Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:56, реферат

Краткое описание

Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь.

Файлы: 1 файл

Sistema_sotsialnogo_obsluzhivania_naselenia (1).docx

— 27.01 Кб (Скачать)

Система социального  обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности

 

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Понятие «социальная служба»  относится к основным понятиям в  социальном обслуживании населения  и определяется как система государственных  и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в  своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и  органы управления ими.

Социальная служба как  инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить  реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи  осуществляют индивидуальный подход  к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается  на основе принципа субсидарности;

- получатель помощи должен  проявлять деятельностную активность;

- механизмы социальной  помощи «включаются» тогда, когда  исчерпаны иные способы поддержки  (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию  которых входит организация и  осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию  которых входит организация и  осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, создаваемые  благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями  и частными лицами.

а) функция социальной помощи, которая включает:

- выявление, учет семей  и отдельных лиц, наиболее нуждающихся  в социальной поддержке (малообеспеченных  граждан, семей с несовершеннолетними  детьми и другими нетрудоспособными  членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление  нуждающимся временного жилья и т.п.;

- профилактика бедности: создание семьям условий для  самостоятельного обеспечения своего  благополучия, семейного предпринимательства;

- надомные услуги нуждающимся  в постороннем уходе (доставка  продуктов, лекарств, транспортировка  на лечение, наблюдение на дому  за состоянием здоровья и т.д.);

- содействие развитию  нетрадиционных форм дошкольного,  школьного и внешкольного воспитания;

- организация временного  вынужденного пребывания ребенка  вне родительской семьи, его  дальнейшее устройство в детское  учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов,  врачей, психологов и т.д.);

- участие в подготовке  молодежи к выбору профессии;

- подготовку юношей и  девушек к браку и сознательному  родительству;

- родительский медико-психологический  всеобуч;

в) функция социального  корректирования и реабилитации, которая включает:

- социальную медико-психологическую  реабилитацию несовершеннолетних  с отклоняющимся поведением, безнадзорных  детей и подростков, детей, оставшихся  без попечения родителей;

- медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

- предоставление клиенту  информации, необходимой для разрешения  сложной жизненной ситуации;

- распространение среди  населения медико – психологических, педагогических и иных знаний;

- изучение специалистами  по социальной работе, специально  созданными учреждениями, а также  с помощью научных организаций  потребностей своих клиентов  и социальных проблем, порождающих  кризисные ситуации в регионе,  разработка и реализация конкретных  мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

- участие специалистов  социальной службы в разработке  чрезвычайных программ;

- формирование в рамках  спасательных служб, организуемых  на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления  социального обслуживания населения  определены Федеральным Законом  « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):

- предоставление материальной  помощи гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов  питания и т.д., а также специальных  транспортных средств, технических  средств реабилитации инвалидов  и лиц, нуждающихся в постороннем  уходе; 

- социальное обслуживание  на дому, которое осуществляется  путем предоставления социальных  услуг гражданам, нуждающимся  в постороннем или временном  нестационарном социальном обслуживании;

- социальное обслуживание  в стационарных учреждениях, осуществляемое  путем предоставления социальных  услуг гражданам, частично или  полностью утратившим способность  к самообслуживанию и нуждающимся  в постоянном постороннем уходе,  и обеспечивающее создание соответствующих  их возрасту и состоянию здоровья  условий жизнедеятельности, проведение  мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание,  уход, а также организацию посильной  трудовой деятельности, отдыха и  досуга;

- предоставление временного  приюта в специализированных  учреждениях социального обслуживания  детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним  детям, гражданам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного  места жительства, пострадавшим  от психологического или физического  насилия и другим клиентам  социальной службы, нуждающимся  в определении временного приюта;

- организация дневного  пребывания в учреждениях социального  обслуживания с предоставлением  социально – бытового, социально  – медицинского и иного обслуживания  сохранившим способность к самообслуживанию  и активному передвижению гражданам  преклонного возраста и инвалидам,  а также другим лицам, в том  числе несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь  по вопросам социально – бытового  и социально – медицинского  обеспечения жизнедеятельности,  психолого-педагогической помощи, социально  – правовой защиты;

- реабилитационные услуги  лицам с ограниченными возможностями,  несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в  трудную жизненную ситуацию и  нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживается базируется на принципах:[1]

- равных возможностей  граждан независимо от национальности, пола и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной  адаптации с опорой на собственные  силы;

- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

- профилактической направленности;

- законности и учета  международных стандартов.

Социальная служба формируется  на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными  для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему  целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных  начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан  на получение социальных услуг и  помощи в сложных жизненных ситуациях  означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – необходимое звено  в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда  социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности  означает, что социальная служба максимально  приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов  и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности  означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют  право на сбор информации, получение  по мотивированному запросу от государственных  и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций  и помощи клиентам.

Функции управления вопросами  социального обслуживания населения  на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они  строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного  образования, культуры, физкультуры  и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам  молодежи и занятости и другими  органами управления, а также с  общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

 

2.   УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным  центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных  групп и категорий населения  на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских  и сельских районах, микрорайонах и  т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации  при наличии лицензии) создают  специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых  отводится территориальным центрам  социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.1 Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально – педагогическую, медико – социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной  службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:[1]

- нормативных отчислений  из бюджетов соответствующего  уровня в размере не менее  2 % расходной части бюджета;

- поступлений из фонда  социальной поддержки населения  за счет выделения части средств  на цели социальной поддержки  семей с детьми;

- средств из федерального  бюджета на выполнение уставных  задач;

- финансов в результате  перераспределения средств между  комитетами и отделами служб  различного уровня на реализацию  областных, городских и районных  программ;

- дополнительных средств  на областного и местного бюджетов  на обеспечение целевых мероприятий  по адаптации доходов населения  к росту стоимости жизни и  другое;

- доходов от платных  услуг и от хозяйственной деятельности  учреждений службы;

- благотворительных пожертвований  и взносов предприятий, общественных  организаций и частных лиц,  поступлений от благотворительных  акций.

Информация о работе Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности