Работа с биологической семьей ребенка сироты как одна из технологий направленных на противодействие росту социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - совершенствовать современные социальные технологии ,направленные на работу с биологическими семьями детей – сирот, как одно из решений проблемы социального сиротства.
Решению этой цели служат следующие задачи:
1) Изучить научно-популярную, методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотреть нормативно – правовую базу регламентирующую деятельность в сфере профилактики социального сиротства на федеральном, региональном и местном уровнях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Исторический опыт работы с детьми сиротами
1.2. Современные формы семейного устройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 2. РАБОТА С БИОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА - СОЦИАЛЬНОГО СИРОТЫ
2.1. Социальная работа с ребенком - социальной сиротой: научные и правовые основы
2.2 Комплексный анализ отечечственного опыта работы с биологическими семьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

2)                      Организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем для предотвращения изъятия ребенка из семьи.

        Первоначальной формой защиты прав выявленного ребенка, нуждающегося в помощи государства, которую должен использовать орган опеки и попечительства из имеющегося арсенала форм защиты, является индивидуальная профилактическая работа с ребенком и его семьей.

Поддержку семьи необходимо начинать с выявления различных проблем, с которыми сталкивается семья, на той стадии, когда еще далеко до кризисной ситуации в семье и распада семейных отношений

Основной целью индивидуальной профилактической работы должно стать сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Достижение указанной цели возможно при условии организации комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка для оказания помощи родителям в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 и статьей 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в компетенцию учреждений социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семьи и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, входит организация индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и детьми, нуждающимися в помощи государства, оказания им соответствующих социальных услуг. Поэтому руководитель органа опеки и попечительства по результатам обследования условий жизни и воспитания ребенка и издания соответствующего заключения (пункт 5 статьи 6 вышеуказанного закона) вправе привлечь к осуществлению индивидуальной профилактической работы с указанными семьями и несовершеннолетними вышеперечисленные учреждения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

3)                      Организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей после изъятия ребенка из семьи для обеспечения его возврата в родную семью. Следует предпринимать максимально возможные меры, для того чтобы предупреждать отказы биологических родителей от ребенка

Если по тем или иным причинам ребенок был изъят из семьи на основании статей 69, 73, 77 Семейного кодекса Российской Федерации, органам опеки и попечительства необходимо во всех случаях, когда это возможно, принимать меры, обеспечивающие в дальнейшем возврат ребенка в родную семью. Указанные меры должны включать организацию реабилитационной работы с родителями, в том числе уже лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказание им необходимой помощи с целью воссоединения ребенка с семьей.

Суд вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав даже в случае доказанности виновного поведения родителей с учетом характера их поведения, личности и других конкретных обстоятельств. В этом случае суд предупреждает родителей о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением родителями родительских обязанностей.

В подобных случаях контроль за поведением родителей и условиями жизни ребенка в семье со стороны органа опеки и попечительства также не должен носить формальный характер. Осуществление указанного контроля должно сопровождаться реальной программой специальных реабилитационных мероприятий.

Все действия по реабилитации ребенка и семьи в целях предупреждения утраты ребенком родительского попечения, создания благоприятных условий для его проживания, воспитания и развития в родной семье, начиная с момента выявления ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью, или препятствующей его нормальному воспитанию и развитию, должны осуществляться в рамках плана по защите прав ребенка.

Чрезвычайно важным условием эффективности реализуемых мероприятий является добровольное участие в них самих родителей. В связи с этим органу опеки и попечительства (уполномоченной организации) следует проводить с родителями разъяснительную работу, привлекать их, насколько это возможно, к обсуждению семейных проблем и способов их решения, составлению и последующему осуществлению плана совместных действий по нормализации обстановки в семье в интересах ребенка.

В частности, положительную роль в решении этого вопроса может сыграть введение системы социального (семейного) патроната над детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении. Такая система в течение нескольких лет в различных формах внедряется в ряде субъектов Российской Федерации (Москве, Мурманской, Московской, Калужской, Томской, Тверской областях, Краснодарском, Пермском крае и др.). Накопленный опыт свидетельствует о ее состоятельности и эффективности. Основными этапами работы органов опеки и попечительства по социальному (семейному) патронату являются:

                       выявление детей, проживающих в семьях и находящихся в ситуации, угрожающей их жизни или здоровью, или препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;

                       первичное обследование детей и их семей для планирования форм защиты прав детей;

                       составление плана по защите прав детей;

                       осуществление социального (семейного) патроната над ребенком в семье;

                       текущая оценка социального и морально-психологического статуса семьи, динамика изменений в семье;

                       осуществление предварительной опеки[i] (временного устройства ребенка в замещающую семью с возвратом в кровную семью, если работа с семьей дала положительные результаты);

                       постоянное устройство ребенка в замещающую семью при невозможности возврата в кровную семью.

Указанная работа в целях ее максимальной эффективности должна включать следующее:

                       первичную оценку положения ребенка в семье с позиции соблюдения его прав и законных интересов;

                       предварительную оценку положения ребенка с позиции необходимости защиты его прав и законных интересов, определение характера необходимой помощи ребенку и семье;

                       составление проекта плана по защите прав ребенка с включением социального (семейного) патроната как составного элемента;

                       утверждение плана по защите прав ребенка;

                       осуществление социального (семейного) патроната - предоставление помощи ребенку и семье в соответствии с договором о социальном патронате и планом работы;

                       проведение текущей оценки положения ребенка и социального статуса семьи;

                       заключительную оценку;

                       внесение изменений в план по защите прав ребенка (прекращение работы с семьей, либо отобрание ребенка с последующей работой по возвращению ребенка в семью, либо решение вопроса об ограничении в родительских правах и др.).

