Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:46, контрольная работа
Ныне практически не встречаются научные и педагогические разработки в различных областях управления, в которых не уделялось бы внимание системному анализу. При этом его вполне справедливо рассматривают как эффективный метод изучения объектов и процессов управления. Однако практически отсутствует анализ «точек» приложения системной аналитики к решению конкретных управленческих задач и ощущается дефицит технологических схем такого анализа. Системный анализ в управлении представляет ныне не развитую практику, а нарастающие ментальные декларации, не имеющие какого-либо серьезного технологического обеспечения.
Введение 3
1. Системные идеи в практической жизни общества 5
2. Основные разновидности системного анализа 15
3. Сущность и технологии аналитической деятельности 27
Заключение 43
Библиографический список 44
• В социальном управлении человек сталкивается с проблемами, которые требуют осмысленного разрешения. Однако разрешить их в автоматическом режиме довольно часто оказывается невозможно, поскольку они помимо типических черт характеризуются неповторимостью, диктующей неоднозначность.
• Усложнение социальных
систем приводит к росту их неустойчивости,
возникновению кризисных
• Социальная динамика неизбежно порождает огромные и противоречивые потоки информации, которые приходится перерабатывать при принятии управленческих решений. И здесь трудно обойтись без эффективных аналитических технологий — системы переработки и производства управленческой информации.
Таким образом, сложность и неоднозначность процессов, риск и стремление получить хороший результат, многообразие информации и отсутствие достоверного знания заставляют применять аналитическую деятельность.
Заметим, что термин “аналитические технологии” еще не закрепился в науке. Так, авторы толкового словаря “Социальные технологии” выделяют среди технологий социологических исследований аналитическое, которое отличается сложностью и глубиной проникновения в сущность явлений [15, с. 228], дают характеристику отдельных аналитических технологий, опираясь скорее на логику научного исследования, а не на логику анализа.
Известно несколько вариантов трактовки наукой сущности аналитической деятельности:
Общий недостаток видения наукой аналитической деятельности заключается в отсутствии системности и целостности представления ее многообразия. Кроме того, ощущается дефицит технологизации, характеристики ее методов и процедур.
В настоящее время методология, методика и техника аналитической деятельности представляются тем сокровищем, которое пока не востребовано, в минимальной мере используется государством и местным самоуправлением для повышения эффективности реформ.
За этим скрываются сложные и судьбоносные проблемы, определяющие перспективы развития поставторитарного общества. Назовем наиболее важные из них.
• Переходный характер поставторитарного общества и государства, многообразие вариантов их развития. Страны — выходцы из СССР вступили в эпоху демократических реформ, когда человечество накопило значительное число моделей демократического развития. Перед ними стоит задача: как создать эффективную систему социального и государственного устройства, которая могла бы интегрировать свою собственную сущность, потребности и опыт с достижениями других народов. Главное здесь заключается в том, чтобы выработать правильный и эффективный вариант своего исторического пути, сделать как можно меньше ошибок при историческом позиционировании общества. Без социально-философской, исторической и другой аналитики эта проблема принципиально неразрешима.
• Потребности административной реформы, которая продвигает аналитическую деятельность в жизнь государства как эффективное средство качественного обновления системы государственной власти, развертывает всестороннюю ее институционализацию. Развитие государственной аналитики, на наш взгляд, надо рассматривать как надежный путь достижения зрелости государственности. Оно предполагает четкую специализацию чиновников, наличие соответствующей их профессиональной подготовки, определение содержания и алгоритмов деятельности различного рода информационно-аналитических подразделений. В концепции административной реформы Украины, например, вполне правомерно ставится задача информатизации государственного управления, которая предусматривает построение на единой методологической и программной основе государственной информационно-аналитической системы “Административная система Украины” [8, с. 47]
• Практические потребности государственных служащих и чиновников местного самоуправления, которым по долгу службы приходится заниматься информационно-аналитической деятельностью. Они нуждаются в знании технологий аналитической деятельности, в выработке умений и навыков их применения. Но самое главное, им необходимо хорошо разработанное информационно-методическое обеспечение аналитики, которого они не имеют. Представление о том, каково должно быть информационно-методическое, техническое и технологическое обеспечение аналитической работы в государственных органах и органах местного самоуправления расплывчато и неконкретно.
