Психодиагностика исследования личности в системе управления на примере ООО «ГеноТехнология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить основные психологические аспекты управления персоналом медицинских учреждений в условиях профессиональной деятельности.
Объект: процесс управления персоналом медицинского учреждения.
Предмет: взаимосвязь стиля управленческой деятельности и индивидуальных особенностей личности руководителя среднего звена медицинского учреждения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности личности руководителя
1.1 Структура личности руководителя
1.2 Профессиональные способности руководителя
1.3 Стили управления, их обусловленность особенностями личности руководителя
Глава 2. Личность подчиненного как объект управления
2.1 Индивидуально-типологические особенности личности подчиненных и их использование в управлении
2.2 Особенности управления сотрудниками, имеющими выраженные признаки различных акцентуаций
Глава 3. Психодиагностика исследования личности в системе управления на примере ООО «ГеноТехнология»
3.1 Методы и организация исследования
3.2 Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СиПУ.docx

— 229.59 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет Социального управления 
Кафедра управления персоналом, документоведения и архивоведения

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине:

«Социология и психология управления»

тема:

«Психодиагностика исследования личности в системе управления на примере  ООО «ГеноТехнология»»

                                                  

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                     Студентка группы УПП-3-4(1)

                                                          Маркова С.С.

 

                                             Проверил:

Научный руководитель

А.В. Кириллов

 

 

 

 

Москва 2012 год

 

Введение

Глава 1. Особенности личности руководителя

1.1    Структура личности руководителя

1.2    Профессиональные способности руководителя

1.3    Стили управления, их обусловленность особенностями личности руководителя

Глава 2. Личность подчиненного как объект управления

2.1 Индивидуально-типологические особенности личности подчиненных и их использование в управлении

2.2 Особенности управления сотрудниками, имеющими выраженные признаки различных акцентуаций

Глава 3. Психодиагностика исследования личности в системе управления на примере ООО «ГеноТехнология»

3.1 Методы и организация исследования

3.2 Результаты исследования и их интерпретация

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Введение

Актуальность проблемы исследования. В современных условиях как никогда необходима качественная подготовка административных кадров, умеющих создать условия и психологическую атмосферу для оказания населению специализированной медицинской помощи. В тоже время в быстро меняющейся обстановке в Российском здравоохранении проблема эффективности управления персоналом сегодня стоит наиболее остро.

Выдвижение на руководящие и  организаторские должности, как  правило, обусловлено высоким уровнем  овладения техническими навыками медицинского работника. Многие врачи, медицинские  сестры получили свою первую управленческую должность (заведующего отделением, старшей медсестры), благодаря, прежде всего, своим профессиональным навыкам в технической (собственно медицинской) области, а не лидерским качествам или выраженным способностям к управленческой деятельности.

Однако по мере продвижения по ступенькам служебной лестницы все более  важными для эффективной профессиональной деятельности становятся навыки и умения разработки, принятия и реализации управленческих решений, оценки эффективности  деятельности подчиненных, подбора  высококвалифицированных сотрудников  для реализации целей медицинского учреждения.

Специфика управления в системе  здравоохранения состоит, прежде всего, в том, что воздействуя на подчиненных (рядового врача или медсестру), управленец воздействует на качество оказываемой  медицинской помощи пациентам, а  значит на их здоровье.

Последствиями неправильного с  психологической точки зрения управления могут быть: халатное отношение подчиненных  к работе, разобщение внутри бригады, недоверие друг к другу и др. Все это неизбежно приводит к  снижению уровня медицинского обслуживания пациентов.

Во многом эффективность деятельности медицинского учреждения зависит от соответствия руководителя требованиям, которые предъявляет к нему управленческая деятельность.1

Поэтому очень важно, чтобы руководители медицинского учреждения умели не только правильно обследовать, точно ставить диагнозы, эффективно лечить но и выполнять свои прямые административные обязанности.

Ведь руководителем принято  называть специалиста использующего  знания, опыт, интеллект и мотивы поведения других людей для достижения целей организации, то есть выполнение работы чужими руками.

Очевидно, что работа руководителя в здравоохранении базируется на управлении трудовыми ресурсами медицинского учреждения. Поэтому для эффективной работы руководитель должен обладать необходимыми личными качествами, профессиональными способностями к управленческой деятельности, знать средства влияния и стили поведения, которые будут наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации.

Проблема видится в том, что  существует несоответствие между имеющимся  уровнем психологической компетентности руководителей среднего звена медицинских учреждений, развития их личностных качеств, управленческих способностей, знаний, навыков и умений и современными требованиями к ним.

Цель исследования: определить основные психологические аспекты управления персоналом медицинских учреждений в условиях профессиональной деятельности.

Объект: процесс управления персоналом медицинского учреждения.

Предмет: взаимосвязь стиля управленческой деятельности и индивидуальных особенностей личности руководителя среднего звена медицинского учреждения.

Основные задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ  психологической литературы по  проблеме развития способностей  к руководству, формирования стилей  управленческой деятельности, их  зависимости от индивидуальных особенностей личности руководителя.

