Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:25, автореферат
Сегодня продукты массовой культуры присутствуют на разных каналах – и наиболее доступным на этот момент является телевидение. Приход «человека смотрящего» обусловил развитие телевидения и в первую очередь фильма, как первейшего продукта, призванного развлекать зрителя. Телевизор появился в каждом доме, создавая иллюзию вовлеченности в другую реальность, в присутствии у тебя дома людей, с которыми никогда не был знаком (la sondaje cu mai multe persoane, televizorul în casă este mereu aprins pentru a nu se simţi singur, a fi "implicat" în realitatea înconjurătoare, care apare în mozaic). U.Eco atinge această problemă
3.1.2. Кодирование и декодирование
информации в телевизионном
3.1.3. Семиотические коды
телевизионного сериала на
3.1.4. Семиотические коды
телевизионного сериала на
3.2. Культурологические основания
и прр^ща^ад^функции
4. ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЕРИАЛ
КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ
4.1. Телевизионный сериал
как средство создания
4.1.1. Механизм воздействия
коммуникатора на реципиента
а) схема проблема/решение (
4.1.2. Специфика семиотических
кодов с точки зрения
4.2. Целевая технология
построения текста
5. ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
5.1. Психологический параметр телевизионного сериала.
5.2. Психологические механизмы
воздействия на реципиента, используемые
коммуникатором в
5.3. Концепт персонажа
как один из инструментов
5.3.1. Параметры образ / стиль в структуре персонажа.
5.3.2. Параметр характер в структуре персонажа.
5.3.3. Параметры стереотип, тип в структуре персонажа.
5.3.4. Персонаж как средство коммуникации.
6. СПЕЦИФИКА ЖАНРА
6.1. Семиотичность жанра
телевизионного сериала как
6.2. Структура жанра
6.2.1. Место факта - события и процесса - сюжета в обуславливающей их форме - жанре.
6.2.2. Функциональная значимость
конструкции сюжета в
6.2.3. Реализация конструкций
событие-сюжет в жанрах, включенных
в жанр телевизионного сериала.
Введение диссертации (часть автореферата) кандидат философских наук Зайцева, Светлана Александровна, 2001 год, Москва
ПРОБЛЕМА
Тема данной работы «Жанр телевизионного сериала как культурный текст»,
В последнее время четко просматривается тенденция к увеличению количества отечественных телевизионных сериалов (в дальнейшем ТВ сериалы, TBC) и повышению их рейтинга. Проблема создания отечественных ТВ сериалов глобализована в проект под общим названием «Русская серия» (канал РТР). Кроме того исполняется заказ канала НТВ на более двухсот часов сериалов такими компаниями, как ТНТ, «НТВ-ПРОФИТ», «НТВ-КИНО» (создана для производства TBC) и «Киномост». Попытки создать отечественный TBC оказались неудачными. Причина неудачи заключается в том, как «верно посетовал» Александр Митта, «наша беда - провал по части технологии. Мы не знаем правила игры на этом поле. Мы их путаем»*. Нет достаточно четкого определения специфики жанра TBC, его место в системе массовой культуры и массовой коммуникации не до конца выявлено.
Проблема заключается в неотрефлексированности поля существования TBC в массовой культуре как профессиональной области и в современной культуре вообще. Проблема видится также в неотрефлексированности TBC как культурного текста, в его многоуровневом существовании в поле массовой культуры.
ГИПОТЕЗА
Если исходить из постмодернистского принципа всеобщей равнозначности явлений и всех сторон жизни, то можно предположить возможность проанализировать TBC как культурный текст массовой культуры и современной культуры. Такой подход позволяет рассмотреть TBC в разных аспектах: а) как культурный объект, то есть как искусственный объект; б) как семиотический объект; в) как объект коммуникации; г) как средство психологического воздействия; д) как медиатор социокультурных экспектаций.
ЦЕЛЬ
Цель заключается в определении места TBC как культурного текста как в поле массовой культуры, так и в поле современной культуры; в выявлении специфики самого TBC как культурного текста; в определении его семиотической и коммуникативной значимости.
ЗАДАЧИ
Для достижения поставленной цели решаются следующие задача, заключающиеся в описании TBC как культурного объекта по следующим позициям:
1) место и роль TBC в контексте реальности; серийность TBC как отражение феномена сознания и феномена массовой культуры;
2) специфика языка TBC и совокупность представленных в нем семиотических кодов;
3) коммуникативная эффективность TBC;
По материалам семинара «Телесериалы», проходившего в Гете-Институте (Москва). Цыркун Н. Незамыленный взгляд на «мыло»// Искусство кино - 1999. №5 С.84.
4) TBC как средство психологического воздействия на реципиента и психологические механизмы, используемые при этом коммуникатором;
5) специфика жанра TBC на семиотическом и структурно-функциональном уровнях.
ПРЕДМЕТ
Предметом данного исследования является жанровое своеобразие существования TBC в массовой и современной культуре.
