Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:25, автореферат
Сегодня продукты массовой культуры присутствуют на разных каналах – и наиболее доступным на этот момент является телевидение. Приход «человека смотрящего» обусловил развитие телевидения и в первую очередь фильма, как первейшего продукта, призванного развлекать зрителя. Телевизор появился в каждом доме, создавая иллюзию вовлеченности в другую реальность, в присутствии у тебя дома людей, с которыми никогда не был знаком (la sondaje cu mai multe persoane, televizorul în casă este mereu aprins pentru a nu se simţi singur, a fi "implicat" în realitatea înconjurătoare, care apare în mozaic). U.Eco atinge această problemă
В производимых ТВ сериалах прочитывается явная попытка редуцировать культурную практику постмодерна к ее основанию. Реализуется эта попытка в практике любого ТВС, в котором пародия является важным структурным принципом, как и в постмодерне. Можно сделать предположение, что либо постмодерн переходит на новую ступень, либо пришел конец постмодернистской парадигме, так как то, что ранее являлось условием для решения задач, теперь представляет объект для иронического анализа.
Существует немало примеров
взаимопроникновения и
из пятисот серий, и считает данный сериал одной из наиболее интересных своих работ*. С 25 августа по 17 сентября 2000 года в Москве, в ЦВЗ «Манеж» была проведена выставка современного искусства под общим названием «Сериалы», где в качестве «иного типа выражения», где «единичное высказывание становится недостаточным и начинает вырабатываться прием
многосоставного высказывания, в результате чего тенденция создания серий в искусстве приобретает новое значение. Новейшие направления визуального искусства такие как кинетизм, поп-арт, концептуализм, минимализм, трансавангард, видеоарт и так далее используют серийность в качестве одного из основных приемов выражения»**. По существу активно используется серийная технология производства ТВ сериала практически в «чистом» виде, без какого бы то ни было «очищения от профанного», без какой бы то ни было модернизации. Иными словами, здесь налицо инверсия, выраженная в использовании инструментария массовой культуры в области современного искусства***.
Язык ТВ сериала, на наш взгляд, является аналогом языка межличностного общения на обыденном уровне культуры и одновременно становится средством для формулирования и тиражирования основополагающих, значимых социокультурных концептов, работавших, работающих, или должных заработать в обществе. Взаимосвязь реального и квазиреального языка на обыденном уровне культуры доказывает возможность его использования как одного из способов социализации, инкультурации реципиента.
Представляемые ТВ сериалом реальности, при всем своем многообразии являются синтезом весьма заурядных действий повседневной жизни, практических действий, обстоятельств. Однако неординарные события и способы выстраивания межличностных взаимоприемлемых механизмов взаимодействия и действия также в нем присутствуют. Синтез обыденности и неординарности осуществляется при помощи языка, его разнообразных семиотических кодов. Простота в понимании языка ТВ сериала не мешает, а возможно позволяет изменять образ жизни реципиента. Поэтому язык ТВ сериала может быть рассмотрен как один из инструментов модернизации образа жизни человека, развития его защитных механизмов, таких, как «избирательность» (через артикулирование того или иного образа жизни, или образов жизни, той или иной продукции, упорядочивая нестабильность, расщепленность современного общества, ранжируя многообразие продукции, приводя в некоторое равновесие или создавая иллюзию равновесия спроса и предложения, давая возможность осуществить отбор желаемого для реципиента образа жизни и продукции в уже более четко и целостно представленной квазиреальности ТВ сериала). *Из первых рук// Искусство кино-1999,- №5.-С.86-89. ** Цитата из пресс-релиза к выставке «Сериалы».
***«. просить, чтобы
вас обеспечили референтом (и
объективной реальностью), или смыслом
(и вероятной
Можно подойти к ТВ сериалу
как символическому полю, где реализуется
понятие «символ», менее жесткое
чем «код». Расчленение символического
поля ТВ сериала обусловлавливается
социокультурной
Если предположить, что
символ несет в себе определенный
смысл, обусловленный не столкновением
образов, а культурным действием, являющимся
его основой, тогда через ТВ сериал
можно осуществить
Интерпретация смысла в образе,
осуществляемая через действие, ведет
к более ясной форме смысла
и позволяет рассчитывать на символизацию.
