Работа с биологической семьей ребенка сироты как одна из технологий направленных на противодействие росту социального сиротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - совершенствовать современные социальные технологии ,направленные на работу с биологическими семьями детей – сирот, как одно из решений проблемы социального сиротства.
Решению этой цели служат следующие задачи:
1) Изучить научно-популярную, методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотреть нормативно – правовую базу регламентирующую деятельность в сфере профилактики социального сиротства на федеральном, региональном и местном уровнях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Исторический опыт работы с детьми сиротами
1.2. Современные формы семейного устройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 2. РАБОТА С БИОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА - СОЦИАЛЬНОГО СИРОТЫ
2.1. Социальная работа с ребенком - социальной сиротой: научные и правовые основы
2.2 Комплексный анализ отечечственного опыта работы с биологическими семьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

По статистическим сведениям в 1904 г. в Москве насчитывалось 40 детских приютов, в которых воспитывались 1332 ребенка. Кроме того, функционировали 6 смешанных приютов для престарелых и детей.

К 1914 г. под эгидой участковых попечительств работали уже более 50 детских приютов, дававших питание и кров свыше 2 тыс. детей. В Петербурге городские попечительства о бедных назначали стипендии и оплачивали учебу детей-сирот, например, в Ивановском девичьем училище.

В годы первой мировой войны социальная помощь детям стала широким полем деятельности городских попечительств. К августу 1915 г. только попечительства Петербурга открыли 42 детских приюта, в том числе 22 – для постоянно живущих детей. Для ухода за детьми и ослабления детской беспризорности в 1914-1915 гг. начали работу 12 детских садов, детских клубов, «школьных очагов». В целом под эгидой городских попечительств в тот период действовало 106 различного рода детских учреждений, в которых в той или иной форме призревались свыше 20 тыс. детей.

После Октябрьской революции 1917 года воспитательный процесс унифицируется. Образован Наркомат государственного призрения РСФСР, принявший все дела прежних органов общественного призрения. Становление новой системы социального обеспечения детей пришлось на годы гражданской войны (1918-1920 гг.). Тогда главной проблемой стала массовая беспризорность детей. В декабре 1918 года был издан декрет Совнаркома о комиссиях для несовершеннолетних, которые разрабатывали и осуществляли конкретные меры в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из всех воспитательных учреждений, созданных в те годы, главной формой призрения детей-сирот являлись детские дома. В 1917 г. в них воспитывалось 30 тыс. детей, в 1918 г. – 80 тыс. детей, в 1919 г. – 125 тыс. детей, в 1920 г. – 400 тыс. детей, в 1922 г. – 540 тыс. детей. Чтобы как-то упорядочить работу по социальному обеспечению детей, 2 февраля 1919 г. при Наркомпросе был создан Совет защиты детей. Он координировал усилия наркоматов просвещения, социального обеспечения, здравоохранения, продовольствия и труда по реализации декретов советской власти о бесплатном детском питании и снабжении детей предметами первой необходимости.

Голод 1921 г. внес коррективы в план работы с детьми. Помимо имеющихся 5 млн. беспризорных, появились еще 8 млн. детей, многие из которых потеряли своих родителей. В этих условиях был найден единственно правильный способ в тех условиях – массовое открытие детских домов, где дети могли получать питание, обеспечивались медицинским присмотром.

Для первичного приема беспризорников и дальнейшего их устройства создавались детские приемники-распределители (ДПР). В 1920 г. в Москве было создано 5 ДПР и один вагон-приемник на Казанском вокзале (в 1929 г. в СССР насчитывалось уже 154 ДПР на 9 тыс. детей, а накануне Великой Отечественной войны их было 156 на 13310 мест). Тем не менее, беспризорность продолжала носить массовый характер, и к 1922 г., по официальным данным, все еще насчитывалось 7 млн. беспризорных детей.

Одновременно, в период нэпа 1924 году вновь предпринимается попытка создания института патронатных семей, который просуществовал до 1930года.

В то же время Наркомат народного просвещения и его отделы пытались найти свои формы и методы работы с детьми или возродить дореволюционные. Так, Московский отдел народного образования открывал клубы и ночлежки для беспризорных. На III Всероссийском съезде в мае 1930 г. было принято решение о закреплении детдомов за предприятиями, колхозами, что решало проблему трудоустройства воспитанников и устройства их жилья.

Кроме того, создавались трудовые коммуны для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Две из них – им. А.М. Горького и им. Ф.Э. Дзержинского – возглавил А.С. Макаренко. Он не только поднял «со дна» и вернул к жизни сотни детей, но и воспитал достойных граждан для общества. Его опыт по трудовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является величайшим примером для многих поколений социальных работников.

