Сериал "Секс в большом городе" как образец массовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:25, автореферат

Краткое описание

Сегодня продукты массовой культуры присутствуют на разных каналах – и наиболее доступным на этот момент является телевидение. Приход «человека смотрящего» обусловил развитие телевидения и в первую очередь фильма, как первейшего продукта, призванного развлекать зрителя. Телевизор появился в каждом доме, создавая иллюзию вовлеченности в другую реальность, в присутствии у тебя дома людей, с которыми никогда не был знаком (la sondaje cu mai multe persoane, televizorul în casă este mereu aprins pentru a nu se simţi singur, a fi "implicat" în realitatea înconjurătoare, care apare în mozaic). U.Eco atinge această problemă

Файлы: 1 файл

Сегодня сериал.docx

— 137.21 Кб (Скачать)

Однако  за Линчем окончательно закрепился статус культового режиссера, а сериал «Твин  Пикс» стал культурным достоянием эпохи, чуть ли ни изменившим мир. В Америке  даже возникло движение под названием  «Гражданская оппозиция отмены «Твин  Пикса», добившееся завершения показа сериала: из-за протестов домохозяек его хотели прервать, не завершив. Молодые  парни и девушки, поклонники эзотерики, которые поняли конспирологию Линча, создавали фан-клубы сериала, собирая  сведения об актерах и режиссере  в прессе, так как интернет ещё  отсутствовал. Музыкальные темы Анджело  Бадаламенти обрели отдельную жизнь, пополнив классику психоделической  музыки.

– В 1960-х годах сериал «Семейка Адамс» (The Addams Family) был своеобразной хулиганской версией «семейной» разновидности популярных ситуационных комедий – ситкомов (sitcom). История семейства Адамссов началась ещё в 30-е годы с комиксов в журнале "Нью-Йоркер". Фамилию члены семейки унаследовали от своего создателя - Чарльза Аддамса.

В 1973 –75 годах создатели «Тома и  Джерри» Ханна и Барбера сняли  мультфильмы про Аддамсов, а озвучивали персонажей Тэд Кэссиди, Джеки Куган  и юная Джоди Фостер. И в девяностых годах та же студия снова произвела  несколько серий про необычную  семейку.

TV сериал был отснят ёще после первой порции мультфильмов, он выходил в США с 1964 по 1966 год. Черно-белая история о неординарной семье из потустороннего мира, была сразу же отвергнута домохозяйками, перекочевала в нишу субкультуры и благополучно забылась до начала 1990-х годов. Когда один за другим начали выходить полнометражные фильмы, а вскоре не замедлил появиться и сериал «Новая семейка Адамс», ставший, по сути, ремейком классических эпизодов и просуществовавший два сезона. Поклонников этого специфического нишевого продукта следует искать среди представителей субкультуры – готов. Готическая субкультура, зародившаяся на волне постпанка, разнообразна и неоднородна. Внешний вид членов семейки Адамс напоминает одежду готов, а черные, мрачные шутки героев понятны исключительно представителям этой субкультуры. Тем не менее обе версии «Семейки Адамс» сняты по всем правилам и законам сериального искусства.

– Все шесть сезонов сериала  «Секс в большом городе» (Sex and the City) прошли в Америке, Европе, Украине и России с огромным успехом в период с 1998 по 2004 год. Этот сериальный продукт также весьма специфичен и не предназначен для широкой аудитории. Следует начать с того, что «Секс в большом городе» – история, изначально снимавшаяся для демонстрации только в кабельной сети. Вначале вышел первый сезон сериала - в далёком 1998 году, - и практически сразу же он занял первые места в рейтингах киноканалов по интересу зрителей, в особенности зрительниц. В основе сериала лежала известная книга Кэндес  Бушнелл "Секс в большом городе". Как показало время, кабельные сети, закодированные каналы и позднее время показа не помешали сериалу обрести культовый статус – преимущественно среди женщин того же возраста, что и у героинь фильма, и с теми же взглядами на жизнь. В сериале очень хорошо показано каким образом происходят типичные развития отношений между мужчинами и женщинами и раскрываются наиболее типичные проблемы, возникающие при этом. Благодаря этому сериал «Секс в большом городе» по праву можно назвать культовым в Америке. Популярность его в нашей стране также достаточно велика и впервые начала возрастать после появления его в широком прокате на одном из российских частных телеканалов в 2004 году.

