Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:46, контрольная работа
Ныне практически не встречаются научные и педагогические разработки в различных областях управления, в которых не уделялось бы внимание системному анализу. При этом его вполне справедливо рассматривают как эффективный метод изучения объектов и процессов управления. Однако практически отсутствует анализ «точек» приложения системной аналитики к решению конкретных управленческих задач и ощущается дефицит технологических схем такого анализа. Системный анализ в управлении представляет ныне не развитую практику, а нарастающие ментальные декларации, не имеющие какого-либо серьезного технологического обеспечения.
Введение 3
1. Системные идеи в практической жизни общества 5
2. Основные разновидности системного анализа 15
3. Сущность и технологии аналитической деятельности 27
Заключение 43
Библиографический список 44
Таблица 3.
Характеристика основных подходов в системном анализе
Подходы в системном анализе |
Характеристика подходов в системном анализе |
Системный |
Несводимость свойств целого к сумме свойств элементов Поведение системы определяется как особенностями отдельных элементов, так и особенностями ее структуры Существует зависимость между внутренними и внешними функциями системы Система находится во взаимодействии с внешней средой, обладает соответствующей ей внутренней средой Система представляет собой развивающуюся целостность |
Структурно- функциональный |
Выявление структуры (или функций) системы Установление зависимости между структурой и функциями системы Построение соответственно функций (или структуры) системы |
Конструктивный |
Реалистический анализ проблемы Анализ всех возможных вариантов разрешения проблемы Конструирование системы, действие по разрешению проблемы |
Комплексный |
Рассмотрение всех сторон, свойств, многообразия структур, функций системы, ее связей со средой Рассмотрение их в единстве Выяснение степени значимости взятых в единстве характеристик системы в ее сущности |
Проблемный |
Выделение проблемы как противоречия между какими-либо сторонами объекта, определяющими его развитие Определение типа проблемы, ее оценка Выработка способов разрешения проблемы |
Ситуационный |
Выделение проблемного комплекса, лежащего в основе ситуации Выделение основных характеристик ситуации Установление причин возникновения ситуация и следствий их развертывания Оценка ситуации, её прогнозирование Разработка программы деятельности в данной ситуации |
Инновационный |
Констатация проблемы обновления Формирование модели нововведения, обеспечивающего разрешение проблемы Внедрение нововведения Управление нововведением, его освоение и реализация |
Нормативный |
Констатация проблемы системы Установление рациональных норм системы Преобразование системы в соответствии с нормами |
Целевой |
Определение цели системы Декомпозиция цели на простые составляющие Обоснование целей Построение “дерева целей” Оценка экспертами всех “ветвей” “дерева целей” относительно времени и ресурсов достижения |
Деятельностный |
Определение проблемы Определение объекта деятельности Формулировка целей и задач деятельности Определение субъекта деятельности Формирование модели деятельности Осуществление деятельности |
Морфологический |
Максимально точное определение проблемы Нахождение наибольшего числа в пределах всех возможных вариантов разрешения проблемы Реализация системы путем комбинирования основных структурных элементов или признаков Применение методов морфологического моделирования: систематического покрытия поля; отрицания и конструирования; морфологического ящика; сопоставления совершенного с дефектным, обобщения и др. |
Программно- целевой |
Определение проблемы Формулирование целей Построение программы достижения целей |
Важнейшей, если не главной составной частью методологии системного анализа выступают методы. Их арсенал довольно велик. Разнообразны и подходы авторов при их выделении. Ю. И. Черняк методы системного исследования делит на четыре группы: неформальные, графические, количественные и моделирование [24]. А. В. Игнатьева и М. М. Максимцов [7, с. 62] дают классификацию методов исследования систем управления, разделяя их на три основные группы: 1) методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; 2) методы формализованного представления систем и 3) комплексированные методы.
По нашему мнению, методы системного анализа еще не получили достаточно убедительной классификации в науке. Поэтому прав В. Н. Спицнадель, который отмечает, что, к сожалению, в литературе отсутствует классификация этих методов, которая была бы принята единогласно всеми специалистами [16, с. 211]. Приведенная табл. 4 представляет разработанный автором возможный вариант такой классификации. В качестве оснований классификации предлагается использовать тип знания, обрабатываемый методом; способ реализации, в качестве которого могут выступать либо интуиция, либо знание; выполняемые функции, сводящиеся к получению, представлению и обработке информации; уровень знания — теоретический либо эмпирический; форма представления знания, которая может быть качественной либо количественной.
Таблица 4.
Методологический комплекс системного анализа был бы неполным, если в нем не выделить его теоретический ансамбль. Теория является не только отражением действительности, но и методом ее отражения, т.е. она выполняет методологическую функцию. На этом основании системные теории включаются в системный методологический комплекс. Наиболее важные системные теории, которые воздействуют на анализ, представлены в табл. 5.
Таблица 5.