Рассмотрим содержание аналитической деятельности. Прежде всего, отметим, что она очень разнообразна. Для того чтобы представить все ее многообразие, следует использовать одну из типичных аналитических процедур и технологий — построить ее классификацию. Несмотря на то что аналитическая деятельность применялась издавна, ее классификация в науке еще не сложилась.
Основная причина — в отсутствии сущностной концепции аналитической деятельности. По нашему мнению, такая классификация может быть сформулирована на принципах многовекторности и системности. При этом в качестве оснований служат тип анализируемого объекта, представляемая наука, используемый метод, уровень познания и занимаемое в познавательном процессе место (табл. 7).
Таблица 7
Классификация аналитической деятельности.
Основание классификации |
Аналитическая деятельность | |
Виды анализа |
Характеристика | |
По типу объекта анализа |
Экономический |
Ориентирован на исследование экономических явлений, объектов и процессов; в зависимости от величины объектов распадается на макро- и микроэкономический |
Экологический |
Осмысливает экологические системы, взаимодействия человека и природы | |
Управленческий |
Предполагает исследование управленческих систем, особенно процессов принятия решений | |
Социальный |
Предполагает анализ объектов, явлений и процессов социальной сферы общества | |
Политический |
Отражает политические явления, институты и процессы (включает в себя собственно политический анализ и анализ политики как объекта) | |
Педагогический |
Направлен на изучение процессов воспитания | |
Ментальный |
Цель — исследование духовных процессов | |
По типу науки |
Философский |
Осмысление всего сущего с позиций философии |
Аксиологический |
Понимание ценности явлений с позиции науки о ценностях | |
Прогностический |
Ориентирован на использование достижений прогностики, осмысление явлений настоящего с позиции запросов будущего | |
Исторический |
Изучение явлений прошлого, а также настоящего в аспекте преемственности, с позиций исторической науки | |
Экономический |
Исследование на инструментальной базе экономических наук | |
Политологический |
Осмысление политических объектов, институтов, процессов с позиции политологии | |
Социологический |
Основывается на изучении общества и его подсистем с позиций социологической науки | |
Праксеологический |
Ориентирован на исследование эффективности и рациональности деятельности с точки зрения праксеологии (программно-целевой, рекомендательный и т.д.) | |
Психологический |
Использует арсенал психологии | |
Культурологический |
Применяет методологию культурологии | |
Этический |
Основывается на принципах этики | |
Эстетический |
Изучает явления с позиций эстетики | |
По типу метода |
Системный |
Эксплуатирует системный подход (структурный, функциональный, структурно-функциональный) |
Логический |
Основывается на инструменте логики | |
Причинно-следственный |
Опирается на причинно-следственный подход к явлениям действительности | |
Проблемный |
Предполагает использование
проблемного подхода к | |
Статистический |
Основывается на принципах и методах статистики (корреляционный, факторный, кластерный, дисперсионный, регрессионный, ковариационный) | |
Программно-целевой |
Опирается на программно-целевой метод | |
Балансовый |
Основывается на методе баланса | |
Ситуационный |
Предполагает осмысление складывающихся ситуаций | |
По уровню познания |
Методологический |
Предполагает осмысление объектов и процессов с точки зрения принципов, методов, приемов |
Теоретический |
Анализ с позиций уже имеющейся теории, либо ее построения | |
Эмпирический или |
Ориентирован на выявление фактов их закономерностей | |
По месту в исследовании |
Первичный |
Составная часть исследовательского процесса получения и осмысления результатов |
Вторичный |
Осмысление результатов проведенных ранее исследований |
Отметим, что наблюдается пересечение видов анализа, которые выделены по первому и второму основаниям. Так, экономический анализ выделяется одновременно по объекту и по науке. Это же касается эстетического, психологического и других видов. Но важно подчеркнуть, что смысл классификации по этим двум основаниям заключается в том, что первое заставляет видеть объектный мир анализа, который, несомненно, накладывает существенный отпечаток на аналитическую деятельность, а второе основание говорит о научном патронате анализа, его развитости в пределах науки. Подобные пересечения наблюдаются и по последующим основаниям. Это, с одной стороны, доказывает сущностный характер выделенных признаков классификации, а с другой, — обнаруживает языковые затруднения в обозначении оттенков, отличающих один вид анализа от другого, сходного с ним по названию.
