Рождаемость и брачность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:56, реферат

Краткое описание

В 2005 году исполнилось 270 лет со дня рождения Семена Герасимовича Зыбелина, видного российского ученого, педагога, первого русского профессора медицины Московского университета, сыгравшего важную роль в развитии гигиены в России, обобщившего и разработавшего систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней.

Оглавление

Введение
1. Становление Зыбелина С. Г.
2. Профессор Зыбелин С. Г.
3. Вклад С. Г. Зыбелина в практическое изучение медицины
4. Общественная деятельность Зыбелина С. Г.
5. Первый русский педиатр, терапевт и патолог-экспериментатор
6. Демографические исследования Зыбелина С. Г.
7. Деятельность С. Г. Зыбелина в период эпидемии чумы в Москве
8. Литературная деятельность Зыбелина С. Г.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

История медицины.docx

— 37.47 Кб (Скачать)

ГБОУ ВПО  ОрГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВА

 

РЕФЕРАТ

 

РОЖДАЕМОСТЬ И БРАЧНОСТЬ В РОССИИ

 

 

 

Выполнила:

Студентка 10м группы

Медико-профилактического

факультета

Фараджова Айтан

Проверил:

доцент, к.и.н

Брагиров Г.Б

 

 

 

Оренбург, 2012 год

 

 

 

Введение

1. Становление Зыбелина С. Г.

2. Профессор Зыбелин С. Г.

3. Вклад С. Г. Зыбелина в практическое изучение медицины

4. Общественная деятельность  Зыбелина С. Г.

5. Первый русский педиатр,  терапевт и патолог-экспериментатор

6. Демографические исследования  Зыбелина С. Г.

7. Деятельность С. Г.  Зыбелина в период эпидемии чумы в Москве

8. Литературная деятельность  Зыбелина С. Г.

 Заключение

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 2005 году исполнилось 270 лет  со дня рождения Семена Герасимовича Зыбелина, видного российского ученого, педагога, первого русского профессора медицины Московского университета, сыгравшего важную роль в развитии гигиены в России, обобщившего и разработавшего систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней.

Оригинальные исследования Зыбелина отражены в его торжественных речах в Московском университете. В своих работах он исходил из материалистического учения М.В. Ломоносова об атомистическом строении материи, развивал его идеи по охране здоровья народа, борьбе с эпидемиями и детской смертностью в стране. Он рассматривал человека в единстве с окружающей его внешней средой, во вредности которой он видел причину многих болезней, поэтому поставил вопрос об изучении внешней среды и ее влиянии на организм. Причины некоторых болезней и преждевременную гибель людей он связывал не только с физическими, но и социальными факторами: голодом, налогами, утеснениями, отмечал, что при-чина ранней смерти кроется в двух источниках: физическом и политическом.

Зыбелин подробно описал эмоционально-психический склад четырех основных типов телосложения и влияние его на здоровье и болезни. В то же время он подчеркивал индивидуальность телосложения и темперамента, присущих каждому человеку. Его исследования положили в русской медицине начало учению о болезни. Зыбелин обстоятельно описал механизм действия банок, клинику натуральной оспы, пути ее передачи, лечение, способ прививок. В педиатрии он стремился лечить без лекарств, с помощью диеты и физических методов; описал симптоматику и печение диспепсии. Он по-разному подходил к лечению детей бедных и богатых.

Хорошо изложены Семеном  Герасимовичем практические советы врачам-акушерам, особенно по оказанию первой помощи новорожденным при  асфиксии. В его работах нашли  отражение идеи профилактики. Он пропагандировал  многие гигиенические навыки и закаливание  организма. Идеи Зыбелина нашли дальнейшее развитие в трудах многих русских врачей..

Ещё при его жизни его  кипучая научно-практическая  деятельность получила  общественное признание : в 1784 году выдающийся  российский  учёный ,профессор  Зыбелин   был избран действительным членом Российской академии наук .Широкий круг его научных интересов и практических дел дает веское основание считать ,профессора Зыбелина не только блестящим учёным –клиницистом  и первым российским терапевтом ,но ещё и первым детским врачом в России ,и первым  российским патологом –экспериментатором .

Становление Зыбелина С. Г.

Семен Герасимович Зыбелин родился 25 августа (5 сентября по новому стилю) 1735 года. Его отец происходил из среды мелкого духовенства. (Старший брат Семена Герасимовича Алексей в последствии станет архиепископом Казанским).

Первоначально С. Г. Зыбелин учился в Москве в Славяно-греко-латинской академии при Заиконоспасском монастыре. Курс состоял из восьми классов: четырех низших, двух средних и двух высших. Основное внимание сосредоточивалось на изучении древних языков: латинского и греческого, а также славянского и богословия.

В 1755 году был открыт Московский университет и произведен первый набор студентов. Согласно указу  Синода, Славяно-греко-латинская академия должна была шесть лучших своих воспитанников  из числа обучающихся в последних  классах послать в состав первых студентов Московского университета. В их числе оказался и С. Г. Зыбелин, который стал первым студентом Московского университета. "Как "старший", он получил на руки касающийся всех шести переводимых из Славяно-греко-латинской академии "синодный указ" и 25 мая 1755 г. явился в Московский университет и первым был зачислен в состав его студентов .

Будущий профессор-медик  первоначально обучался на философском  факультете "общим наукам": философии, словесности, истории, физике, логике и  метафизике. По идее инициатора создания Московского университета М. В. Ломоносова первоначально все студенты без  исключения должны были прослушать курс философского факультета, дающий общее  теоретическое образование. Поэтому  С. Г. Зыбелин так же, как и другие студенты, в течение первых трех лет изучал общеобразовательные предметы. С особой любовью он занимался словесностью. Любовь к литературе наложила определенный отпечаток на всю его последующую деятельность. Он всю жизнь любил поэзию, писал стихи и большое внимание уделял словесности.

Первыми учителями С. Г. Зыбелина в университете были Н. Н. Поповский  и А. А. Барсов . В течение трех лет С. Г. Зыбелин с большим вниманием слушал курс "общих наук", которые читались рядом передовых русских ученых и овладение которыми бесспорно имело огромное значение в формировании его мировоззрения. Одновременно, будучи еще студентом, С. Г. Зыбелин начал выступать и как педагог-воспитатель молодежи. В гимназии, находившейся при Московском университете, он с успехом преподавал латинский язык.

В 1759 году вместе со своим  однокурсником П. Д. Вениаминовым С. Г. Зыбелин был направлен за границу специально обучаться медицине. Но предварительно в 1758 году он вместе с Вениаминовым, Десницким и другими студентами, окончившими Московский университет, был направлен в Петербург, где в течение ряда месяцев занимался в университете при Академии наук под непосредственным руководством М. В. Ломоносова. Бесспорно, работа в академическом университете, находившемся в ведении М. В. Ломоносова, тесный контакт с этим великим деятелем русской науки и культуры оставили неизгладимый след в памяти С. Г. Зыбелина и во многом определили направление его дальнейшей деятельности.

Первоначально С. Г. Зыбелин обучался медицине в Кенигсберге (Пруссия), а затем в одном из лучших университетов Европы того времени - Лейденском (Голландия), особенно славившемся в XVIII веке постановкой медицинского образования. В Кенигсберге и Лейдене Зыбелин не ограничивался изучением теоретических медицинских дисциплин, но, наряду с этим, знакомился с философией, химией и физикой. В 1764 году в Лейденском университете С. Г. Зыбелин защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему "О естественных целебных мылах, добываемых из трех царств природы" (De saponibus medicis nativis ex triplici regno naturae petitis). Затем он еще некоторое время изучал практическую медицину в медицинских учреждениях Лейдена и Берлина и, наконец, после почти 6-летнего пребывания за рубежом, вернулся в 1765 году в Москву и занял одну из кафедр на медицинском факультете Московского университета.

Чтобы получить кафедру в  Московском университете, С.Г. Зыбелину пришлось проявить большую настойчивость. С. Г. Зыбелин и его товарищ П. Д. Вениаминов подверглись экзамену на конференции университета. "Конференция подвергла их не испытанию, но только ученой беседе о предметах, относящихся к теоретической медицине и естественной истории и особенно ботанике" . После этого С.Г. Зыбелин прочел пробную лекцию на заданную ему конференцией тему - афоризм Гиппократа: "Все холодное, например снег, лед, вредно для груди, возбуждает кашель, производит кровотечение и катарры". После пробной лекции С.Г. Зыбелин был допущен к преподаванию в 1765-1766 учебном году курса "теоретической медицины".

Получив право преподавания в Московском университете, С.Г. Зыбелин не имел права врачебной практики, так как Медицинская коллегия отказала ему в этом, воспользовавшись законом, согласно которому право врачебной практики давалось лишь тем, кто сдавал специальные экзамены в Медицинской коллегии. Несколько лет С. Г. Зыбелину пришлось усиленно добиваться этого права, и лишь после новых специальных экзаменов в 1767 году оно было ему дано. Медицинская коллегия признала его "достойным обучать медицину и оную отправлять на практике". В 1768 году С. Г. Зыбелин был утвержден профессором.

 

Профессор Зыбелин С. Г.

Более 36 лет проработал С.Г. Зыбелин в стенах Московского университета. Он был первым русским профессором на медицинском факультете.

