес,
политика, здоровый образ жизни.
Подобным образом поступают многие родители,
но немногие одержимы выполнением задуманного.
Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена
строгим правилам. Неукоснительно соблюдается
режим, дисциплина, много внимания уделяется
привитию норм поведения. Методы воспитания
не слишком разнообразные: контроль, поощрение,
наказание, но вот в рамках этого родители
бывают очень изобретательны. Чего только
стоят оценки за послушание, графики поведения,
баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование
проступков и требование публичного раскаяния.
Все это применяется не к отбившемуся
от рук подростку, а к маленькому еще ребенку,
который психологически не готов быть
“правильным”. Ребенок лишен права выбора,
и его собственные наклонности и желания
в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок
начинает понимать, что, для того, чтобы
быть любимым, надо быть послушным. В разряд
запрещенных попадают чувства злости,
обиды, страха. Да и радоваться можно только
в рамках дозволенного, не очень шумно
и придерживаясь норм поведения. Любовь
становится разменной монетой : скушал
кашу - любим, не скушал - не любим, и так
во всем.
Детский сад привлекает гиперсоциальных
родителей наличием все тех же правил
и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается
тщательно, предпочтение отдается тому,
где много дополнительных развивающих
занятий и детям почти некогда играть.
Та же схема повторяется, когда ребенок
дорастет до школы.
Последствия гиперсоциального воспитания
не всегда заканчиваются трагически. Но
люди, выросшие в подобных семьях, зачастую
испытывают проблемы в построении взаимоотношений,
общении. Их категоричность и наличие
твердых принципов, приемлемые в деловой
обстановке, не позволяют построить теплые
семейные отношения.
Взрослый мужчина обратился за помощью
к психологу по поводу того, что от него
ушла жена. Его речь пестрела словами “надо”,
“должна”, “необходимо”, “обязана”
и походила больше на перечисление лозунгов
или свод правил, чем на размышление человека,
у которого случилось несчастье. Жесткие
правила, усвоенные с детства, он без изменений
принес в свою семью и искренне считал,
что правила типа “ребенок в 9 часов должен
ложиться спать” или “жена обязана мыть
посуду сразу после приема пищи” не могут
подвергаться сомнению. Иногда стремление
к послушанию и покорности приводят к
тому, что взрослый человек продолжает
искать себе “родителей”- в семье, на
работе, среди друзей, отдавая предпочтение
принципиальным и авторитарным людям.
При этом он может жаловаться на жизнь
и даже пытаться что-то менять, но вместо
одного тирана-начальника он выберет другого,
ничем не лучше.
Причиной гиперсоциального типа воспитания,
помимо прародительской семьи, может быть
индивидуальная склонность к рационализации
и такие качества характера, как целеустремленность,
тщеславие, настойчивость, требовательность
и отвержение чувств, зависимость от мнения
окружающих.
Эгоцентричное
воспитание, или все
для ребенка.
Может ли
родительской любви быть слишком много?
Наверное, нет, но вот ее чрезмерные проявления
с одновременным игнорированием интересов
окружающих – суть эгоцентрического типа
воспитания. Ребенок воспринимается родителями
как сверхценность, смысл жизни, кумир,
которому подчинен весь уклад жизни семьи.
В семье для ребенка нет понятия режима,
дисциплины, слово “нельзя” произносится
крайне редко, да и то так неуверенно, что
ребенку ничего не стоит превратить его
в “можно”. Иногда родители предпринимают
попытки ввести какие-либо ограничения
или даже наказать ребенка, но очень скоро
чувство вины заставляет их пожалеть о
содеянном: “Ну, он же еще маленький и
не понимает, что нехорошо брать без разрешения
и портить чужие вещи, доставлять неудобство
окружающим своим криком, беготней, капризами”.
Окружающие – и дети, и взрослые, столкнувшись
с таким царьком, почему-то отказываются
играть роль подданных, и то, что дома вызывает
восторг, воспринимается в лучшем случае
равнодушно. Любые попытки кого-то со стороны
– родственников, знакомых, воспитателей
– дать понять, что такое воспитание ошибочно,
встречаются с недоумением: “Ведь мы же
любим своего ребенка и хотим, чтобы у
него было счастливое детство!” Они искренни
в своих желаниях, им действительно хорошо;
роль жертвующих всем ради ребенка родителей
они взяли на себя добровольно и рады ее
исполнять, какое бы безумство не придумало
их дитя.