Реализация аналитической деятельности осуществляется, прежде всего, посредством применения конкретных методов познавательной деятельности. Каждый из аналитических методов представляет собой совокупность определенных принципов, правил, приемов и алгоритмов аналитической деятельности, сложившихся в некоторую систему в процессе применения людьми. Именно невладение арсеналом этих методов и составляет ныне одну из важнейших проблем подготовки аналитиков в различных сферах (табл. 8).
Таблица 8.
Характеристика методов аналитической деятельности
Метод |
Характеристика |
Декомпозиции |
Расчленение любого сложного явления на простые составляющие. Объектом расчленения могут быть как реальные социальные, так интеллектуальные системы. Для достижения адекватности декомпозиции применяется декомпозиционное моделирование, т.е. воссоздание декомпозированной модели и сравнение новой модели с системой до декомпозиции |
Сравнения |
Предполагает сравнение данной системы, явления, процесса с другими, что позволяет обнаруживать их специфику |
Нормативный |
Обосновывается совокупность нормативов, которые отражают эффективность системы, а затем реальная система сравнивается с нормативной, что дает возможность выявить характер отклонения от нормы |
Агрегирования |
Преобразование исходной модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений, дающую приближенное по сравнению с исходной описание изучаемого объекта или процесса |
Аналогий |
Предполагает доказательство аналогии между двумя объектами и перенос системы объяснений с одного объекта на другой |
Исключений |
Основывается на постепенном исключении значительной группы составляющих на основании закона исключения третьего, смысл которого состоит в том, что дело обстоит так, как описывается в высказывании, или так, как говорит отрицание, и третьего не дано |
Гипотетический |
Сводится к выдвижению, обоснованию и доказательству гипотез, часто — к “обстреливанию” проблемы как можно большим числом вопросов, на которые должны быть даны ответы. |
Закономерности |
Представляет собой поиск устойчивой и неслучайной характеристики или связи явлений |
“Минимакса” |
Это частный случай метода закономерности, предполагающий поиск минимальных или максимальных характеристик |
Балансовый |
Выделение двух сторон чего-либо, которые определяют целое и уравновешивают одна другую |
Классификаций |
Упорядочение объектов по существенным признакам некоторых классов |
Ранжирования |
Присвоение совокупности объектов некоторых числовых величин на основании интуиции либо в соответствии со степенью выраженности какого-то признака |
Проб |
Выбор из совокупности некоторых объектов и их испытание |
Среднего и отклонений от него |
Вычисляется некоторая средняя величина и выявляются отклонения от нее |
Моделирования |
Построение модели, которая отражает существенные стороны анализируемого объекта, упрощает его, и замена ею реального объекта анализа |
Амбивалентности и противоречия |
Поиск для объяснения чего-либо амбивалентного ему явления (сытость — голод, большой — маленький и т.п.), поиск противоречий, определяющих суть явления |
Парадокса |
Рассмотрение явления с неожиданных позиций, которые не соответствуют общепринятым представлениям |
Систематизации |
Приведение данных в некоторую систему, что позволяет их объяснить с позиций системного подхода |
Экстраполяции |
Распространение выводов, полученных из наблюдения за одной частью явления, на его другую часть |
Индукции и дедукции |
При индукции строится умозаключение, в котором из знаний о части предметов класса делается вывод обо всем классе. Дедукция предполагает операцию наоборот, когда из знаний обо всем классе делается вывод об одном предмете класса |
Идеализации |
Мысленная процедура, связанная с представлением чего-либо в качестве идеала и последующим сравнением реального объекта с идеалом |