 Медицинский факультет  в течение первых сорока лет  своего существования состоял  из трех кафедр: кафедры химии,  профессор которой должен был  обучать студентов "химии физической  и особливо аптекарской", кафедры  натуральной истории и кафедры  анатомии. Все эти кафедры должны  были обеспечить преподавание  анатомии, физиологии, патологии, ботаники, минералогии и "медицину практическую". "Доктор и профессор анатомии  должен обучать и показывать  практическое строение тела человеческого  и приучать студентов к медицинской практике" .

 С. Г. Зыбелин читал различные курсы. Он читал курс теоретической медицины, куда входили анатомия, физиология и патология. Ряд лет он читал натуральную историю, химию, ботанику, врачебное веществование (фармакологию), в последующие годы клиническую медицину - терапию и хирургию. Как преподаватель он пользовался большой любовью студенчества. В немногочисленных воспоминаниях студентов XVIII века "чаще всего в наиболее симпатичном свете являются словесники Барсов, Сохацкий и Чеботарев, философ Аничков, медики Зыбелин и Политковский" .

С первых лет вступления в должность профессора медицинского факультета С. Г. Зыбелин был сторонником чтения лекций на русском языке. Эту идею впервые развил перед ним, еще студентом, профессор Н. Н. Поповский в своей вступительной лекции к курсу философии в 1755 году. "Наука, которая рассуждает о всем, что ни есть на свете, - говорил Поповский, - может ли довольствоваться одним римским языком, который, может быть, и десятой части ее разумений не вмещает". Далее он подчеркивает, что "нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно" .

Стремясь сделать научные  данные более доступными русской  учащейся молодежи XVIII века, не всегда достаточно владеющей латинским  языком, первые русские профессоры Московского университета, ломая  вековые традиции западноевропейских университетов, вели преподавание на родном языке. Много внимания Семен Григорьевич  Зыбелин уделял и вопросам создания русской медицинской терминологии, многие русские медицинские термины, которые в настоящее время являются общепринятыми, впервые были введены в обиход С.Г. Зыбелиным.

Профессор Московского университета филолог Д. Л. Крюков, изучавший не дошедшие до нас рукописи С. Г. Зыбелина, в письме к Ф. И. Буслаеву от 17 июля 1842 г. писал: "Меня поразил Зыбелин. Его рукопись в некоторых местах много раз перечеркнута, и некоторые фразы повторяются вновь и в других видах. Какой изумительный язык был у этого человека в 70-х годах минувшего столетия. Педанты наши говорят - он мало сделал. Уже одно то, что он сделал для врачебной науки, создав правильный, точный и ясный изящный язык, делает его для нас незабвенным" .

Деятельность С. Г. Зыбелина, передового русского врача XVIII века, первого русского профессора Московского университета, была чрезвычайно многогранной. Будучи прекрасным педагогом, образованнейшим человеком своего времени, он стремился не только передать молодежи свои знания, но привить ей любовь к науке, к врачебной деятельности, воспитать в ней веру в науку и критическую мысль.

Уже с первых шагов своей  профессорской деятельности С. Г. Зыбелин стремился привлечь к преподавательской работе в стенах Московского университета наиболее способных из своих учеников. Последующее поколение русских профессоров-медиков XVIII века - Иван Сибирский, Фома Барсук-Моисеев, Ф. Т. Политковский - фактически были его учениками, и он много содействовал их научному росту.

 

 

Вклад С. Г. Зыбелина в практическое изучение медицины

Сознавал значение наглядности  и практики в преподавании медицины, С. Г. Зыбелин начал сопровождать свои теоретические лекции демонстрацией экспериментов, а клинические - разбором больных. Именно с именем С. Г. Зыбелина связано в истории преподавания медицины в Московском университете два коренных начинания: показ эксперимента при чтении курса физиологии и патологии и демонстрация больных при чтении клинических лекций.

 В течение 40 лет  (с 1764 до 1804 год) Московский университет  не имел своих клиник. Практическое  изучение медицины было оторвано  от лекционного курса. Лекции  по клиническим дисциплинам почти  до конца XVIII века читались  без показа больных. С.Г. Зыбелин был в университете первым профессором терапии, который в последнее десятилетие XVIII века ввел практические клинические занятия, "показывал разные случаи всяких болезней, упражнял как в распознавании болезней, так и в предусматривании следствий от них, присовокуплял притом и лечение оных"

 

Первый русский  педиатр, терапевт и патолог-экспериментатор 

С.Г. Зыбелин неоднократно выступал с речами в торжественных собраниях в Московском университете. Свои речи он посвящал наиболее актуальным общим вопросам медицины, патологии, гигиены, здравоохранения. Одно лишь перечисление заглавий этих речей ("Слов" (12)) дает нам представление о широте научных интересов С.Г. Зыбелина и показывает, какие научные вопросы его волновали, какие вопросы он считал важными для освещения в своих публичных выступлениях. Первый русский профессор-терапевт Московского университета С. Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью.

Информация о работе Рождаемость и брачность в России