Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:46, контрольная работа
Ныне практически не встречаются научные и педагогические разработки в различных областях управления, в которых не уделялось бы внимание системному анализу. При этом его вполне справедливо рассматривают как эффективный метод изучения объектов и процессов управления. Однако практически отсутствует анализ «точек» приложения системной аналитики к решению конкретных управленческих задач и ощущается дефицит технологических схем такого анализа. Системный анализ в управлении представляет ныне не развитую практику, а нарастающие ментальные декларации, не имеющие какого-либо серьезного технологического обеспечения.
Введение 3
1. Системные идеи в практической жизни общества 5
2. Основные разновидности системного анализа 15
3. Сущность и технологии аналитической деятельности 27
Заключение 43
Библиографический список 44
Минобрнауки России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
название дисциплины
на тему «Системный анализ как потребность современного общества»____________
Выполнил Новоселова О.В.___________
(ф.и.о. студента)
группа _УД-31специальность__ГМУ___
Руководитель:__Ожегина А.А.________
(ф.и.о. преподавателя)
Дата сдачи на проверку:______________
Оценка после защиты:__________
Киров
2013
Содержание
Системный анализ представляет
собой важный объект методологических
исследований и одно из наиболее бурно
развивающихся научных
Системный анализ — это сложная наука, которая находится в процессе становления, обретения своей системы, представленной матрицей системного анализа.
Вместе с тем всякий раз, когда ставится вопрос о технологиях системного анализа, сразу же возникают непреодолимые трудности, связанные с тем, что устоявшихся интеллектуальных технологий системного анализа в практике нет. Имеется некоторый опыт применения системного подхода в различных странах. Таким образом, налицо проблемная ситуация, характеризующаяся постоянно нарастающей потребностью технологического освоения системного анализа, которое разработано весьма недостаточно.
Ситуация усугубляется не только тем, что не разработаны интеллектуальные технологии системного анализа, но и тем, что нет однозначности в понимании самого системного анализа.
Достаточно рельефно выделяются несколько вариантов понимания сущности системного анализа:
- отождествление технологии
системного анализа с
- сведение системного
анализа к системному
- очень узкое понимание системного анализа, сведение его к одной из его составляющих, например к структурно-функциональному анализу;
- отождествление системного анализа системным подходом в аналитической деятельности;
- понимание системного
анализа как исследования
- в узком смысле под системным анализом довольно часто понимают совокупность математических методов исследования систем;
- сведение системного
анализа к совокупности
Ныне практически не
встречаются научные и
Цель написания данной работы заключается в рассмотрении системного анализа как потребности современного общества.
Задачи:
Системный подход получает все более широкое применение в деятельности людей, обнаруживая высокую эффективность в технике и технологии, экономике и предпринимательстве, политике и социальной сфере, культуре и идеологии. В практической жизни общества используются несколько трактовок системного подхода: обыденная, философская, кибернетическая, аналитическая, математическая, конструкторская.
Обыденная трактовка представляет собой совокупность мыслей и суждений человека, применяемых в обыденной жизни относительно тех или иных объектов природы и общества. Чаще всего люди употребляют понятие система применительно к мышлению и деятельности (“система мышления”, “система работы”, “система тренировок” и т.п.). Эффективность обыденного применения системности как не вызывает особых возражений, так и не имеет убедительных доказательств. По всей видимости, люди с техническим образованием чаще используют системность для обозначения предметно-деятельностных систем, а с гуманитарным применяют ее для обозначения различных интеллектуальных систем.
Философское использование системных идей включает в себя не только расширение и укрепление позиций системности в качестве одной из базовых общефилософских методологий, но и как некоторой мировоззренческой системы, обладающей способностью отражения, объяснения и изменения действительности. Ныне можно говорить о системном мировоззрении как важнейшей составляющей мировоззренческой и мыслительной культуры человека.
Системная парадигма, системная
ментальность, способность к систематизации,
владение системным анализом все
чаще становятся востребованными
Здесь находят себе занятие и неплохой заработок организаторы избирательных кампаний, политтехнологи и специалисты в области Public Relations, имиджелогии. Однако большинство из них не владеют системным подходом, не отличаются системной ментальностью, что и приводит довольно часто к слабой системной обоснованности предлагаемых мероприятий в процессе предвыборной борьбы.
Кибернетическое понимание системного подхода широко применяется в инженерной деятельности, специалистами в управлении техническими, производственными, экономическими и социальными системами, отличается четкостью и сводится к нескольким идеям формального представления системы и ее взаимосвязи со средой.
Особенно значимо применение системного подхода в конструировании, моделировании и управлении. В конструирования систем различной природы применяется конструкторская трактовка системного подхода. Она очень эффективна в случае конструирования не только технических, но и политических, социальных систем, при создании интеллектуального продукта. Важную роль играет системная ментальность, которая базируется на принципах открытых, диссипативных систем. Особенно опасны для практики конструирования механистический и жестко детерминистический подходы. Нельзя обойтись без поиска гармонии между управлением и самоуправлением, централизацией и децентрализацией. Заметим, что в прошлое десятилетие наблюдались перепады относительно соотношения этих принципов. При социализме отдавали предпочтение управлению и централизации по сравнению с самоуправлением и децентрализацией. В начале 90-х модным акцентом стало предпочитать самоуправление и децентрализацию.