2. В ходе анализа теоретических  источников и результатов эмпирических  исследований определить особенности  управления в зависимости от  специфики личности подчиненного  как объекта управления.

3. Осуществить подбор методов  и методик исследования по  проверке выдвинутых гипотез.

4. В ходе эмпирического исследования  определить наличие (отсутствие) зависимости стиля управления  от индивидуальных свойств личности  руководителя (темперамента, акцентуаций,  качеств личности).

5. Выявить степени значимости  преобладающих компонентов управленческих  способностей руководителей в  зависимости от пола, образования  и стажа работы непосредственно  на руководящей должности.

В ходе исследования были сформулированы рабочие гипотезы о:

1. зависимости стиля управления  от темперамента руководителя;

2. зависимости стиля управления  от акцентуаций характера руководителя;

3. зависимости эффективности управления  от уровня развития качеств  личности руководителя;

4. различиях степени значимости преобладающих компонентов в структуре управленческих способностей от пола, возраста и стажа работы руководителей.

Исследование проводилось на базе КДМЦ «ГеноТехнология», типичного медицинского учреждения с точки зрения управленческой деятельности врачей - руководителей и старших медицинских сестер. Общее число обследованных - 45 врачей - руководителей и старших сестер, имеющих значительный разброс по возрасту, стажу работы на руководящих и организаторских должностях и различный уровень профессионального образования.

В ходе работы были использованы следующие  теоретические методы: изучение литературы по психологии управления, отбор и  систематизация материалов по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение, опрос, корреляционный анализ.

 

 

Глава 1. Особенности личности руководителя

1.1 Структура личности  руководителя

Личность человека всегда была и  остается одной из самых интригующих  тайн, волновавших человечество. Для  всестороннего анализа этого  социального феномена необходимо разъяснить ряд понятий – «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Эти понятия не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Человек – это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. Человек – это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам.

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек (и новорожденный, и взрослый на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны) – это индивид.

Но, появившись на свет как индивид, человек постепенно приобретает  особое социальное качество, он становится личностью. Еще в детстве индивид включается в сложившуюся систему общественных отношений. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, то есть как реального человека, не только не похожего на других, но и не так как они, действующего, мыслящего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Таким образом, личность – это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек – носитель самых разных свойств, то личность – это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает ответственность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических  черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других.

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Она проявляется в чертах темперамента, характера, в привычках, в преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальность – это непременный и важнейший признак личности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Как известно, личность изучают многие дисциплины, в том числе социология, общая психология, психология управления. Какова же специфика рассмотрения личности этими дисциплинами?

Социология изучает личность не как индивидуальность, а как социальный тип. Ее интересуют лишь те черты, которые  схожи во многих людях, которые «привязывают»  личность к группе.

Общая психология изучает личность как конкретного человека, во всем его своеобразии и неповторимой уникальности личностных качеств. Она  фокусирует свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях  между индивидами.

Для психологии управления наиболее близок подход социальной психологии. Вместе с тем есть и определенное своеобразие. Психологию управления интересует, как те или иные типологические особенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психологии, в социологии, сказываются на участии личности в сфере управленческих отношений, то есть ролевое разнообразие проявлений личности в этой сфере.

Кроме того, психология управления рассматривает  проявления личности не просто в социальной группе, а важнейшие ее разновидности  – в организации, точнее, ее интересует результат, получаемый от многообразия взаимоотношений личности в организации, прежде всего по вертикали. Например, психологию управления интересует индивид  Маркова (Я), прежде всего, как руководитель соответствующего подразделения организации, как подчиненный Мисюрина (мой руководитель). Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Особое внимание акцентируется на личности руководителя, на необходимых личностных качествах.

Психология управления поведением личности подчиненного – это совокупность приемов, форм и методов воздействия  руководителя на формирование, развитие и использование личностного  потенциала подчиненных в достижении целей деятельности организации.

Таким образом, главная сфера приложения психологии управления – исследование всей сложности проявлений участия  личности в управленческой деятельности.

А значит, для психологии управления важными являются знания о структуре  личности (как руководителя так и подчиненного).

В структуре личности выделяют следующие  составные части:

1. Психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые) как основной способ существования психического, его динамические моменты.

2. Психические состояния как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующему влиянию на деятельность различают:

-положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.);

-отрицательные состояния, то есть затрудняющие решения задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.);

-психические образования как продукты психической активности человека. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт;

3. Психические свойства (самосознание, направленность, способности, характер, темперамент) как самое важное в человеке, его системное качество.

Наиболее важными элементами структуры  личности руководителя с точки зрения психологии управления признаются его  ценности и профессиональные способности, а также индивидуально - психологические особенности, обуславливающие стиль управленческой деятельности.

 

1.2 Профессиональные способности  руководителя

Психологи считают, что способности  не даются человеку от природы в  готовом виде. Человек рождается  с задатками, врожденными особенностями  организма. Из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств  и самой деятельности человека развиваются  способности.

Информация о работе Психодиагностика исследования личности в системе управления на примере ООО «ГеноТехнология»