Формализации |
Исследование объекта путем перевода его качественных характеристик в некоторую знаковую форму |
Упрощения |
Представление объекта в виде некоторой упрощенной модели |
Морфологический |
Вначале выделяются главные характеристики объекта — оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты |
Контрольных вопросов |
Предполагает составление списка вопросов, на которые вырабатываются ответы |
Фокусирования |
Направлен на перенесение в фокус внимания отдельных объектов, что позволяет получить их оригинальное видение |
“Мозгового штурма” |
Представляет собой организованную систему высказывания участников о проблеме при запрете критики высказываний коллег |
Эмпатии |
Аналитик входит в образ анализируемого объекта, представляет себя изучаемой “деталью” и осмысливает с ее позиции осуществляемые ею действия |
Синтеза |
Осуществление после процедуры аналитического разложения синтеза и проверка эффективности и тождественности объекта самому себе |
Отбора |
Изучение не всей совокупности явлений, а лишь некоторой части, отобранной по определенным правилам |
“От противного” |
Представляет собой изменение ситуации на диаметрально противоположную и осмысление ее |
Как видно из табл. 8, значительная часть аналитических методов — это творческие аналитические процедуры, мобилизующие не только осознаваемое исследователем знание, но и бессознательное, интуитивное, возможности которого значительно превосходят механизмы осознаваемой интеллектуальной деятельности [6, с. 91]. Они неэффективны без латерального [3] и творческого мышления, которое представляет собой прогрессивный процесс генерирования нового [8]
Технологии аналитической деятельности были известны еще в глубокой древности. Их основателем нередко считают знаменитого древнегреческого философа Сократа (ок. 469–399 до н. э.), который выработал свой метод аналитических рассуждений. Он использовал полемический анализ, т.е. анализ ситуации в процессе полемики в целях получения новых знаний. Этот способ Сократ называл “повивальным искусством” и считал, что он и его мать получили его от бога. Она — для женщин, рожающих детей, а он — для юношей, рождающих прекрасные мысли. Рассмотрим, например, фрагмент
его полемики с Лахесом [20, с. 355–356]:
Сократ: “Тогда возьмем, к примеру, человека, выказывающего упорство на войне и готового сражаться, но расчетливого в своем благоразумии. Он знает, что к нему придут на помощь: ему также известно, что он будет сражаться с более малочисленным и более слабым противником, к тому же находящимся в менее выгодной позиции. Скажешь ли ты, что этот человек, чья стойкость основана на расчете, более мужествен, чем тот воин, который находится в противоположных обстоятельствах своего лагеря и готов, тем не менее,сражаться, проявлять стойкость и упорство”.
Лахес: “Мне кажется, последний мужественнее”.
Сократ: “Но ведь стойкость этого менее осмотрительна, менее благоразумна, чем первого”.
Лахес: “Верно говоришь”.
Сократ: “Тогда, значит, по твоему мнению, и опытный в сражении наездник, проявляющий упорство и стойкость, менее мужествен, чем новичок?”
Лахес: “Так мне кажется”.
Сократ: “То же самое ты скажешь о метком стрелке из пращи, из лука и о другом воине, опытном в какой-либо области военного искусства?”
Лахес: “Конечно”.
Сократ: “И те, кто, не умея плавать, но, желая показать стойкость, бросается в водоем, ты полагаешь, смелее и мужественнее тех, кто обладает опытом в этом деле?”
Лахес: “Что же другое можно сказать, Сократ?”
Сократ: “Ничего, если, в самом деле, ты так думаешь”.
Лахес: “Да, я так думаю”.
Сократ: “Однако, если не ошибаюсь, эти люди в своем желании продемонстрировать упорство и стойкость подвергаются большей опасности и проявляют больше безрассудства, чем те, которые опытны в этом деле”.
Информация о работе Системный анализ как потребность современного общества