Премьера  первого сезона нового телевизионного сериала «Доктор Хаус» (HouseM. D.) стартовала на американском телеканале «FOX» 16 ноября 2004 года. На телевидении успешность продукта определяется рейтингами, история о странноватом враче и его команде имела хорошие показатели, поэтому та же команда взялась за продолжение. С коммерчески успешным продуктом так происходит всегда, и поначалу продюсеры, сценаристы, режиссеры и актеры не поняли, что они создали. По мнению телекритиков,  это лучший сериал начала третьего тысячелетия. В чём же причина такой популярности?

Если  задуматься, то становится понятно, что  сериал сделан по шаблону детектива. В обычном детективе жертве преступления всегда есть что скрывать, и невинной она бывает очень редко, разве  что, став объектом охоты маньяка, выбирающего  жертвы только по одному ему понятному  принципу. Людям всегда нравились  детективные сериалы. Дэвид Шор  придумал историю, в которой врач лечит пациента, страдающего по  непонятным причинам. Неизвестная болезнь – преступник, угрожающий жизни. Симптомы – улики, которые очень важно изучить. Врач – гениальный сыщик, принимающий вызов преступника-болезни.

Но  главное – это жертва, то есть сам пациент. Все они врут, скрывая  истинные причины недомогания. Таким  образом, причины болезни – в  каждом из пациентов. А, учитывая то, что  от болезней не застрахован никто, на месте пациента доктора Хауса  может оказаться каждый из нас. Получается так, что ложь, лицемерие, политкорректность, одиночество, зависть, даже излишняя доброта  или гипертрофированное желание  опекать тех, кто нам дорог, –  все это и многое другое, с чем  мы сталкиваемся каждый день и чем  невольно грешим сами, порождает хвори. Каждый частный случай самой невероятной  болезни, по замыслу Дэвида Шора, становится диагнозом современному обществу, уставшему  от самого себя. Именно поэтому «Доктор  Хаус» еще во время показа первого  сезона завоевал популярность прежде всего у тех людей, которые  не просто хотят развлечься в течение 43 минут (продолжительность серии), но также желают и умеют думать.

Естественно, большую долю популярности сериал снискал  благодаря главному персонажу. Что  же воплощает в себе Доктор Хаус? Это абсолютно новый человек, для которого не существует правил, субординации,  он независимо мыслит, обладает нестандартной манерой поведения и хорошей интуицией. Он прямо высказывается, часто порицается за грубость и жесткие подшучивания над пациентами. Доктор Хаус – нонконформист, готовый на всё, что бы хорошо сделать свою работу. Считается, что прототипом доктора Грегори Хауса является Шерлок Холмс, тоже вымышленный персонаж. Хотя как раз одним из прототипов Холмса исследователи творчества Конан Дойла называют талантливого хирурга, профессора Эдинбургского университета доктора Джозефа Белла. В случае с доктором Хаусом именно его манера поведения и манера общения выглядят нормой, а все вокруг – отклонением от этой нормы. Своим успехом в работе сначала Холмс, а теперь Хаус демонстрируют: большинство привыкло жить по трафарету и уже не отдает себе в этом отчет, считая собственное слияние с окружающей средой нормой, а любую попытку выделиться – отклонением или извращением.

Тем не менее «House M. D.» следует рассматривать именно как продукт массовой культуры. Сами создатели называют свое детище не иначе как шоу, старательно развлекают своего зрителя. Уникальность и ценность сериала «Доктор Хаус» как раз в том, что, будучи коммерческим продуктом, порождением массовой культуры и составляющей огромной индустрии развлечений, он, тем не менее, занимает свою нишу. Авторам сериала удается сохранить баланс: с одной стороны фильм является продуктом массового потребления, а с другой – произведением искусства, сериалом «ручной работы», развлечением для людей, имеющих набор знаний на уровне выше среднего.