Системные теории, их авторы и характеристика
Название |
Автор |
Характеристика |
Общая теория систем (несколько вариантов) |
А. А. Богданов, Л. Берталанфи, М. Месарович, У. Росс Эшби, А. И. Уемов, В. С. Тюхтин, Ю. А. Урманцев и др. |
Формирование понятийного аппарата систем Попытка создания строгой теории Выявление общих закономерностей функционирования и развития систем любой природы |
Структурализм (несколько вариантов) |
К. Леви-Стросс, М. П. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Л. Гольдман, А. Р. Радклифф-Браун и др. |
Выявление структур, имеющихся в культуре Применение структурных методов в изучении различных продуктов человеческой деятельности в целях выявления логики порождения, строения и функционирования объектов духовной культуры. Выделение и анализ эпистем — способов фиксации связей между словами и вещами |
Функционализм (несколько вариантов) |
Г. Спенсер, Т. Парсонс, Б. Малиновский, Р. Мертон, Н. Луман, К Гемпель, Ч. Миллс и др. |
Выявление функций как наблюдаемых следствий, которое служит саморегуляции и адаптации системы Исследование функциональных потребностей и их обеспечения структурами Выделение явных и латентных функций, функций и дисфункций Исследование проблем адаптации и саморегуляции систем |
Структурный функционализм (несколько вариантов) |
Р. Бейлз, Р. Мак-Айвера, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелсер, Э. Шилз и др. |
Равновесие и спонтанная регуляция систем Наличие в обществе инструментальной и функциональной рациональности Общество как система имеет технико-экономическую, профессиональную и стратификационную структуры |
Системно- кибернетические теории |
Н. Винер, У Росс Эшби, Р. Акофф, Ст. Бир, В. М. Глушков и др. |
Выделение общих законов управления Гомеостатический, целевой, управленческий характер систем Наличие прямой и обратной отрицательной и положительной обратной связей Процессы управления рассматриваются как процессы переработки информации Теория автоматического регулирования Теория информации Теория оптимального управления Теория алгоритмов Становление химической, технической, экономической и т.п. кибернетики |
Математические теории систем (несколько вариантов) |
М. Месарович, Л. В. Кантарович, В. С. Немчинов и др. |
Математические определения систем, основанные на теории множеств, логике, математическом программировании, теории вероятностей и статистике Математические описания структуры, функций и состояний систем |
Синергетика |
И. И. Пригожин, Г. Хаген |
Исследование процессов самоорганизации в системах любой природы Объяснение поведения сложных нелинейных систем, находящихся в неравновесных состояниях спонтанным образованием структур Роль динамического хаоса и флуктуаций в развитии системы Наличие многообразия путей развития систем в условиях хаоса |
Из табл. 5 следует, что системная теория развивается по нескольким направлениям. Практически исчерпывает себя такое направление, как общая теория систем, сформировался структурализм, функционализм и структурный функционализм в обществознании, биологии, получили развитие системно-кибернетические и математические теории. Наиболее перспективным направлением ныне является синергетика, которая дает объяснение нестационарным системам, с которыми человек сталкивается все чаще в условиях перехода к постиндустриальной динамике жизни.
Многообразие методологии системного анализа выступает питательной почвой для развития разновидностей системного анализа, под которыми понимаются некоторые сложившиеся методологические комплексы. Заметим, что вопрос о классификации разновидностей системного анализа еще не разработан в науке. Имеются отдельные подходы к этой проблеме, которые встречаются в некоторых работах. Довольно часто виды системного анализа сводят к методам системного анализа или к специфике системного подхода в системах различной природы. На самом деле бурное развитие системного анализа приводит к дифференциации его разновидностей по многим основаниям, в качестве которых выступают: назначение системного анализа; направленность вектора анализа; способ его осуществления; время и аспект системы; отрасль знания и характер отражения жизни системы. Классификация по этим основаниям приведена в табл. 6.
Таблица 6.
Характеристика разновидностей системного анализа
Основание классификации |
Виды системного анализа |
Характеристика |
Назначение системного анализа |
Исследовательский системный |
Аналитическая деятельность строится как исследовательская деятельность, результаты используются в науке |
Прикладной системный |
Аналитическая деятельность представляет собой специфическую разновидность практической деятельности, результаты используются в практике | |
Направленность вектора анализа |
Дескриптивный или описательный |
Анализ системы начинается со структуры и идет к функциям и цели |
Конструктивный |
Анализ системы начинается с ее цели и идет через функции к структуре | |
Способ осуществления анализа |
Ретроспективный |
Анализ систем прошлого и их влияния на прошлое и историю |
Актуальный (ситуационный) |
Анализ систем в ситуациях настоящего и проблем их стабилизации | |
Прогностический |
Анализ систем будущего и путей их достижения | |
Аспекты системы |
Структурный |
Анализ структуры |
Функциональный |
Анализ функций системы, эффективности ее функционирования | |
Структурно- функциональный |
Анализ структуры и функций, а также их взаимозависимости | |
Масштаб системы |
Макросистемный |
Анализ места и роли
системы в более крупных |
Микросистемный |
Анализ систем, которые включают в себя данную и воздействуют на свойства данной системы | |
Отрасль знания |
Общий системный |
Опирается на общую теорию систем, осуществляется с общих системных позиций |
Специальный системный |
Опирается на специальные теории систем, учитывает специфику природы систем | |
Отражение жизни системы |
Витальный |
Предполагает анализ жизни системы, основных этапов ее жизненного пути |
Генетический |
Анализ генетики системы, механизмов наследования |
Таким образом, данная классификация позволяет диагностировать каждую конкретную разновидность системного анализа. Для этого надо “пройти” по всем основаниям классификации, выбирая ту разновидность анализа, которая наилучшим образом отражает свойства при меняемой разновидности анализа.