4.                       Организация информационно-просветительской и реабилитационной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи.

В качестве одной из наиболее действенных форм такой деятельности может рассматриваться организация родительского всеобуча, в рамках которого следует обращать внимание родителей (иных законных представителей) детей на следующие актуальные вопросы:

                       права детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, другими международными документами, российским законодательством;

                       обязанности родителей по обеспечению воспитания, развития, содержания детей, получения ими обязательного общего образования;

                       права родителей (защищать права и законные интересы детей, выбирать формы обучения, образовательные учреждения и др.);

                       ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (семейно-правовая, гражданско-правовая, административная, уголовная), основания и последствия отобрания детей у родителей, лишения родительских прав и ограничения в родительских правах;

                       роль родителей в профилактике безнадзорности, правонарушений, формировании здорового образа жизни несовершеннолетних;

                       защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан (усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях и др.);

                       оказание родителям психолого-педагогической и социально-правовой помощи в воспитании детей;

                       обеспечение родителей (законных представителей) информацией об органах и учреждениях, оказывающих психологическую, медицинскую, педагогическую, социальную, правовую помощь несовершеннолетним с проблемами в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а также о существующих возможностях организации творческого досуга и занятости детей и подростков.

Мероприятия, связанные с организацией родительского всеобуча, могут проводиться в рамках родительских собраний, «горячих линий», посредством размещения соответствующих материалов на теле- и радиоканалах, в печатных средствах массовой информации, сети Интернет.

2.2.Практический опыт работы

Система работы с кровной семьей может включать в себя :

1) работу с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы;

2) розыск родственников — потенциальных усыновителей;

3) работу с родителями, отказавшимися от ребенка при рождении, выяснение причин;

4) работу с родителями, лишенными родительских прав;

5) работу с родителями, временно поместившими ребенка в детский дом.

6) работа с родителями ограниченными в родительских правах

7)работа с родителями ведущими асоциальный образ жизни

На до отметить, что опыта работы по перечисленным направлениям накоплено не много. Однако анализ успешного опыта организаций позволяет

выделить несколько общих моментов в их деятельности, которые, возможно, и обеспечили успех.

Все команды начинали свою деятельность с активизации взаимодействия со СМИ. Это было необходимо, так как нужно было изменить привычное, стереотипное отношение со стороны населения. Кроме этого, публикации в СМИ содействовали и другим целям: активизации общественности в решении проблем социального сиротства, формированию более адекватного отношения к проблеме со стороны населения. Как показал опыт ЦСРН "Лада", в основном это было "негативное и крайне критическое отношение". В процессе реализации проектных мероприятий публиковались материалы о промежуточных итогах деятельности.

Для реализации данной  задачи должен быть составлен план, и выбраны такие формы и средства, ( видеоролики, радиопередачи, печатные материалы (информационные бюллетени, пособие для журналистов, статьи, буклеты), мероприятия (круглые столы, презентации). Возможно создание  логотипа кампании, слогана и тп. Комплексное, целенаправленное использование всех имеющихся информационные каналов дает наиболее полный охват населения,

Началу активной работы с клиентами предшествовал этап создания базы данных о семьях. Так как было выбрано новое направление деятельности, то появилась потребность в новой информации, которая раньше специалистов не интересовала. Для организации новых услуг нужно было знать об "особенностях взаимодействия внутри семьи, уровне психолого-педагогических знаний родителей, системе воспитания, организации совместных форм деятельности, предмете основной заботы родителей". Этот процесс позволил составить более точное представление о потребности целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Уже на этом этапе проявились признаки сопровождения семьи: учреждение формировало банк услуг, исходя из потребностей семьи. В связи с тем, что главной целью работы стало сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых, и детей) актуальным стало выстраивание более тесного и эффективного межведомственного взаимодействия.

В процессе реализации проектов наладили более тесные контакты с партнерами из органов образования (социальные педагоги, классные руководители, специалисты ДОУ), здравоохранения (детские поликлиники, врачи наркологи), органов опеки, КДН. Была проведена не только ревизия имеющихся ресурсов, но и их качественная переоценка. У этого процесса была еще одна важная составляющая - в новые взаимоотношения с семьей оказалось вовлечено гораздо больше специалистов, чем было изначально. Цель - реабилитация всей семьи - в этом партнерском взаимодействии стала общей целью большой команды.

Новое понимание отразилось в выборе следующего шага: организация работы с командой. Родительская некомпетентность перестала быть объектом осуждения она превратилась в одну из мишеней для работы. Во всех трех проектах были запланированы мероприятия по сопровождению родителей: индивидуальные консультации специалистов, психологические группы, собрания, клубные мероприятия. Во всех трех случаях были организованы тематические встречи по повышению навыков родительской компетентности. Может быть, впервые в жизни родители услышали не про то, что они делают плохо, а как это можно делать лучше. Такие встречи, посвященные особенностям детской психологии, эффективным приемам родительского воспитания, способам саморегуляции, пользовались успехом - родители посещали их с удовольствием. Специалисты постарались использовать свободное время родителей для решения проблем их семьи (решение социальных вопросов и контроль за этим, совершенствование родительских навыков через организацию родительского клуба, творческих мастерских, открытых занятий, приобщение родителей к общественной жизни центра). Привлекая родителей к сотрудничеству, с них не снимали обязательств по воспитанию ребенка, а лишь направляли и оказывали всестороннюю поддержку. В деятельности всех трех организаций за достаточно короткое время сформировалось новое направление - работа с родителями.

Информация о работе Работа с биологической семьей ребенка сироты как одна из технологий направленных на противодействие росту социального сиротства