Тогда становление символа
Если ТВ сериал - это символическое поле, то коммуникатор может репрезентировать смысл как символ. Пример символизации реальности, осуществляемый посредством ТВ сериала - слово «фазенда», используемое как символ дачного участка после ТВ сериала «Рабыня Изаура», слово «мыло», используемое зрителями как символ ТВ сериалов, ТВ серий, ТВ новелл, и профессионалами (например, постоянная рубрика в журнале «ТВ парк» под общим названием «сериал», в рамке, символизирующей мыльную пену).
Так как реклама является одним из дискурсов текста ТВ сериала, то ее можно также считать предметом исследования как символического поля. Пример символизации реальности, осуществляемый через рекламу, вписанную в текст ТВ сериала - это слова «съел и порядок», используемые в реальности как символ конфеты «Сникерс», или движения, означающие опускание нечто (например, пакетика с чаем) во что-то (например, в стакан) используемое как символ чая «Липтон», как и фраза «знак хорошего вкуса, знак успеха - это очевидно!»
З.Фрейд утверждал, что
появление массы в «психическом
смысле» - это результат проявления
интереса к одному объекту, и, как
следствие, «спонтанность» взаимовлияния
объекта и массы. Таким образом,
утверждается наличие у реципиента
особой внушаемости*. При этом следует
отметить, что оказание воздействия
объекта происходит как на реципиента,
так и на коммуникатора, или автора
- профессионала, работающего над
созданием объекта. Анализ данного
феномена был бы весьма интересен. Можно
также попытаться изучить механику
воздействия ТВ сериала на его
производителей. Примеров оказания воздействия
ТВ сериала на производителей существует
достаточно, так, в качестве косвенного
подтверждения такого воздействия
можно привести ситуацию, описанную
в книге Стивена Кинга «Сестра
Мизари» и экранизации с
редкий снимок НЛО. В подлинность этих «раритетов» Дэвид искренне верит -в отличие, кстати, от более трезвормыслящей Tea»*.
ТВ сериал является продуктом массовой культуры, реализуемый через средства массовой коммуникации, и, одновременно, многофункциональным средством массовой коммуникации. Поэтому сегодня ТВ сериал может быть использован в качестве медиатора, посредством которого могут быть репрезентированы значимые социокультурные конфигурации, считающиеся «общечеловеческими ценностями».
В сегодняшнем обществе изменения носят перманентный характер, разрушаются привычные связи (в том числе и коммуникативные), и ТВ сериал как продукт массовой культуры и средство массовой коммуникации является эффективным средством реализации задач адаптации реципиента к новым социокультурным условиям. Задача может быть решена с помощью трансляции через ТВ сериал данных изменений и способов адаптации к ним. Так, например, могут быть отработаны
• новизна события, его необычность, единичность и трудность нахождения аналогии в собственном социокультурном опыте: через возможность создания аналогии и ее репрезентации в ТВС;
• разрыв в социальном процессе, происходящий в результате вторжения необычного, единичного, случайного, не имеющего аналога в прошлом: разрыв может быть спровоцирован или нейтрализован (в зависимости от задачи) в ТВС через серийную технологию;
• восполнение дефицита
времени для адаптирования
Следует отметить, что социокультурные связи не могут быть абсолютно инновационными, как правило - это модернизированный аналог предыдущих социокультурных связей. Безусловно, существуют и оригинальные конструкции, но их новизна может быть смикширована посредством репрезентации их как социокультурной системы, сочетающей в себе как инновацию, так и традицию. И в этом смысле ТВ сериал является замечательным образцом для репрезентации, анализа и осмысления данных феноменов, а также их провокации или редуцирования, в чем и заключается его несомненная значимость, польза и важность как объекта исследования.
Научная библиотека диссертаций и
авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/
Популярная культура
Популярная культура – это способ адаптации традиционных гуманистических идеалов и ценностей, доминирующих в культуре, к запросам отдельных социальных групп или общества в целом. Она содержит тот ценностный универсум, который может быть востребован как массовой, так и элитарной культурой. Однако в отличие от массовой, популярная культура ориентирована на создание такой формы, которая соответствует потребностям человека и способна актуализировать традиционные смыслы культуры, обновляя их.
Появление популярной культуры связано с 70-80- ми годами ХХ в., когда в западных странах стала преобладать культура среднего уровня (мидкультура), в которой произошло соединение образцов высокой культуры и популярной.