Пятилетняя девочка, мечтавшая отпраздновать
Новый год, ждать положенного срока не
захотела, как ее не уговаривали, и пришлось
дедушке отправляться за елкой в ноябре,
а папа с мамой тем временем доставали
украшения, вешали гирлянды.
Любимой игрой другого выдумщика было
“спрятать” всех родителей в многочисленные
стенные шкафы, а потом искать. Семья развлекалась
этой игрой каждый вечер, а мальчику было
невдомек, что бабушка только что пришла
с работы, а у мамы болит голова.
В такой семье у ребенка обязательно выявят
какой-нибудь “талант” и будут развивать
его всеми силами. На это уйдет много времени,
денег. И, может быть, родители будут отказывать
себе в самом элементарном, с легкостью
покупая для ребенка все, что считают необходимым
для его развития.
Эгоцентрический тип воспитания трудно
представить в многодетной семье, В основном
это семьи, в которых растет один ребенок,
окруженный большим количеством взрослых.
Часто подобное отношение к ребенку привносится
бабушкой, когда появление внука или внучки
придает ее жизни новый смысл.
В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко
случаются стрессы и трагедии. Та ситуация,
с которой другие справляются быстрее,
может у этого человека вызвать депрессию
или нервный срыв. Детские иллюзии по поводу
того, что все тебя любят, оборачиваются
недоумением и разочарованием. Неприспособленность
к жизни может выражаться в абсолютном
неумении заботиться о себе, не говоря
уже об окружающих. Когда у таких людей
появляются дети, они могут повторить
в воспитании родительский сценарий или,
напротив, будут равнодушными, безучастными,
капризными, если воспримут малыша как
соперника. Единственная возможность
научиться гармонично жить с окружающими
– это усвоить элементарные уроки типа
“умей делиться”, “думай о ближнем”,
“радуйся от того, что доставил другому
радость”. Лучше, чтобы они были освоены
в детстве, чтобы безраздельная родительская
любовь не обернулась болью.
Тревожно-мнительное
воспитание, или любить -
значит бояться.
Ничто так
сильно не терзает душу родителей, как
страх за своего ребенка. Подобное состояние
часто встречается у родителей, дети которых
впервые идут в садик, в новую школу, едут
в лагерь или на дачу, ложатся в больницу
или просто уезжают погостить. Это естественная
тревога, обусловленная ситуацией, переживаниями
за ребенка, нарушением привычного образа
жизни. Почти все родители переживают
подобное, но со временем тревога проходит,
страх за ребенка исчезает или возникает
редко. Жизнь входит в свою колею. Но бывает
и по-другому. Страх за ребенка рождается
вместе с его появлением, а иногда даже
и раньше. Страх и любовь сливаются воедино,
тревожные мысли одолевают постоянно,
даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью
и благополучию малыша. С ребенка не спускают
глаз, даже когда он подрос и может обходиться
без этого. Обычные заболевания в таких
семьях вызывают панику. Очень часто такие
мамы обращаются к специалистам с вопросом:
“ А это нормально, с ним все в порядке?”
Пятилетнего ребенка обследовали в гастроцентре
по поводу плохого аппетита, со слов мамы,
которая высчитывала ежедневно количество
съеденных сыном калорий и соотношение
белков, жиров и углеводов. Мальчик выглядел
рослым, активным и вполне здоровым, хотя
мамина тревога отразилась на его психическом
состоянии.
Родители, которые воспринимают окружающий
мир, как враждебный и полный сложностей,
стремятся подготовить своего ребенка
к “тяготам жизни”. Его рано начинают
обучать чему- либо, досконально готовят
к поступлению в школу. Иногда в ожидании
предстоящих трудностей они не замечают,
что наносят вред ребенку сами уже сейчас.
Причиной тревожного типа воспитания
может быть прародительская семья, в которой
подобным образом воспитывали девочку
(чаще тревожность передается по женской
линии). В этом случае тревожная мать просто
переносит в свою семью методы воспитания,
взгляды, поведение, которое усвоила с
детства. Вероятно, что ее страхи связаны
не только с ребенком. Она, к примеру, может
бояться своего начальника, стихийных
бедствий, воров, заразных заболеваний…
В основе лежит страх смерти, который зародился
в детстве и не был нейтрализован оптимистическим
выходом.