В годы Великой Отечественной войны количество детских домов увеличилось. Их открывали для детей-сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков. В сентябре 1942 г. было принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялась забота о детях-сиротах.

Постановление правительства «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (1943 г.) предусматривало устройство детей-сирот в различные учреждения. Для этого были созданы 458 суворовских училищ на 500 человек каждое; 23 ремесленных училища на 400 человек, дома ребенка на 1750 мест; 29 детских приемников-распределителей на 2 тыс. человек.

К концу 1945 г. получило широкое распространение создание детдомов при колхозах, промышленных предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции. Возродилась практика передачи детей-сирот в семьи. За 1941-1945 гг. было взято под опеку и патронирование 270 тыс. сирот. Широкий размах, во время и после войны получило усыновление детей. В семьи попадали более 50% всех детей, оставшихся без попечения родителей. Например, А.А. Деревская из г. Ромны усыновила 48 ребят.

Управлением лечебно-профилактической помощи детям Министерства здравоохранения СССР были утверждены «Указания о порядке передачи детей на воспитание в семьи трудящихся», от 7 мая 1948 года которые предписывали:

На воспитание в семьи трудящихся (патронат) передаются дети-сироты, а также дети, изъятые из семьи по постановлению суда или органов опеки. Дети передаются на патронат в такие семьи, где условия жизни ребенка могут быть хорошими и где за его здоровьем и воспитанием может быть установлено систематическое наблюдение со стороны органов здравоохранения.

Органами здравоохранения на патронат отдаются дети в возрасте от 5месяцев. В отдельных случаях могут быть переданы дети с 3 месяцев при условии, если воспитательница может обеспечить ребенку вскармливание грудным молоком.

К 1950 г. в стране было 6543 детских дома, где жили 635,9 тыс. детей. В 1958 г. – 4034 детских дома с 375,1 тыс. детей. Такое снижение количества детских домов было связано с тем, что дети военных лет повзрослели. Наряду с этим в 1950-е гг. в СССР открылось несколько «специальных» детских домов для одаренных детей-сирот (Москва, Киев), куда принимали талантливых ребят, которые затем поступали в музыкальные, художественные училища, балетные школы. В подобных учреждениях в определенной степени заранее решался вопрос с будущим трудоустройством детей. Выпускники музыкальных училищ, например, чаще всего направлялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

В связи с тем, что большинство воспитанников детдомов имело родственников, в середине 1950-х гг. было принято решение о строительстве школ-интернатов, куда попадали в основном дети из неблагополучных семей и сироты. Например, в 1964-1965 учебном году около 25% воспитанников были детьми матерей-одиночек, у 10% родители были инвалидами, 15% не имели родителей.

Параллельно с расширением сети школ-интернатов закрывались многие детские дома. Проверки, организованные Министерством просвещения РСФСР, ВЛКСМ с 1958-1959 гг., показали, что многие из них находились в аварийном состоянии, в некоторых применялось рукоприкладство и насилие. В этой ситуации приоритетным направлением их устройство воспитанников интерантных учреждений в приемную семью. Так, в 1965 г. в Костромской области 67% детей, оставшихся без попечения родителей, были устроены в семьи и 17 % направлены в другие детдома

За два послевоенных десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного выгоднее экономически и лучше отвечало потребностям детей.

В 60-х годах по личному распоряжению Н.С. Хрущева профессиональная замещающая  семья прекратила свое существование

Со временем ситуация изменилась, условия проживания в детских интернатных учреждениях постепенно улучшилась. В 1975 г. были введены льготы для учащихся ПТУ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 1977 г. выпускники школ-интернатов получили право внеконкурсного поступления в ПТУ и вузы.

В 1985 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». Позже, в 1987-1988 гг., были приняты к реализации постановления «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О создании детских домов семейного типа».

На основании последнего в 1992 г. в России было открыто 347 детских домов семейного типа, где находились 3,5 тыс. детей. В них создавались условия, приближенные к семейной жизни, здесь воспитывались дети от 3 до 18 лет, а выпускники пользовались льготами воспитанников детских домов. Эти дома финансировались из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям. Детские дома такого типа существуют и в настоящее время.

Кроме того, с 1990-х гг. в России создаются отпускные и приемные семьи, семейные детские дома и детские деревни. В отпускные семьи дети из учреждений интернатного типа передаются на время выходных или отпусков желающих граждан в соответствии с существующими положениями. В приемные семьи дети передаются гражданам на несколько лет под опеку или попечительство после заключения договора на воспитание.

