Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:53, курсовая работа
Цель исследования - совершенствовать современные социальные технологии ,направленные на работу с биологическими семьями детей – сирот, как одно из решений проблемы социального сиротства.
Решению этой цели служат следующие задачи:
1) Изучить научно-популярную, методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотреть нормативно – правовую базу регламентирующую деятельность в сфере профилактики социального сиротства на федеральном, региональном и местном уровнях.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Исторический опыт работы с детьми сиротами
1.2. Современные формы семейного устройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 2. РАБОТА С БИОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА - СОЦИАЛЬНОГО СИРОТЫ
2.1. Социальная работа с ребенком - социальной сиротой: научные и правовые основы
2.2 Комплексный анализ отечечственного опыта работы с биологическими семьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Кафедра социальной работы
д.м.н., профессор Ю.А. Блинков
Доренский Алексей Николаевич
Группа 2, курс 4, факультет социальной работы
Работа с биологической семьей ребенка сироты как одна из технологий направленных на противодействие росту социального сиротства
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
Доцент кафедры социальной работы
Шульгина Т.А.
2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Исторический опыт работы с детьми сиротами
1.2. Современные формы семейного устройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 2. РАБОТА С БИОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА - СОЦИАЛЬНОГО СИРОТЫ
2.1. Социальная работа с ребенком - социальной сиротой: научные и правовые основы
2.2 Комплексный анализ отечечственного опыта работы с биологическими семьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из серьёзных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующая разработки и внедрения, новых социальных технологий. Значительную остроту данная проблема приобрела в связи с широким распространением в современной России такого явления как "социальное сиротство", связанного с увеличением числа детей, родители которых отказываются от воспитания собственных детей, оказались в местах лишения свободы, лишены родительских прав или ограничены в правах. Заботу о таких детях берет на себя государство.
Система социальной защиты детей в России претерпела существенные изменения. Начиная с 1991 года: на первом этапе переходного периода, который последовал за советским периодом (1991–1996 гг.), происходило развитие системы социальных услуг, адресно-ориентированных на ребенка; затем, в 1997–2005 годах начался период стабилизации, при этом акцент стал смещаться в сторону семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Начиная с 2006 года проходила дальнейшая работа в сфере семейного устройства детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях. В решении этой проблемы была проявлена заинтересованность на самом высоком политическом уровне.
При этом основной подход изъятия" ребенка из неблагополучной семьи и определение его в учреждение в большинстве случаев приводит только к тому, что ребенок становится сиротой и определяется на государственное содержание. Не учитывается последствий разлучения для семьи и ребенка, используются карательные меры вместо реабилитационных.
Для семьи группы риска эти подходы совершенно не подходят, такие семьи требуют более "экологических" методов. В последние годы от правозащитных организаций поступает много предложений о реорганизации системы защиты прав детей. В основном они касаются введения новых форм работы с семьями группы риска.
Стратегическая задача профилактики социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности - социальная работа с семьями групп риска и их ближайшим окружением, содействие возвращению ребенка в кровную семью.
Следовательно, актуальность данной работы обусловлена необходимостью усиления социальной работы с биологическими семьями с целью восстановления ее нормального функционирования, и возможного возврата ребенка в случае успешности проведенных мероприятий.
Цель исследования - совершенствовать современные социальные технологии ,направленные на работу с биологическими семьями детей – сирот, как одно из решений проблемы социального сиротства.
Решению этой цели служат следующие задачи:
1) Изучить научно-популярную, методическую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотреть нормативно – правовую базу регламентирующую деятельность в сфере профилактики социального сиротства на федеральном, региональном и местном уровнях.
3) Обобщить мировой и отечественный, в сфере профилактики социального сиротства. опыт работы с биологическими семьями ;
Объектом исследования является современные социальные технологии, направленные на решение проблемы социального сиротства
Предметом исследования является технологии применяемые при работе с биологическими семьями детей оставшихся без попечения родителей, с целью восстановления ее нормального функционирования..
Методы работы:
Теоретические: интерпретация основных понятий, с которыми связана исследовательская работа (социальное сиротство, лишение родительских прав, восстановление в родительских правах, реабилитационная работа с биологической семьей.)
Методологической основой исследования является диалектический метод.