К описанным вариантам поведения можно
отнести мнительность и подозрительность.
Не имея на то оснований, женщина не отпускает
своего ребенка на улицу, из-за того, что
его может украсть маньяк. Особенно тяжело
приходится ребенку, если под одной крышей
с семьей живет такая же тревожная бабушка.
Другая причина – трагедия в семье, смерть
близкого человека, несчастный случай.
Столкнувшись один раз с сильной болью,
человек всеми силами будет пытаться избежать
чего-то подобного, зачастую понимая неразумность
своего поведения, но не в силах его поменять.
Более тревожную в отношении своего ребенка
мать, чем Наталья, кажется, невозможно
представить. Она не спускает глаз со своей
дочери, они повсюду вместе. Шестилетняя
Кристина не ходит в детский сад. Несколько
раз в неделю мама водит ее на различные
кружки, но при этом никуда не отлучается,
ждет дочь под дверью или просит разрешения
педагогов присутствовать на занятии.
Во время прогулки Кристине очень многое
не позволяется. В список запретов включены
качели, горки, велосипед и различные игры
с бегом, лазаньем, прыжками. Обычно девочка
копается в песочнице с малышами или сидит
с мамой на скамейке. Мама очень тепло
одевает свою дочь: колготки и берет надеты
даже в теплую, солнечную погоду. А еще
Кристину часто водят в поликлинику. А
все дело в том, что много лет назад ребенок
попал в больницу, и ее несколько недель
спасали от перитонита. Все обошлось, девочка
этого случая даже не помнит, а вот на маму
он подействовал очень тяжело, и время
не стерло из памяти переживания.
Где заканчивается грань заботы и разумной
подстраховки и начинается перестраховка,
основанная на страхах и мнительности?
Ведь трагические случаи с детьми действительно
случаются, и многие родители обвиняют
себя в том, что относились ко всему слишком
беззаботно. Но, как показывает практика,
опекаемые дети тревожных родителей не
реже, а может быть, даже чаще своих сверстников
становятся жертвами несчастных случаев.
Обусловлено это тем, что чрезмерная родительская
опека делает их очень чувствительными
к любому воздействию. Мамины установки
на жизнь очень рано начинают приниматься
ребенком как истина: раз мама за него
боится, значит действительно должно что-то
произойти. У него тоже возникают свои
страхи: вампиров, страшных снов, взрослых
парней – все как у других детей, но протекать
они будут тяжело и с возрастом не исчезнут,
а приобретут новую форму.
В поведении такой ребенок проявляет робость
и подозрительность, неохотно идет на
контакт с новыми людьми. Страхи вытесняют
присущую детям любознательность, открытость.
Как крайний вариант – невротическое
состояние, которое переходит в невроз.
Навязчивые движения или мысли, нарушение
сна или ритуалы, которые появились в поведении
ребенка, - верный признак того, что надо
проанализировать все происходящее и
обратиться к психологу.
Но бывает и по-другому. Ребенок очень
рано начинает протестовать против попыток
родителей оградить его от чего-то и становится
упрямо-бесстрашным. Этот вариант еще
больше изматывает тревожных родителей,
и методы воспитания меняются: вместо
опеки появляется строгий контроль, вводится
жесткая система запретов, вслед за которой
идет наказание, начинается война “кто
кого”
Здесь описаны варианты тревожного типа
воспитания в их крайних проявлениях.
Подобное встречается не часто, но вот
склонность к такому отношению к ребенку
и соответственно поведению можно наблюдать
во многих семьях.
Воспитание
без любви.
Не любить
своего ребенка противоестественно. Любое
общество вне зависимости от моральных
принципов, вероисповедания, культуры
с осуждением относится к матерям-“кукушкам”,
к отцам, не признающим своих детей. Но
брошенные, нелюбимые дети все же есть,
а варианты родительского неприятия, именно
о нем пойдет речь, могут встречаться в
другом, менее выраженном виде.
Ребенок, который является для своих родителей
источником разочарования и раздражения,
даже внешне отличается от других детей.
Не найдя проявлений любви у близких, он
будет усиленно пытаться получить их от
других взрослых: заискивающий взгляд,
стремление угодить, понравиться, взять
взрослого за руку, залезть на колени.