– Начиная с 2006 года на собственное  место среди лидеров субкультурного сериального продукта претендует «Декстер» (Dexter). Это явное «кино не для всех» о серийном убийце, живущем в Майами, работающем экспертом в полиции и очищающем мир от других серийных убийц, идёт уже шесть сезонов, каждый по 12 серий. В России и Украине появилось даже несколько фан-клубов, объединенных специальным фан-сайтом. Этот фильм, имеющий четкие возрастные и временные ограничения для показа, в России шел на адаптированном канале «Fox Сrime». Среди его ярых поклонников неординарно мыслящие люди и представители готической и других субкультур.

Примеры этих потрясающих в своей уникальности сериалов говорят о том, что представители  субкультур занимают немаловажное место  в мире. Массовая культура старается  подстраиваться под потребителей любого рода и иногда из узконаправленного  продукта выходит нечто культовое, как в описанных в данной статье случаях. 

 

 

 

 

Способов поведения интеллектуала  в современном мире массмедиа  всего два: плюнуть на все это  безобразие (вариант – «схватить  автомат и убивать всех подряд», Егор Летов) и попытаться найти точки  пересечения своего мира с общим  миром, нащупать смысловые узлы в  местах пересечения моих интересов  и интересов мира. Мир масс-медиа, правда, таких точек предоставляет  все меньше. Сериал «Секс в большом  городе» (1998–2002) стал в этом смысле важным подспорьем для английских и  американских интеллектуалов – большое  количество статей о сериале вначале  появилось в СМИ (Times, the Guardian; глянцевые Salon и Nation), потом подключились профессора нью-йоркских и бостонских университетов, лондонских fashion-колледжей, потом все это оформилось в сборник «Обсуждаем «Секс в большом городе».

Темы затрагиваются типичные для структуралистского анализа: «одинокая  девушка и социокультурные контексты», «секс и гражданственность», естественно, «оргазм и власть», и без третьей  волны феминизма тоже не обошлось, но интересует нас не это. Интересен  сам феномен появления интеллектуальной дискуссии вокруг явления поп-культуры.

Также в разделе:

Выживание автономной личности

Если сын – пацифист с промытыми мозгами, а внук –  трезвый милитарист

Субподрядчики арабских диктатур

Прорыв произошел вопреки  мейнстримным СМИ

Фигура  умолчания

Даже растения имеют больше прав, чем люди

Укуси меня

Про спятившего морпеха, американскую цензуру и японский плен

Университетские черви в  каком-нибудь штате Иллинойс ничем  не отличаются от университетских червей где-нибудь в Новосибирске: и те, и другие и там, и здесь читают много, а получают мало и с каждым днем пугливо отмечают, что мир  в их услугах нуждается все  меньше. Однако наши черви в отличие  от американских забывают о том, что  задача интеллектуала – и даже святая обязанность – шевелиться, барахтаться при любых обстоятельствах, превращая молоко жизни в сметану  осмысленного бытия. Вот западные интеллектуалы  и барахтаются – именно поэтому  мы ссылаемся на них, а не наоборот.

При известном усилии продукт  поп-культуры может и у нас  стать толчком для рождения новых  смыслов. Так, в прошлом году Александр  Дугин попытался осмыслить российскую поп-музыку (Поп-культура и знаки  времени. – СПб.: Амфора, 2005). Название глав говорит само за себя: «Зилинаглазаэ  такси», «Мармеладъный», «Непрерывный холизм Тани Булановой». Дугин попытался  навесить попсе побольше интерпретаций  – типа вы думаете, что попса бывает хорошая и плохая, а я думаю, что чем хуже попса, тем она  лучше, и чем она лучше, тем она хуже (нужно мыслить не бинарными оппозициями, а четырехгранным кадансом). Однако читать это все невозможно, за исключением статей о Шише Брянском или Псое Короленко – все прочее напоминает старинную театральную приговорку «о чем говорить, когда нечего говорить?». Все-таки кое-что зависит и от самого предмета разговора.