На телевидении представлено несколько типов художественной продукции серийного характера, отличающихся по технологии производства, по специфике текста, языка и другим параметрам (телевизионные сериалы, серии, многосерийные художественные фильмы). При изучении TBC как культурного текста основная аргументация заключается в возможности «альтернативного» прочтения, как, например, у Тани Модлески. В понимании Модлески сериал -это пример повествования, структурированного с учетом «интересов женщины», что, по ее мнению, делает TBC исключением из общего потока смыслов, представленных в фильмах Голливуда, типа «Джеймс Бонд», «Рокки», или «Горец»*. Перечисление данных фильмов позволяет нам сделать вывод об универсальности структуры текста TBC как такового, о возможном наличии определенной парадигмы, позволяющей производить тексты, интересные для любой аудитории. Наличие такой парадигмы позволяет использовать примеры не только ТВ сериалов, но и многосерийных художественных ТВ фильмов, телевизионных новелл. Такое сопоставление важно, если учесть неудачный опыт отечественных производителей в области ТВ сериалов, часто не понимающих специфики избранного жанра.
Мы предлагаем использовать
определение серий и сериалов
из англоязычного «Словаря кино»**.
Так как в русскоязычной
Сериалы открытого типа -
серийно развиваемая история. Каждая
серия оформлена как
Серии - самостоятельные фильмы, объединенные общими персонажами, общими типами сюжетов и единым жанром.
Многосерийный художественный
ТВ фильм - фильм, структурированный
как классический кинофильм, расчлененный
на несколько серий. При этом членение
на серии является «вынужденной неизбежностью»,
но не «сознательной
Богомолов Ю. Проблемы времени в художественном телевидении. М., 1977.
Экранизация -интерпретация средствами кино произведений иного рода искусства: прозы, драмы, поэзии, театра, оперы, балета, или трансформация одной формы в другую (например, сценарист обрабатывает авторский текст (литературный, медиа-текст и так далее)).
К сериям относятся: Зарубежные: «Роки», «Секретные материалы», «Джеймс Бонд», «Коломбо», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (США, Великобритания). Отечественные: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Следствия ведут знатоки», «Улицы разбитых фонарей», «Каменская».
К ТВ сериалам относятся: Зарубежные: «Династия», «Мелроузплейс», «Санта Барбара». Отечественные: - «Мелочи жизни».
Есть пример жанра (условно) телеповести: «День за днем», «Ольга Сергеевна».
К многосерийным художественным ТВ фильмам относятся: Зарубежные: «Сага о Форсайтах»(Великобритания), «Красное и черное» (Франция).
Отечественные: «Красное и черное», «Рожденная революцией», «Петр I», «Семнадцать мгновений весны».
К экранизациям относяться: - «Вызываем огонь на себя» Реж. Колосов С. (первый многосерийный художественный ТВ фильм) по О.Горчакову и Я. Пшимановскому, «Операция «Трест» по Л. Никулину («Мертвая зыбь»); «Красное и черное» реж. Герасимов С. по Стендалю, «Перт I», «Юность Петра», «В начале славных дел» по А.Толстому; «Подросток» реж. Ташков Е. по Ф. Достоевскому; «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень» реж. Усков В. Краснопольский В. по А.Иванову.
ОБЪЕКТ
Объектом исследования является TBC открытой структуры, западный и отечественный. Мы рассматриваем TBC как цитирование, средство коммуникации, где реализуются дискурсы различных областей культуры /Таблица № 1/
В качестве вторичных источников и материалов для исследования привлекаются западная и отечественная литература по теории и практике бытования TBC и основополагающие работы по философии культуры и теории культуры, теории коммуникации, психологии, социологии.
МЕТОДОЛОГИЯ
Современная социокультурная ситуация характеризуется наличием разнообразных картин мира, возможностью их перманентного созидания и разрушения. TBC является во многом репрезентативным образцом сложившейся ситуации. Так как ранее объектом изучения, как правило, была либо история развития жанра, либо анализ TBC с точки зрения классической эстетики, либо анализ восприятия TBC зрительской аудиторией, то в данной работе основное внимание сконцентрировано на исследовании TBC как культурного текста, на семиозисе жанра. Само определение TBC как культурного текста предполагает глубинную семиотичность подхода к данному феномену, объединяя в конечном счете многоаспектные результаты анализа различных дискурсов и кодов.
Исследование TBC как феномена современной культуры невозможно с позиции классической познавательной модели, представленных историко-генетическим, структурно-функциональным и структуралистским подходом.
Поэтому в работе используются, наравне с перечисленными моделями, постклассические методологии постмодерна, предполагающие: а) комплементарность различных моделей и методов в зависимости от поставленных задач; б) деконструктивизм как методологию.
Таким образом, как теоретико-методологическое
основание данного исследования
используется структуралистская и
структурно-функционалистская
В то время как структуралистская
модель достаточно хорошо изучена, ориентация
на определение концепции и
1) концепция М.Фуко* о дискурсах, образующих проблемное поле, трактуемое как единая эпистема, что является доказательством правомерности исследования TBC как текста, так как он безусловно может быть рассмотрен как одна из дискурсивных практик внутри целостного поля; /Таблица № 3/.
2) понимание Ф.Джеймсоном**
текста как медиатора между
прошлым и настоящим, как
3) подход У.Эко*** к проблеме
постмодернистской идеологии с
точки зрения семиотической,
Информация о работе Сериал "Секс в большом городе" как образец массовой культуры