Впрочем, бывает и по-другому. Малыш, с
рождения не знающий ласки и нежности,
напрочь отвергает что-то подобное со
стороны взрослых. Его отношение к миру
враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен.
Все описанное относится к крайним вариантам
проявления неприятия. Его можно наблюдать
в социально неблагополучных семьях со
стороны родителей, которые не читают
книг, подобных этой, и вообще не задумываются
о воспитании.
Между тем неприятие встречается и в обычных,
внешне благополучных семьях. Причины
самые разные: один из супругов против
появления ребенка или семья находится
на грани развода, материальные сложности,
беременность не планировалась… Малыш
появился на свет, и он уже нелюбим. Разочарование
в ребенке может наступить и позже. Например,
рождение девочки, когда все ждали мальчика,
физический дефект, “некрасивость” ребенка,
капризный, невротичный ребенок.
Иногда временно неприятие сменяется
приятием и даже обожанием. Родители тоже
меняются, “дозревают”, мудреют. Случайная
ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями
для матери могут затормозить родительские
чувства.
Но бывает и по-другому. Внешне заботливые,
“приличные” родители уделяют ребенку
и время, и силы, но вот только методы воспитания
вызывают недоумение. Постоянный контроль,
всевозможные наказания – от физических
до более тяжелых моральных, вслед за которыми
может наступить прощение, но никогда
нет раскаяния со стороны родителей. Им
кажется, что с этим ребенком по-другому
нельзя. Раздражение и досаду вызывает
его поведение, внешний вид, поступки,
привычки, черты характера. Ребенка называют
“непутевым”, “безруким”, “рохлей”,
“глупым”. Родители пытаются переделать
ребенка, подогнать его под свой стандарт,
который считают правильным.
К возможным причинам неприятия родителей
можно отнести трагедии их собственного
детства. Не все, выросшие в детских домах
или дети из неблагополучных семей становятся
такими родителями, но зачастую, неприятие
встречается именно у них. Не получи в
детстве так необходимой ребенку родительской
любви или получив ее в извращенной форме,
вырастая, они просто не в состоянии проявлять
и испытывать это чувство по отношению
к собственным детям.
Неприятие в семье может быть направлено
на одного из детей, того, кто, по мнению
родителей, проигрывает в сравнении с
братом или сестрой. К счастью, неприятие
редко бывает глобальным. Не любит ребенка
отец, но обожает и жалеет мать, или тепло
малышу подарит воспитательница, соседка,
дальняя родственница.
Последствия такого воспитания всегда
сказываются на характере, отношении к
жизни, поведении ребенка, а в последующем
– взрослого. Различного рода невротические
проявления и неврозы – показатель того,
что ребенка пытаются переделать, “ломают”
его природу и лишают любви. Неосознаваемые,
но очень сильные установки на жизнь, которые
формируются в детстве, не позволяют позже
создать полноценную семью: “Любовь –
это боль”, “Я не достоин любви”, “Мир
мне враждебен”. Степень тяжести последствий
зависит от степени неприятия и индивидуальных
особенностей ребенка.
Итак,
наиболее часто встречающиеся
ошибки воспитания в
семье.
Непонимание особенностей личности
ребенка, его характера. Например, мама-холерик
постоянно “давит” на сына-флегматика:
“копуша”, “иди быстрее”, “ну что же
ты, подойди к мальчику, познакомься”.
А ребенок просто не может выполнить материнских
требований, т.к. такое поведение не присуще
его характеру. Или родители считают ребенка
упрямым, а он просто пытается сохранить
чувство собственного достоинства, независимость.
Непринятие начинается с того,
что беременность нежеланная или произошла
“не вовремя”, либо ребенок родился “не
того” пола. Далее родители не принимают
особенности ребенка, его индивидуально
своеобразие: “Мой ребенок не такой, как
все, он не так говорит, не так двигается,
все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками
возится…”
Непринятие - одна из причин возникновения
у детей страхов, пониженного жизненного
тонуса. Как он проявляется? Это прежде
всего недостаточное грудное вскармливание
(раннее отлучение от груди), малыша рано
отдают в ясли без особых на то причин
или поручают уход за ним родственникам,
няне. В отношении с ребенком недостаточно
любви, ласки, нежности. Описывая своего
ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные
качества, но с трудом “ищет” положительные
черты. Часто не учитываются возрастные
особенности потребности (в 2 года ребенка
говорят: “Ты уже большой, перестань плакать”).