Детские деревни, первая из которых появилась в 1996 г. в подмосковном поселке Томилино, по своей структуре схожи с семейными детскими домами, которые создавались по инициативе Российского детского фонда. Направление детей в такие детские дома осуществляли и осуществляют в настоящее время органы народного образования на основании peшений местной администрации. Семьи финансируются, им выделяются различные пособия.

В постперестроечные годы государственная социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявилась в выплате ежемесячных пособий на детей, в создании новых учреждений социальной защиты детей, в частности, приютов, а также в обеспечении государственных гарантий в области образования.

В настоящее время охрана прав детей предусмотрена Президентской программой «Дети России», принятой в 1993 г. В нее входят несколько федеральных целевых программ, в том числе «Дети-сироты». Она включает комплекс мер по предупреждению социального сиротства; по созданию благоприятных условий для подготовки детей к самостоятельной жизни; научно-методическое и кадровое обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; совершенствование охраны здоровья, психологической поддержки и социальной адаптации таких детей; нормативно-правовое обеспечение их прав и др.

Произошли изменения в комплектовании и традиционных детских домов. Разрешается оформление в один детский дом детей разного возраста, чтобы не разлучать братьев и сестер по разным детским домам. Подобные детские дома относятся к домам семейного типа.

В настоящее время активно развивается сеть временных приютов для детей, оставшихся без попечения родителей. Один из первых современных приютов «Дом Астрид» был открыт в Санкт - Петербурге в 1991 г. Здесь практикуется создание домашних групп, т.е. повторяется опыт воспитательных домов дореволюционной России, когда детей-сирот определяли в попечительские семьи. Подростки в приюте вместе со взрослыми ремонтируют квартиры, мастерят, шьют. Все виды выполняемых работ оцениваются в баллах и фиксируются в «Трудовой книжке» в форме заработка.

Анализируя отечественный опыт работы с детьми сиротами можно отметить несколько форм работы, государственная система призрения, частная благотворительность, деятельность религиозных организаций. Наличие всех этих форм, правда, в различных пропорциях,  можно проследить на  протяжении всего исторического пути развития Российского государства. Каждая из них играла  в прошлом, играет сейчас, и будет играть в будущем важную роль. Одновременно с этим  анализ  отечественного опыта показывает, что существенных успехов в борьбе с сиротством общество достигало в те периоды истории, когда государство с одной стороны создавала учреждения для устройства детей на государственное обеспечение, а с другой создавало возможность устроить детей из учреждений в семьи. Так было и при Екатерине II, и в период ВОВ и после нее. При этом государство осуществляло отбор желающих взять ребенка на воспитание в семью, и одновременно с этим организовывала систему контроля за его  воспитанием и развитием.

В настоящее время происходит переход новой к системе, включающей  в себя лучший опыт работы накопленный в отечественной истории. Это создание  частных приютов  для детей из неблагополучных семей. Благотворительная помощь предпринимателей и, известных общественных деятелей конкретным учреждениям интернатного типа – как в предреволюционные годы. Создание интернатов-хозяйств по типу трудовых коммун – как в годы гражданской войны. Устройство детей под опеку и в приемные семьи – как в годы Великой Отечественной войны и после нее.

И хотя эффективность данных технологий доказана историческим опытом работы,  в современных условиях они не могут в полной мере решить проблему сиротства. Эти технологии ориентированы на детей у которых биологические родители отсутвуют, или невозможно определить их место нахождения. А современное сиротство в Российской Федерации, подавляющем  большинстве случаев,  является по своей сути социальным, т.е. у сироты есть родители или родственники. А это означает, что требуется разработка новых технологий ориентированных  на работу именно с биологической семьей ребенка.

1.2. Современные формы семейного  устройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Одна из главных целей государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ - создание условий, позволяющих устроить их на семейное воспитание, и по возможности, вернуть в кровную семью.

В настоящее время существуют законодательно разрешенные формы семейного устройства (усыновление, опека и попечительство, приемная семья), развиваются инновационные (патронатная, "гостевая" семья и др.). Все они, в активно используются в деятельности органов опеки и попечительства, в связи с этим важно будет рассмотреть особенности каждой из форм устройства, сточки зрения возможности возвращения ребенка в биологическую семью.

Информация о работе Работа с биологической семьей ребенка сироты как одна из технологий направленных на противодействие росту социального сиротства