В ходе исследования использовались следующие общенаучные методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, сравнительно - исторический метод, ретроспективный метод анализа литературы по заявленной теме, а так же метод анализа документов.
Для получения эмпирических данных использован формализованный опрос экспертов (опросный лист), и индивидуальное фокусированное интервью
.
73
ГЛАВА 1. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Исторический опыт работы с детьми сиротами
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.
Общество, понимая важность молодого поколения для будущего развития, предпринимало различные меры, направленные на сохранение их физического и духовного здоровья.
Историю детского призрения в России, вероятно, можно начать еще с древних времен. Так, в этнографических материалах мы находим примеры поддержки детей-сирот. Она выражалась в усыновлении сирот внутри родовой общины – так называемом «приймачестве». «Приймать» сироту, как правило, могли люди позднего возраста, когда им трудно было справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Другой формой поддержки сироты была общинная помощь, заключавшаяся в том, что ребенок переходил на кормление из дома в дом1
Следующий этап призрения сирот на Руси берет свое начало едва ли не сразу после принятия христианства в 988 году. Князь Владимир «Святой», правивший в 980-1015 гг. и «крестивший» Русь, как засвидетельствовано в летописях, поручил призрение и надзор над сиротами духовенству. Его приемник, князь Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.), учредил сиротское училище, где призревал и обучал на свои средства 300 юношей.
Владимир Мономах (начало XII века) в своем «Поучении», адресованном сыновьям, призывал их заботиться о вдовах и сиротах. «Всего же паче убогих не забывайте, ноилико могуще по силе кормите, снабдите сироту».2 В древнерусском государстве призрение детей-сирот было либо частным делом князя, либо возлагалась на церковь.
Ко времени правления Ивана Грозного (1547-1584 гг.), призрение бедных и страждущих, в первую очередь, детей-сирот, уже начало входить в круг государственного управления, осуществляющегося с помощью учреждений-приказов. Попечителями детей-сирот выступали также большинство монастырей и частные лица. В период «смутного времени» (1598-1613 гг.) правительство Бориса Годунова особенно заботилось о вдовах и сиротах, причем безразличия их подданства и вероисповедания. В частности, царь распорядился бесплатно раздавать сиротам хлеб.
Первый из династии Романовых, царь Михаил Федорович, правивший в 1613-1645 гг., передал открытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа. Несколько позже, в царствование его приемника Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), в связи с укреплением центральной власти были созданы специальные приказы, занимающиеся призрением бедных. По мнению Л.В. Бадя, в это время в Новгороде архимандритом был открыт первый дом для детей-сирот.
В 1682 г., в царствование Федора Алексеевича (1676-1682 гг.) был подготовлен проект Указа, по которому из общего числа нищих выделялись безродные нищие дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии специальных домов, где они должны были обучаться грамоте, ремеслам и наукам, которые «зело и во всех случаях нужны и потребны».
Внимание призрению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уделял и Петр I (1682-1725 гг.). В Указе от 4 февраля 1719 г. «О защите вдов, сирот и бедных людей» он указал: «...а наипаче же призирать... сирот безгласных и беспомощных». Позже, 23 октября 1723 г. Сенат в одном из своих указов отметит: «Малолетних, которых при том свидетельстве явились, а чьи они прежде сего были, не помнят же, из тех, которые от десяти лет и выше, писать в матросы, и прислать в Санкт - Петербург в Адмиралтейство, а которые ниже тех лет, тех отдавать для воспитания тем, кто их к себе принять похочет»5. Дети, которых никто не брал на воспитание, согласно указу, помещались в богадельни, где они находились до 10 лет.
Прообраз патронатной семьи в России появился еще в 1768 году (практически одновременно с другой моделью призрения сирот – Воспитательным Домом), когда Московским опекунским советом признается лучшей мерой предупреждения смертности детей в Воспитательных Домах - передача их на воспитание в добропорядочные крестьянские семьи.
Тем не менее, в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона указывается, что о надлежащем призрении детей сирот в России правительство начало заботиться лишь при императрице Екатерине II1. Учрежденным ею в 1775 г. приказам общественного призрения предписывалось «попечение и надзирание... сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания».