Отношения могут быть как попустительскими
(“безнадзорный” ребенок), так и очень
строгими, формальными.
Несоответствие требований и ожиданий
родителей возможностям ребенка: “Я ХОЧУ,
чтобы мой ребенок умел играть на фортепиано,
поэтому он ДОЛЖЕН поступить в музыкальную
школу”. Или: “Мы поступаем в школу с английским
уклоном, ведь я в свое время туда не попал”.
Негибкость выражается застреванием
на проблемах (“мой ребенок плохо говорит”),
трафаретностью требований, отсутствием
альтернатив в решениях, предвзятостью
суждений, навязыванием мнений. Часто
у родителей с “негибким” отношением
к ребенку плохо развито воображение,
они авторитарны, властны, эгоцентричны,
излишне принципиальны.
Непоследовательность в обращении с детьми.
Это переходы из одной крайности в другую
(от тотального контроля до попустительства),
бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение,
не доведение начатого дела до конца. Сюда
же относится несогласованность между
родителями, когда мать разрешает, а отец
это же запрещает; отец наказывает, а бабушка
тут же жалеет.
Аффективность проявляется избытком
раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства
или страха. Эмоции родителей выходят
из-под контроля и “выливаются” на ребенка.
(“Я понимаю, что не права, но не могу себя
сдержать, чтобы не повысить голос; потом
я переживаю, но все повторяется снова
и снова…”) Особенно склонны к такому
поведению родители с темпераментом холерика.
Чем больше мать настаивает, повышает
голос, тем более возбудимым, или, наоборот,
заторможенным становится ребенок.
Тревожность – это беспокойство,
доходящее до паники по любому поводу;
чрезмерная опека, подавление самостоятельности
ребенка, стремление оградить от всех
(часто воображаемых) опасностей и трудностей,
неуверенность в правильности своих действий,
но в тоже время потребность давать советы,
предостерегать. Такие родители редко
смеются, им явно не хватает оптимизма,
все время ждут чего-то плохого, у них занижена
самооценка. В такой семье ребенок, как
правило, единственный, у него были или
есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка
может стать навязчивым. Тревожность обычно
сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией.
Доминантность - требование безоговорочного
подчинения, категоричность суждений,
приказной тон, стремление подчинить ребенка,
навязывание готовых решений, мнений,
ограничение самостоятельности, использование
физических наказаний, принуждения, постоянный
контроль за ребенком, за его мыслями,
действиями. Родители с властными чертами
характера часто обвиняют детей в упрямстве,
непослушании. В семье возникают споры
по любому поводу (сон, еда, режим дня),
но они не приводят к порядку, а участники
конфликта устают, постоянно находятся
на грани нервного срыва.
Гиперсоциальность. Воспитание слишком
“правильное”. В отношениях не хватает
тепла, ласки, родители боятся “испортить”
ребенка, не проявляют любовь к нему открыто.
Ребенок страдает от нехватки поцелуев,
объятий. Простое поглаживание по головке
нужно заслужить примерным поведением.
Ребенку навязывается большое количество
правил, которые необходимо выполнять,
чтобы “соответствовать” ожиданиям родителей.
В семье не поддерживается выражение эмоций
(как положительных, так и отрицательных),
детский шум, веселье, жизнерадостность
и непосредственность. Родители не прощают
оплошности, не терпят недостатки и слабости
ребенка, стараясь их искоренить. К ребенку
относятся, как ко взрослому, требуя от
него поведения взрослого. Фразы “ты должен,
обязан”, “как тебе не стыдно” встречаются
очень часто. Жизнь ребенка спланирована
и расписана до мелочей уже с самого рождения.
Ребенка отдают в детский сад, чтобы он
привыкал выполнять правила, учился соблюдать
дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный
и строгий. Максимум дополнительных занятий.
Усиленный контроль за успеваемостью.
Недостаточная
отзывчивость
(нечуткость). Несвоевременный или недостаточный
отклик на просьбы, потребности, эмоции
ребенка. Подобное отношение сочетается
с неприятием ребенка, с принципиальностью
и гиперсоциальностью. Бывает, что родители
моментально реагируют на неудачи ребенка,
нарушения поведения, но “не замечают”
его успехов, не умеют вовремя похвалить,
поддержать.
Противоречивость в отношениях проявляется
сочетанием различных форм поведения:
Аффективность уживается с недостаточной
отзывчивостью; тревожность – с доминантностью;
завышенные требования - с родительской
беспомощностью.
Описанные выше ошибки воспитания являются
составляющими следующих типов воспитания:
* гиперсоциальное
воспитание;
* эгоцентрическое воспитание или все
для ребенка;
* воспитание без любви;
* тревожно-мнительное воспитание.
Традиции воспитания в разных странах.
На планете проживает огромное количество наций и народов, совершенно не похожих друг на друга. Традиции воспитания детей разных стран зависят от религиозных, идеологических, исторических и других факторов. Какие же традиции воспитания детей существуют у различных народов?
Немцы не торопятся заводить детей лет до тридцати, пока не добьются значительных успехов в карьере. Если же супружеская пара решились на этот ответственный шаг, значит, подойдут к нему они со всей серьезностью. Няню очень часто начинают подыскивать заранее, еще, когда ребенок не родился.
Традиционно все дети в Германии до трех лет сидят дома. Ребенка постарше начинают водить раз в неделю в «игровую группу» чтобы он набирался опыта общения со сверстниками, а затем устраивают в детский садик.
Француженки
очень рано отдают малышей в детский
сад. Они опасаются потерять свою
квалификацию на работе и считают, что
в детском коллективе ребята быстрее
развиваются. Во Франции ребенок
почти с рождения весь день проводит
сначала в яслях, потом в детском
саду, потом в школе. Французские
дети быстро взрослеют и становятся
самостоятельными. Они сами ходят
в школу, сами покупают в магазине
необходимые ученические
В Италии напротив принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В детский сад обращаются только если нет никого из родных. Большое значение в Италии придается постоянным семейным обедам и праздникам с большим количеством приглашенных родственников.
Великобритания славится своим строгим воспитанием. Детство маленького англичанина наполнено массой требований, которые направлены на формирование чисто английских традиционных привычек, взглядов и особенностей характера и поведения в обществе. С маленького возраста детей учат сдерживать проявление своих эмоций. Родители сдержано показывают свою любовь, но это совсем не означает, что они любят их меньше, чем представители других народов.
Американцы
обычно заводят двух или трех детей,
считая, что одному ребенку будет
трудно расти в мире взрослых. Американцы
всюду берут детей с собой,
часто дети приходят вместе с родителями
на вечеринки. Во многих общественных
заведениях предоставляются комнатки,
где можно переодеть и
Японскому ребенку до пяти лет позволено делать все. Его никогда не ругают за шалости, не бьют и всячески балуют. Начиная со средней школы отношение к детям становиться более жестким. Господствует четкая регламентация поведения и поощряется разделение детей по способностям и конкуренция среди сверстников.
В разных странах разные взгляды на воспитание подрастающего поколения. Чем экзотичнее страна, тем оригинальнее подход родителей. В Африке женщины прикрепляют детей к себе при помощи длинного отреза ткани и всюду носят с собой. Появление европейских колясок встречает бурный протест среди почитателей вековых традиций.
Процесс воспитания
детей разных стран во многом зависит
от культуры конкретного народа. В
исламских странах считается, что
необходимо самому быть правильным примером
для своего ребенка. Здесь особое
внимание уделяется не столько наказаниям,
сколько поощрению хороших
На нашей
планете нет стандартных
На западе дети плачут также часто, как и по всему миру, но дольше, чем в некоторых странах. Если заплачет американский ребенок, его возьмут на руки в среднем через минуту и успокоят, а если заплачет африканский малыш, на его плач откликнуться примерно через десять секунд и приложат к груди. В таких странах, как Бали грудных детей кормят по первому требованию без всякого расписания.
Западные руководства предлагают не укладывать детей спать днем, чтобы они утомились и легко уснули вечером. В других странах такую методику не поддерживают. В большинстве китайских и японских семей маленькие дети спят вместе с родителями. Считается, что так дети лучше спят и не страдают от кошмаров.
Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90 процентов умеют умываться, 75 процентов могут делать покупки, а 39 процентов умеют мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках.
Традициям
воспитания детей разных стран посвящено
огромное количество книг, но, ни одна
энциклопедия не даст ответ на вопрос:
как правильно воспитывать