Благодаря влиянию популярной культуры Священная история стала сюжетом музыкальной оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Экранизация «Оливера Твиста» и «Войны и мира» адаптирует классику к «экранной» культуре и тем самым приподнимает духовный мир зрителя над обыденным уровнем. Синтез оперного искусства и рок-музыки создал новые музыкальные жанры: оперетта, рок- опера «Юнона и Авось», мюзикл «Нотр-Дам» и др. Популярная культура делает модными образцы подлинно художественного творчества (например, высокоинтеллектуальные романы Камю, Фолкнера), создает моду на популярную науку, старину, альтернативные стили бытия и т.п., что может найти отклик среди большинства (масс) или избранных (элиты).
Отсюда следует важная миссия популярной культуры – быть посредником и своеобразным мостом, соединяющим массовую и элитарную культуру.
Актуальность темы исследования. Социология имеет особый взгляд на становление и развитие того аспекта культуры или той ее части, которую принято называть "массовой культурой" или "популярной культурой". Последнее выражение за последние десятилетия приобрело более научный статус. Это, в частности, связано с тем, что все сложнее определить четкие критерии различения массовой и элитарной культуры, культуры "высокой" и культуры "низкой". Это также связано с тем, что современная социология не рассматривает "массу" как определенное социальное образование, способное служить базой или субъектом "массовой культуры". Поэтому социологи используют понятие "массовая культура" достаточно условно, указывая на то, что роль соответствующего социального феномена значительно изменилась по истечении десятилетий с момента возникновения дискуссий о массовой культуре и массовом обществе. Например, наряду с изменением роли массовой культуры в обществе и ее медиазацией внутри этого социального явления происходит определенное расслоение, равно как и расслоение ее аудитории; многие сюжеты, жанры, принадлежавшие ранее исключительно элитарной культуре, ныне заимствуются и массовой. Отношение к традиционно элитарной культуре также меняется, равно как и взгляды на то, что причислять к элитарной культуре. Понятие "популярное" является
широко распространенным, тем не менее,
в современной отечественной
социологии оно еще только начинает
приобретать статус рабочего термина.
Наряду с этим следует отметить,
что прилагательное "массовый"
является чуть ли не более общеупотребительным:
мы говорим о массовом производстве
и потреблении, массовых движениях,
организациях, массовой коммуникации
и массовом сознании. "Массовость"
стала неотъемлемой чертой многих социальных
процессов в самых разных областях
социально-экономической и Исследование массовой и популярной культуры в коммуникационном ас- -4-пекте приобретает особое
значение в сегодняшней России.
Радикальные изменения в Современная социокультурная ситуация в России характеризуется все более возрастающим влиянием массовой и популярной культуры на общественное сознание, а также на состояние и функционирование всего общества. Кроме того, трансформационные процессы в постсоветском пространстве приводят к смещению ценностей и необходимости построения, трансляции и стимуляции потребления новых культурных образцов, кодов, стилей жизни, — именно это и является функцией массовой и популярной культуры. Кроме того, медиазиро-ванная массовая и популярная культура является одним из основных пространств и ресурсов для конструирования идентичности и саморепрезентации. Особую актуальность проблеме функционирования и потребления массовой и популярной культуры придают интенсивно развивающиеся средства массовой коммуникации, которые оказывают растущее влияние на формирование и распространение культурной продукции в обществе. Другими словами, средства массовой коммуникации должны пониматься как "культурные посредники", развитие которых рассматривается как «фундаментальная непрерывная трансформация способов производства и циркуляции символических форм в современных обществах»1. Именно таким образом понимается медиазация культуры как процесс, характерный для современного общества. Идеологический заряд
массовой и популярной культуры не
без оснований сводится критиками
к идеализации 1 Thompson, J.B. Ideology and Modern Culture, Polity Press, 1990, p. 124. -5-ным этот аспект массовой
культуры представляется при
обращении к сегодняшней Анализ массовой и популярной культуры осуществляется в значительной мере в рамках социологии культуры — дисциплины, занимающейся изучением формирования, строения и функционирования культуры в отношении к социальным структурам и институтам в контексте конкретных исторических ситуаций1. Кроме того, при изучении современной массовой и популярной культуры также зачастую применяется культурный анализ, как «направление теоретического исследования, применяющее методологию и аналитический аппарат культурной антропологии, социологии и философии культуры и ставящее своей целью обнаружение и анализ закономерностей социокультурных изменений»2. Зачастую популярная культура воспринимается лишь как многообразие способов проведения досуга. Однако массовая или популярная культура в современном обществе в целом остаются связанными с идеологией и политикой. Массовая/популярная культура — понятие, указывающее на особенности формирования и воспроизводства культурных ценностей в современном обществе массового производства и потребления. Все, что окружает современного человека и составляет его повседневную жизнь, — одежда, предметы быта, образование, информация — является частью популярной культуры и поступает к индивиду через механизмы ее распространения и воздействия — прежде всего через средства массовой коммуникации. 