Екатерина II ввела понятие «патронат» (патронаж) в отношении сирот, что означало передачу детей для вскармливания в крестьянскую семью за 5 рублей в месяц. По велению Екатерины II «все уже призираемые дети, равно и как и впредь все сироты, кои за оставлением их родственников или других каких-либо попечителей в рассуждении малых своих лет не имеющие пропитания, присмотра и призрения» зачислялись навсегда в ведомство Воспитательного Дома.
Воспитательный Дом осуществлял опеку над принятыми в его ведомство в течение всей их жизни. В сферу влияния Воспитательного Дома попадали подкидыши, отказные дети, дети-сироты и дети, лишенные попечительства. Часть детей, преимущественно слабых, воспитывалась непосредственно в Доме, большинство же поступало в крестьянские семьи «к благонадежным и доброго поведения крестьянам для приучения к правилам сельского домоводства, доколи сами возмужают ». Для наблюдения за жизнью питомцев в семьях Воспитательный дом выделял специальных врачей и надзирателей, живущих постоянно в деревне. Плата за питание и содержание детей изменялась в зависимости от возраста. Кроме того, Воспитательному Дому была подведомственна сеть приютов, лазаретов, домов призрения, богаделен, школ, училищ, ремесленных мастерских, но условия содержания детей в воспитательных домах приводили к ―поголовной смерти сирот от голода и плохого обращения. Поэтому в 1811-1837г. на уровне Правительства был издан Указ о раздаче детей по деревням и сокращении числа сиротских учреждений.
В 1857 г. в ведении приказов общественного призрения был 21 сиротский дом. В них принимались сироты 7-11 лет – дети «местных купцов, мещан, цеховых и т.д., оставшиеся после родителей в положении, требующем призрения, и сироты чиновников и канцелярских служителей, которые по бедности своей не могли поместить детей своих в учебные заведения». В сиротских домах дети находились до 12 лет, а потом их устраивали в учебные заведения, на фабрики, заводы или к частным лицам для обучения ремеслу.
В начале XIX века только в Петербурге было зарегистрировано около восемнадцати тысяч семей, в которых проживали более двадцати тысяч детей, лишившихся родительского попечения. Но и этот эксперимент не решил проблем призрения сирот, и за счет частной благотворительности стали открываться учреждения общественного воспитания, но под другим названием: ―приюты, ―ясли.
Позже, после проведенной Александром I реформы образования, преобладающую долю призрения неимущих имели общественная и частная благотворительность. В 1889 г. в Москве насчитывалось 489 благотворительных учреждений, 198 из которых оказывали помощь детям, в том числе – 42 детских приюта. В них заботились не только о том, чтобы дети были сыты, одеты и получали начальное образование, но и давали профессиональные навыки, чтобы после впоследствии они могли начать самостоятельную жизнь.
Так, во второй половине XIX в. в России были организованы Ольгинские детские приюты трудолюбия, предназначавшиеся для подготовки детей к трудовой жизни. Сиротский приют имени братьев А. и В. Бахрушиных принимал мальчиков в возрасте от 4 до 8 лет, давая практическое ремесленное образование бедным детям, покинутыми родителями, и сиротам. Приют цесаревны Марии Общества попечения о детях лиц, сосланных по судебным приговорам в Сибирь, принимал детей из семей осужденных. Мальчики обучались сапожному, портновскому, столярному, слесарному ремеслам, девочки портновскому мастерству и разным рукоделиям. Таким образом, воспитанники получали трудовые навыки, владение которыми служило им источником заработка после выхода из приюта1.
К концу XIX в. число приютов в России значительно выросло. Так, только «Московское общество попечения о бедных и больных детях» к 1899 г. открыло 89 учреждений для 849 детей-сирот и полусирот в возрасте от 3 до 10 лет. В этот период в практике сиротских приютов и воспитательных домов применялось «Положение о детском приюте» (1838 г.), разработанное В.Ф. Одоевским. В нем он обращал внимание организаторов приютов на то, что в этих учреждениях важно не только присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, обучать какому-либо ремеслу.
В 1903 г. был принят Устав об управлении заведений общественного призрения, касавшийся и деятельности сиротских домов. В нем оговаривалось «призрение сирот в том возрасте, в котором они не могут еще быть никуда пристроены для обучения, долженствующего положить основания будущему их состоянию». Выросших воспитанников сиротских домов направляли на фабрики, заводы, на службу, на обучение ремеслу и иным занятиям.