В этом смысле интеллектуальная ценность обсуждаемого сериала «Секс  в большом городе» тоже вызывает двоякое ощущение: то ли это грандиозная  афера – как писал Бурдье, «попытка увеличения символического капитала»  гламурного образа жизни – путем  помещения его в поле интеллектуального  дискурса. То ли действительно сериал получился особенным, выбивающимся из общего ряда телепродукции: сочинение, оказавшееся заряженным смыслами в  гораздо большей степени, чем  этого даже хотели его создатели (о популярности сериала на Западе и у нас написано много, не будем  повторяться).

К этому и сводится общий  пафос сборника: сериал вскрыл главные  культурные проблемы современного общества – способы существования одинокой успешной женщины, смена гендерных  ролей в большом городе, ситуация постфеминизма (девочки, родившиеся после 1968 года, пишет Астрид Генри, профессор  из штата Индиана, не знакомы с  ситуацией «до свободы»: это как  раз и усложняет им жизнь –  они не знают, ради чего затевалась борьба).

Также в разделе:

Авторы сборника сходятся на мысли, что секрет успеха «Секса в большом городе» в том, что  наряду с явными героями – четырьмя успешными женщинами – в сериале  присутствует еще как минимум  один, скрытый: это и придает сериалу  интригу и энергию. В качестве скрытого героя предлагаются: сам  Нью-Йорк, одежда и обувь известных  марок, геи (версия Дэвида Гревена из Бостона: все мужчины в сериале  играют роль бутафории, а сами героини  ведут себя именно как геи –  с частыми сменами партнеров, принципиально внебраковой ситуацией  и т.д)

Как мне видится, главный, скрытый герой сериала – все  же ум. Любое действие (включая секс) освящается и поверяется размышлением героинь – и это совершенно новое качество для сериала в  принципе. Культурологи это заметили первыми и создали прецедент, присвоив таким образом продукт  поп-культуры. Теперь «Секс в большом  городе» – единица и их успеха, потому что отныне они имеют право  сказать: «Без нас вы бы в этом сериале  ничего не поняли».

Отправить почтой

Версия  для печати

В закладки

Обсудить  на форуме

Разместить  в LiveJournal

Крайне забавен и еще  один аспект сборника. Дело в том, что  способность покупать (пишут Стелла Бруцци и Памела Ч. Гибсон) – это  власть. И самостоятельность –  это власть. И даже хорошее настроение – это власть. То есть женщины  нового типа, которых и представляет сериал, совершая множество покупок (в каждой серии) – действие, которое, казалось бы, характеризует их как  рабынь общества потребления, – таким  образом проявляют свои властные претензии. Этот простой и обескураживающий парадокс – покупая, мы делаемся господами  или рабами? – пожалуй, наиболее сильный в книге. Судя по количеству покупок, совершаемых женщинами  по всему миру, речь уже не о волне  феминизма, а о тотальном наступлении  по всем фронтам, с танками и артиллерией. Скоро они и нас покупать начнут. Всего вам доброго.

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЕРИАЛ  КАК КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ 

2.1. Из истории создания  телевизионного сериала. 

2.2. Место и роль телевизионного  сериала в контексте реальности.

2.2.1. Текст телевизионного  сериала как культурный образец,  репрезентирующий две модели  реальности: структуралистскую и  постструктуралистскую. 

2.2.2. Серийная технология  в тексте ТВ сериала. 

3. ЯЗЫК ТЕЛЕВИЗИОННОГО  СЕРИАЛА КАК СОВОКУПНОСТЬ СЕМИОТИЧЕСКИХ  КОДОВ. 

3.1. Семиотические коды  телевизионного сериала как области  функционирования культурных смыслов. 

3.1.1. Соотношение понятий  текст /дискурс/ язык телевизионного  сериала. 

Информация о работе Сериал "Секс в большом городе" как образец массовой культуры