1 Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. С. 16. 2 Там же. Актуальность анализа массовой и популярной культуры в коммуникационном аспекте связана прежде всего с тем, что выявление сущности этого типа культуры оказывается принципиально важным для понимания происхождения и роли массовой и популярной культуры в современном обществе, а также для выявления функциональных особенностей тех разновидностей современной культуры, которые претендуют на элитарность. Наконец, важность рассмотрения этого феномена заключается и в том, что он, по мнению многих авторов (Г.К. Ашин, А.В. Кукаркин и др.), будет развиваться в ближайшем будущем, знаменуя собой новую фазу в развитии современной культуры. Известный отечественный исследователь Л.Г. Ионин, говоря о современной ситуации, справедливо полагает, что «постмодерн (или то, что называют постмодерном) осуществляется именно в культуре и через культуру. Поэтому культурно ориентированная социология неизбежно становится основным инструментом анализа этой исторической трансформации. В конечном счете не важно, будет ли она называться социологией культуры или как-то иначе; ясно, что исследование культуры на долгое время становится предметом социологии»1. Изучение массовой и популярной культуры как социального феномена, присущего современному обществу, актуально еще и потому, что она обладает высокой жизнеспособностью и проникающей способностью, пронизывая все стороны общественной жизни, в значительной степени благодаря массовым коммуникациям; поэтому ее иногда называют "глобальным средством психотерапии"2. Кроме того, изменение характера распространения массовой и популярной культуры существенным образом сказывается на состоянии современного общественного сознания. Степень научной разработанности темы. Как явление массовая культура возникла в конце XIX века с распространением популярной литературы, лег- 1 Там же. С. 266. 2 Маркова Г.И. Массовая
культура: содержание и основные функции.
Автореф. дис. канд. филос. -7-кой музыки и изобретением
кинематографа. Однако сам Следует отметить, что генезис, эволюция, а также основные теории, касающиеся оценки роли массовой культуры в общественной жизни, описаны и исследованы в отечественной социологической литературе достаточно полно и подробно1. Однако определенный пробел содержится в освещении последних западных теорий массовой и популярной культуры, а также в изучении истории массовой культуры в СССР (и позднее в России), так как в основном в отечественной литературе до недавних пор этот термин нес негативное значение и не признавался как факт "советской действительности". Также недостаточно разработана тема форм проявления массовой культуры, так как под этими формами обычно понимается лишь массовое искусство, хотя феномен массовой культуры намного шире. Кроме того, в отечественной социологической литературе появилось не- 1 См. например: Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета: (Что популяризуют средства массовой информации США). — М.: Мысль, 1986; Смольская Е.П. "Массовая культура": Развлечение или политика? — М.: Мысль, 1986; Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры". М.: Искусство, 1988. -8-мало исследований, посвященных
массовым коммуникациям и Определенная часть литературы
посвящена проблемам Подобное разнообразие подходов и концепций массовой и популярной культуры обусловлено несколькими причинами. Во-первых, как уже указывалось, сама массовая и популярная культура в современном обществе далеко не однородна. Расслоение ее связано со сложностью и разнородностью самого общества. В данный момент, скорее всего, уже неправомерно говорить о единой массовой культуре. Во-вторых, оценки социального значения массовой и популярной культуры колеблются от непримиримо-критических (Т. Адорно, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет) до вполне нейтральных и даже положительных (Д. Белл, Э. Шиллз). В-третьих, существует не меньший диапазон взглядов на проблему взаимодействия и взаимовлияния массовой культуры и массовых коммуникаций. В-четвертых, массовая культура как социальный феномен характеризуется особой динамичностью, что также усложняет процесс ее изучения. Наконец, в-пятых (и как следствие всего вышеуказанного), само понятие массовой культуры трактуется совершенно по-разному в современной отечественной и западной социологии; как уже упоминалось выше, до конца не опре- См. например: Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического взаимодействия. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М: Центр, 1998; Засурский И.И. Масс медиа второй республики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999; Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.:УРСС, 1999. 2 См. например: Featherstone М. "Global Culture": Nationalism, Globalization and Modernity. SAGE, 1990; Featherstone M. Undoing Culture. Globalization, Postmodernism and Identity. SAGE, 1995; Thompson, J.B. The Media and Modernity. A Social Theory of the Media. Polity Press, 1995. -9-делено соотношение понятий "массовая культура" и "популярная культура", "массовое" и "элитарное". Следует отдельно оговорить