Однако практика нашего времени потребовала поиска оптимального соотношения между этими полярными полюсами системного мировоззрения. Нарастание технологического, экономического, социального и духовного разнообразия в современном обществе на фоне роста влияния на все происходящее человеческого фактора выдвигает необходимость создания индивидуальных моделей управления системами. Управленческий консультант, специалист в области антикризисного управления, инновационного менеджмента, рыночного консалтинга становятся ключевыми фигурами обеспечения предпринимательского успеха, который в конечном итоге объясняется созданием фирменной модели эффективного управления.
Деятельность человека, принимающего решения, требует системно-структурных представлений и включает: системный анализ объекта деятельности, выделение его составляющих, структуры, функций, целей; определение проблемы, требующей разрешения; выяснение цели системы, состоящей в преодолении проблемы, достижении равновесия; декомпозицию цели до простых задач; анализ ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, временных, информационных и др.), который предполагает: а) анализ необходимого ресурсного обеспечения задач; б) анализ имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы для решения задач; в) обоснование реального ресурсного обеспечения задач; разработку управленческого решения (совокупность мер по решению проблемы), операциональной модели управленческого решения, операций по реализации решения в практику, операций контроля и регулирования системы.
Математическая трактовка системного подхода имеет довольно узкую социальную базу, свойственную для специалистов в различных областях кибернетики и прикладной математики.
Можно выделить три вида деятельности, в которых находит применение системность: информационная, инженерная и практическая (рис. 1).
Информационная деятельность связана с обучением, познавательной деятельностью и прогнозированием, т.е. получением, переработкой и передачей информации. Она поддерживается объективным развитием общества, его вхождением в информационную цивилизацию, которая характеризуется:
• ростом объема информации, который удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К. Маркса, и интенсификацией информационных процессов. Основные составляющие информации, по мнению Р. Ф. Абдеева: 1) неуклонное возрастание скорости передачи сообщений; 2) увеличение объема передаваемой информации; 3) ускорение обработки; 4) все более полное использование обратных связей; 5) увеличение объема новой информации и ускорение ее внедрения; 6) наглядное отображение информации в процессе управления; 7) рост технической оснащенности управленческого труда [1, с. 66];
• превращением информации в объект и предмет деятельности основной части населения, которое постепенно вытесняется из материальной сферы деятельности в виртуальное информационное пространство;
Рис. 1. Системный подход в практической жизни общества
• изменением природы социальных институтов, отношений, организаций и систем. Они становятся информационными, виртуальными, кардинально преобразуются, утрачивают одни функции и приобретают другие;
• интенсивным развитием информационного пространства, которое заполняется информационными системами и процессами. Это пространство становится пространством главной сущности человека;
• усилением динамики социальной жизни, которая приводит к тому, что усиливается переходный нестационарный характер социальных систем.
Инженерная деятельность включает в себя диагностику, конструирование и регулирование. Она может быть технической инженерной деятельностью, направленной на создание технических систем, и социальной, ставящей целью работу с социальными системами. Социальный инженер выполняет очень важные функции в обществе: диагностирует, конструирует социальные системы, “исправляет” и “лечит” их, восстанавливает равновесие индивида со средой, приводит в соответствии с изменившимися условиями и ценностями жизни людей. Следует подчеркнуть, что социальная инженерия — это перспективная сфера деятельности людей, которая ныне находится на этапе своего становления. На Западе термин “социальная инженерия” впервые ввел в оборот Р. Паунд. В СССР она заложена А. К. Гастевым и была ограничена уровнем управления промышленным предприятием. В 20-е годы сформировалась система НОТ, разрешающая инженерные проблемы области научной организации труда. Таким образом, социальная инженерия была тесно связана с технической инженерной деятельностью. Термин “социальная инженерия” с середины 30-х до середины 60-х годов не употреблялся ни в СССР, ни в США, хотя те преобразования социальных объектов, которые происходили, соответствовали ее сути, но осуществлялись под патронажем управления. Развитие социальной инженерии как самостоятельной отрасли знания началось в 80-е годы, а как практической деятельности в поставторитарных странах — с начала 90-х годов и раньше на полтора-два десятилетия в развитых странах.
Практическая деятельность подчинена сугубо прагматическим запросам людей. Она интегрирует в себе производство, управление и реализацию. Системный подход здесь применяется с разной степенью полноты. В информационной деятельности человеку приходится работать с информационными системами. В обучении системный подход выступает одним из важнейших принципов организации учебного процесса, а также как некоторые знания, методы и навыки мыслительной деятельности, которые пытается заложить современное образование. В познании системность — это принцип, и целое семейство методов научного познания и накопления знаний о системах самой различной природы. Здесь имеются различные вариации системного знания в зависимости от природы систем и сложившихся познавательных парадигм.
Информация о работе Системный анализ как потребность современного общества