Аналитическая деятельность (аналитика) представляет собой направление интеллектуальной деятельности людей, которое направлено на решение задач, возникающих в различных сферах жизни. Аналитическая деятельность становится важнейшей характеристикой современного общества. Термины “анализ”, “аналитика”, “аналитическая деятельность” и подобные им стали популярны настолько, что простым и однозначным кажется заложенное в них содержание. Но стоит только поставить себе задачу проанализировать что-либо, т.е. перевести мышление с терминологического уровня на технологический, уровень конкретной деятельности, то сразу же возникает ряд довольно сложных вопросов: что такое анализ?, каковы его процедуры? и т.п.
В понятии “анализ” заложены два смысловых подхода. При узком подходе понимается некоторая совокупность приемов мышления, мысленное разложение целого на составные части, которое позволяет получить представления о строении исследуемого объекта, его структуры, частей [22, с. 12]. При широком подходе анализ не сводится только к собственно процедурам мысленного разложения объекта на простые составляющие, а включает в себя и процедуры синтеза — процесс мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое формообразование [14, с. 69]. В связи с этим довольно часто анализ отождествляется с исследовательской деятельностью вообще.
Истоки аналитической деятельности восходят к Сократу, который широко использовал диалоговый способ решения задач, доказательства через наведение. Ключевую роль в возникновении аналитики сыграл создатель логики Аристотель (384–322 до н. э.). Он написал книги: “Первая аналитика” и “Вторая аналитика”. Вклад великого Стагирита в аналитику состоял в том, что он впервые систематизировал и кодифицировал приемы рассуждений, сделал их предметом научных изысканий. Аристотелем не только поставлены, но и разрешены такие глобальные проблемы, как законы тождества, противоречия и исключенного третьего, диалектики индукции, дедукции и логического синтеза, определены категории, сущность, цель, отношение, пространство, время, движение, количество и качество, форма и материя, возможность и действительность, необходимость и случайность, единичное, особенное и всеобщее, развитие и самодвижение, структура и функция. Величайшая заслуга Аристотеля в том, что с него начинается системное мировоззрение и системное исследование природы.
Ныне аналитика представляет собой разветвленную и сложную систему знаний, в которую входят логика как наука о закономерностях и операциях правильного мышления, научная методология, — система принципов, методов и приемов познавательной деятельности, эвристика — дисциплина, целью которой является открытие нового в науке, технике и других сферах жизни, когда отсутствует алгоритм решения той или иной познавательной задачи, а также информатика — наука об информации, способах ее получения, накопления, обработки и передачи (рис. 2).
Рис. 2. Структура аналитики.
Каждая из составных частей аналитики подчинена решению задач, за которыми стоят проблемы, возникающие в деятельности людей. Так, в эвристику входит психология творчества (поясняет психические процессы творчества, деятельность индивидуального субъекта); социология творчества (объясняет коллективное творчество, зависимость его от общественных условий) и технология творчества (интегрирует приемы творческой деятельности). Она обеспечивает использование творческих механизмов решения задач. Методология при самом обобщенном подходе состоит из общенаучной, частнонаучной и системной. Ее назначение — в применении научных методов решения задач, в обеспечении правильности мыслительной деятельности. Логика состоит из формальной и диалектической. Что касается информатики, то без нее невозможна обработка больших массивов информации. Она включает в себя техническое и программное обеспечение, а также анализ и обработку информации.
В ХХ ст. аналитическая деятельность превратилась в профессиональную. Аналитики различных специализаций оказывают огромное влияние на прогресс практически во всех сферах общественной жизни. Во многих странах, как грибы после летнего дождя, растут интеллектуальные корпорации, “фабрики мысли”, информационно-аналитические отделы и службы в органах государства, компаниях, банках, политических партиях. Бурно развиваются рынки аналитической информации, интеллектуального продукта, методического и программного обеспечения его получения. Это обусловлено рядом обстоятельств:
• Усложняются объекты и процессы общества, каждый из которых представляет собой сложные и сверхсложные, полиструктурные и полифункциональные, динамические системы, поведение которых невозможно однозначно предсказать.
• Социальные структуры передовых стран отличаются значительным инновационным тонусом. Они меняют себя, не сохраняют постоянство на длительных этапах развития. Поэтому устоявшиеся схемы их понимания требуют также постоянного обновления.
• В жизни современного человека увеличивается число разнообразных факторов, влияющих на ход событий, т.е. жизнедеятельность людей носит динамический ситуативный характер.
Информация о работе Системный анализ как потребность современного общества