понятийный аппарат данного В современной социологии
существует несколько взглядов на проблему
соотношения понятий "массовая культура"
и "популярная культура". Ряд социологов,
как западных, так и отечественных,
считают эти понятия Тем не менее, следует отметить, что понятие популярной культуры уже имеет широкое хождение на Западе, обозначая для большинства исследователей синоним массовой культуры, однако в новой ее форме. Британский исследователь Д. Маккуэйл, отличая социологический термин "популярное" от более широко употребимого понятия "массовое", указывает на то, что популярная культура — это культура, которая не претендует на массовость, буквально — это культура, которая популярна ,в различных слоях общества. Кроме того, Разлогов К.Э. Культура для необразованных?// Общественные науки и современность. 1990. №4.С.168-183. -10-употребление термина
"массовая культура" предполагает
определенный снобизм в Однако с ним не соглашается
Дж. Холл, утверждая, что при всей
своей уничижительности, «термин 'массовый'
охватывает важнейший аспект современной
культуры, а именно — то, что в
конце двадцатого века большая часть...
культуры массово производится, массово
распределяется и потребляется на массовой
основе». Трансляция культуры через
масс-медиа дает основания для "озабоченности"
появлением массового общества. «Лишенный
своих уничижительных значений (коннотаций),
термин 'массовый' выявляет фундаментальный
аспект современной культуры, —
тот, которому культурные исследования
будут вынуждены противостоять» См.: Ашин Г.К. Вторжение без оружия: Идеологическая борьба в современном мире и буржуазная "массовая культура". М.: Сов. Россия, 1985. 2 См.: McQuail,D. Mass Communcation Theory: an Introduction, 3rd ed. SAGE, 1994. 3 Ibid., p.40. 4 Hall, J. R. Culture: Sociological Perspectives/
J.R. Hall and M. J. Neitz. USA, Prentice-Hall Inc., 5 Генис А. Вавилонская
башня: искусство настоящего времени/
Эссе. М.: "Независимая газета", Автору исследования представляется
целесообразным использование терминов
"массовая культура" и "популярная
культура" как равноправных понятий
(однако, с учетом различия в их смысловых
нагрузках), поскольку оба явления
— как массовая, так и популярная
культура — характерны для современного
общества. Кроме того, следует учитывать
сложившуюся в отечественной
научной публицистике традицию равноправного
использования этих понятий. Еще
одной причиной этому служит попытка
избежать дальнейшего усложнения и
без того запутанного положения
в понятийном аппарате. Тем не менее,
понятие "массовая культура" употребляется
нами для подчеркивания массового
характера производства и потребления
некоторых видов продукции, тогда
как "популярная культура" чаще используется
для обозначения культуры, более
разнородной и Цель исследования: определить основные тенденции развития массовой и популярной культуры в условиях интенсификации влияния средств массовой коммуникации в трансформирующемся обществе. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: описать генезис и эволюцию массовой и популярной культуры в мировой цивилизации; раскрыть объективные и субъективные предпосылки этой эволюции; выполнить критический анализ основных методологических подходов к изучению массовой и популярной культуры; проанализировать содержание
понятия "массовая культура"; выявить
функции массовой и популярной культуры
в современном обществе, определить
ее роль в системе духовного охарактеризовать механизмы формирования, распространения и потребления массовой и популярной культуры; проанализировать роль средств массовой коммуникации в этих процессах; выполнить анализ тенденций и перспектив развития массовой и популярной культуры в контексте общества постмодерна, представив при этом средства массовой коммуникации как фактор формирования нового типа культуры — "медиа-культуры"; — определить специфические
черты и характеристики, присущие
совре Методологическая основа. Данное исследование опирается на методологию структурно-функционального и институционального подходов. В результате был выработан комплексный, многофакторный подход к предмету исследования. В ходе работы использовались типологический, исторический, логический методы анализа; также были использованы элементы социокультурного анализа. Основным методом исследования был выбран системный анализ и интерпретация подходов к массовой и популярной культуре и оценок ее роли в обществе. Эмпирическим методом явился качественный анализ содержания медиа-текстов с элементами дискурс-анализа в ходе изучения материалов российской прессы, результаты которого представлены во второй главе диссертационного исследования. В качестве объекта исследования была выбрана массовая и популярная культура как социальный феномен современного общества. Предметом исследования является изменение роли массовой и популярной культуры в условиях интенсификации влияния средств массовой коммуникации в трансформирующемся обществе. Положения, выносимые на защиту: генезис и эволюция массовой и популярной культуры обусловлены социально-историческим контекстом, в котором данный тип культуры функционирует; происходит методологический сдвиг от эссенциалистских концепций массовой и популярной культуры, основывающихся на полярных оценках роли массовой и популярной культуры в обществе, к аналитическим/синтетическим, акцентирующим внимание на процессе функционирования этого феномена (включая и изучение роли масс-медиа в этом процессе); в связи с бурным развитием масс-медиа, особенно интерактивных видов, появляется новый принцип распространения массовой и популярной куль- -13-туры — сетевой, — среди остальных функций массовой и популярной культуры, традиционно играемых ею в обществе, на передний план выдвигается социализирующая функция. Массовая и популярная культура, превращаясь в медиа-культуру в условиях глобализации и виртуализации современного общества, становится основным ресурсом конструирования идентичности и полем для репрезентации, предоставляя индивиду набор культурных образцов, кодов, стилей; масс-медиа обеспечивают циркуляцию этих конструктов в культурном пространстве. Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрение явления массовой и популярной культуры в контексте трансформирующегося общества предпринимается не с критической точки зрения, а с аналитической. Иными словами, выбранный подход имеет целью избежать "снобистского" понимания массовой и популярной культуры как низкопробной продукции и выработать аналитический подход к ней как к сложившемуся явлению социальной реальности. Кроме того, большинство работ, посвященных современной отечественной массовой и популярной культуре написано, как правило, на публицистическом уровне либо является культурологическими исследованиями, что создает определенную потребность в появлении социологических и междисциплинарных работ, посвященных этой теме и содержащих ее целостный анализ. Кроме того, детально проанализирована социализирующая функция массовой и популярной культуры в коммуникационном аспекте и охарактеризована ее новая роль в трансформирующемся обществе, что представляется весьма важным для изучения проблем конструирования идентичности. Относительно новой областью изучения также является рассмотрение медиа-культуры как средства манипуляции и пропаганды в российском обществе. Кроме того, в третьей главе данного исследования представлен новый — сетевой — способ распространения медиа-культуры, характерный для постсовременного информационного общества, в отличие от традиционного иерархического. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученное знание может быть использовано при формировании некоторых принципов го- -14-сударственной культурной политики, в особенности касающихся массовых коммуникаций. Научная значимость состоит в том, что в контексте трансформирующегося общества данное исследование отвечает новым потребностям теории культуры и культурного анализа. В условиях вестернизации/американизации массовой и популярной культуры, а также культурной глобализации, для обновления обществоведческого дискурса необходимы новые, не основанные на антагонизме подходы в изучении отечественной популярной и массовой культуры. Апробация работы. Отдельные положения работы были представлены на научных конференциях — Итоговой научной конференции КГУ за 1996 г., республиканской научно-практической конференции "Власть и общество: грани взаимодействия" (Казань, КХТИ, июнь 1996 г.), и международной конференции "Кому принадлежит культура?" (Казань, КГУ, май 1998 г.) Содержание работы отражено в семи печатных публикациях. Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, построенного по алфавитному принципу. Первая глава посвящена генезису и сущности массовой и популярной культуры. Характеризуются основные подходы к изучению этого феномена — критические, апологетические, аналитические. Рассматривается эволюция массовой и популярной культуры, обусловленная некоторыми закономерностями развития общества — в частности, процессами массовизации и индустриализации производства культурной продукции. Кроме того, один из параграфов первой главы посвящен основным формам проявления массовой популярной культуры — на примере кино, музыки, изобразительного искусства и дизайна. Вторая глава данного диссертационного исследования посвящена массовым коммуникациям как одному из важнейших факторов, влияющих на производство, распространение и потребление массовой и популярной культуры. Именно развитие массовых коммуникаций обусловило трансформацию системы духовного производства, изменилась роль аудитории в процессе коммуникации. Также показана значимость проблемы манипулирования и влияния на общественное мнение с - 15-использованием масс-медиа
в качестве основных |
Информация о работе Сериал "Секс в большом городе" как образец массовой культуры